Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в современных условиях и определение основных направлений совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью, при написании работы решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятия финансовый контроль, выделить его цели, задачи, функции, принципы;
- определить круг органов, на которые возложено проведение государственного финансового контроля;
- выявить проблемы эффективности государственного финансового контроля;
- выявить основные направления совершенствования российской системы государственного финансового контроля.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Финансовый контроль как экономическая категория
Сущность финансового контроля………………………………………...5
Формы финансового контроля……………………………………………8
Методы финансового контроля………………………………………….11

Глава 2. Государственный финансовый контроль
Контроль со стороны органов законодательной власти……………….14
Контроль со стороны органов исполнительной власти………………..18
Контроль со стороны Президента РФ…………………………………..23

Глава 3. Совершенствование системы государственного финансового
Контроля
Проблемы осуществления государственного финансового
контроля в РФ…………………………………………………………………...25
Пути совершенствования системы государственного
финансового контроля в РФ……………………………………………………30
Заключение …………………………………………………………………………37
Список используемой литературы…………………………

Файлы: 1 файл

финансы курсовик.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

     Существуют  и используются различные формы  контроля, которые принято классифицировать по определенным признакам, приведенным в таблице 2.1

                                                     Таблица 2.1

     Классификация форм финансового контроля 

Признак классификации Форма финансового  контроля
Регламент осуществления 

Время проведения   

Субъекты контроля 
 
 
 
 

Объекты контроля

Обязательный, инициативный, внешний и внутренний

Предварительный, текущий и последующий  

Государственный (в том числе президентский, органов законодательной и исполнительной власти), органов местного самоуправления, финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудиторский)

Бюджетный, внебюджетных фондов, налоговый, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный, валютный

 

     Обязательный  контроль осуществляется государственными органами финансового контроля в соответствии с действующим законодательством в установленные сроки. К нему относятся, в частности, налоговые проверки, обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций, обществ и т.д.

     Инициативный контроль определяется соответствующими органами хозяйствующих субъектов и выступает в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами.

     Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия бюджетов (федерального, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления), финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных организаций, учреждений. Он предусматривает оценку обоснованности показателей различных финансовых планов, в том числе бюджетов всех уровней. Данная форма контроля позволяет предупредить возможное нарушение действующего законодательства, нормативных актов, выявить дополнительные резервы и источники возможных доходов, предотвратить нерациональное использование финансовых ресурсов и т.п.

     Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Данная форма  контроля предусматривает не только соблюдение финансовой дисциплины в  ходе осуществления финансово-хозяйственных операций, но и предполагает анализ финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.

     Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов, подведения итогов финансово-хозяйственной  деятельности хозяйствующих субъектов по завершении отчетного периода и финансового года в целом. Он предназначен для оценки результатов использования бюджетов, выполнения финансовых планов и выработки тактики и стратегии на очередной и последующие финансовые года.

     Государственный контроль проводится органами государственной власти (Администрацией президента, законодательными и исполнительными органами Российского Федерации и субъектов Российской Федерации). Цель данного контроля состоит в соблюдении интересов государства и общества в целом при реализации финансовой политики государства.

     Контроль  органов местного самоуправления осуществляется соответствующими органами финансового  контроля и направлении прежде всего  на контроль и анализ хода исполнения местных бюджетов.

     Контроль  финансов кредитных органов состоит в проверке правильности и достоверности данных финансовой отчетности предприятий и организаций.

     Ведомственный контроль осуществляется специальными подразделениями министерств и  ведомств подотчетных им предприятий, организаций, учреждений. Цели и задачи такого контроля непосредственно устанавливаются самими министерствами и ведомствами.

     Внутрихозяйственный контроль проводится финансовыми и  экономическими подразделениями предприятий  и организаций. Цели и задачи осуществления  данного контроля формулируются органами управления хозяйствующих субъектов.

     Независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодательством  и нормативными актами, регламентирующими  осуществление аудиторских проверок2 

     1.3 Методы финансового  контроля

     Различают следующие методы (способы, приемы) осуществления финансового контроля:

  1. Проверки
  2. Обследования
  3. Надзор
  4. Анализ финансового состояния
  5. Наблюдения (мониторинг)
  6. Ревизии

     Проверка  производится по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий.

     Обследование  предполагает изучение отдельных аспектов функционирования предприятий, организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития.

     Надзор  представляет собой контроль за осуществлением финансовых операций в целях их приведения в соответствие с нормами и  требованиями, предъявляемыми действующим законодательством. Систематическое и грубое нарушение норм, требований, приводящее к ущемлению интересов партнеров субъекта контроля, влечет за собой в ряде случаев применение санкций, например в виде отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности (операций).

     Наблюдение (мониторинг) – это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться  со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятия.

     Анализ  финансового состояния предполагает оценку результатов финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, эффективности использования его капитала.

     Ревизия выступает в виде наиболее распространенного  и всеобъемлющего метода финансового  контроля. По полноте охвата контроля финансово-хозяйственной деятельности субъекта различают полные, частичные, тематические и комплексные ревизии.

     Полная  ревизия предусматривает проверку всех аспектов финансово-хозяйственной  деятельности экономических субъектов. Частичная ревизия проводится с  целью контроля отдельных аспектов финансово0хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тематическая ревизия предполагает контроль финансово-хозяйственной деятельности ряда однотипных экономических субъектов с целью выявления типичных недостатков, правонарушений по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Комплексная ревизия включает в себя проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, в том числе вопросов сохранности и эффективности использования факторов производства, соблюдения финансовой дисциплины, качества (достоверности, своевременности и предоставления) финансовой отчетности.

     По  степени охвата финансовых и хозяйственных  операций в процессе ревизии различают  сплошные ревизии, заключающиеся в  проверке всех операций, всей первичной  документации на определенном участке деятельности за весь проверяемый период времени и выборочные ревизии, суть которых состоит в проверке части первичных документов за определенный период времени.

     Наряду  со сплошной и выборочной ревизиями  применяются и комбинированные  ревизии, заключающиеся в проверке отдельных участков деятельности экономического субъекта сплошным методом, а в других – выборочным, что позволяет ускорить проведение ревизии и обеспечить высокий уровень охвата контролируемых операций.

     Для проведения любого вида ревизии составляется и утверждается программа, в которой указываются цели ревизии, объект, конкретные аспекты контроля и основные вопросы ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, являющимся официальным финансовым документом, на основе которого разрабатываются мероприятия и принимаются меры по устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности3.

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             Глава 2. Государственный финансовый контроль. 

         2.1 Контроль со стороны  органов законодательной  власти.

       Государственный финансовый контроль — это способ реализации финансовой политики государства, он способствует созданию условий для финансовой стабилизации. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации включает контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

           Органами финансового контроля называют органы, специально создаваемые для осуществления контрольных полномочий, либо подразделения органов исполнительной власти, на которые возлагаются функции финансового контроля в соответствующей отрасли или ведомстве.

       Особое  место в системе финансового  контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной  палате РФ.

     Счетная палата РФ — это не зависимый  от Правительства РФ, постоянно действующий  орган финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ. Его деятельность регулируется Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г.4

     В соответствии с п. 5 ст. 101 Конституции  РФ «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату»5

       Счетная палата РФ — юридическое лицо, состоит  из Председателя, назначаемого Государственной  Думой РФ на шесть лет, заместителей председателя, назначаемых Советом  Федерации РФ также на шесть лет, 12 аудиторов, шесть из которых назначает Государственная Дума РФ и шесть - Совет Федерации РФ, а также из аппарата Счетной палаты — инспекторов.

       Объектом  контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность.

       К субъектам, на которых распространяются контрольные полномочия Счетной  палаты, относятся:

       1) все государственные органы (в  том числе их аппараты) и учреждения, федеральные внебюджетные фонды;

       2) органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность, либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

       3) общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, над деятельностью которых контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

       В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. К основным задачам Счетной палаты РФ относятся:

       — организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением  доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

Информация о работе Финансовый контроль