Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в современных условиях и определение основных направлений совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью, при написании работы решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятия финансовый контроль, выделить его цели, задачи, функции, принципы;
- определить круг органов, на которые возложено проведение государственного финансового контроля;
- выявить проблемы эффективности государственного финансового контроля;
- выявить основные направления совершенствования российской системы государственного финансового контроля.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Финансовый контроль как экономическая категория
Сущность финансового контроля………………………………………...5
Формы финансового контроля……………………………………………8
Методы финансового контроля………………………………………….11

Глава 2. Государственный финансовый контроль
Контроль со стороны органов законодательной власти……………….14
Контроль со стороны органов исполнительной власти………………..18
Контроль со стороны Президента РФ…………………………………..23

Глава 3. Совершенствование системы государственного финансового
Контроля
Проблемы осуществления государственного финансового
контроля в РФ…………………………………………………………………...25
Пути совершенствования системы государственного
финансового контроля в РФ……………………………………………………30
Заключение …………………………………………………………………………37
Список используемой литературы…………………………

Файлы: 1 файл

финансы курсовик.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

       — оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

       — финансовая экспертиза проектов федеральных  законов, а также иных нормативно-правовых актов органов государственной  власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

       — анализ выявленных отклонений от установленных  показателей федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

       — контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета  и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

       — регулярное представление Совету Федерации  и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета  и результатах проводимых контрольных  мероприятий;

       — контроль за поступлением в федеральный  бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи  и управления ею.

       В рамках банковской системы Счетная  палата осуществляет контроль за деятельностью  Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета, а также за деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.

       Все органы государственной власти в  Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации (независимо от форм собственности) и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты РФ информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

     Особенностью  и одновременно недостатком организационного строения Счетной палаты, ограничивающим ее практические возможности, является то, что она не имеет территориальных  подразделений. Ревизии и проверки на местах проводятся путем командирования инспекторов палаты из Москвы в республики, края, области, округа. Командировки требуют значительных расходов, осложняются временными и кадровыми ограничениями. Ограничивает возможности Счетной палаты и то, что она неправомочна защищать интересы государства путем прямого обращения в суд. Палате приходится направлять материалы по результатам проверок, требующим судебного разбирательства, в прокуратуру. Это затягивает возмещение ущерба, снижает эффективность контроля.6

     Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, которые являются основной формой ее контроля.7

     По  закону деятельность Счётной палаты является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

     Таким образом, Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. Деятельность Счетной палаты направлена на проведение ряда мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов. 

     2.2 Контроль со стороны  органов исполнительной  власти.

          Государственный финансовый контроль со стороны исполнительной власти на федеральном уровне в стране осуществляет Правительство Российской Федерации. В пределах полномочий, определенных Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», Правительство Российской Федерации контролирует составление и исполнение федерального бюджета, реализацию единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет валютный и таможенный контроль.8

     Направляя деятельность подведомственных ему  органов по осуществлению финансового  контроля, Правительство Российской Федерации принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок этой деятельности.

     Функциями государственного финансового контроля по линии органов исполнительной власти Российской Федерации наделен  ряд организаций. В их числе Министерство финансов Российской Федерации и службы, находящиеся в его ведении:

          ·Федеральная налоговая служба9;

     · Федеральная служба страхового надзора10;

     · Федеральная служба финансово-бюджетного надзора11;

     · Федеральное казначейство12.

     Безусловно, важнейшее место в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений правительства РФ.

     По  результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

     Федеральная налоговая служба – обеспечивает своевременность и полноту поступления  налогов, акцизов, таможенных пошлин и  сборов в бюджет, обязательных платежей в фонды. Прежде всего, налоговые  органы организуют учет налогоплательщиков по месту нахождения организации, ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Налоговые органы обязаны заботиться о том, чтобы учет налогоплательщиков был своевременным и полным. На основе данных учета ведется Единый государственный реестр налогоплательщиков. Налогоплательщики должны в установленных случаях представлять в налоговый орган налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность. Налоговый контроль проводится посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли)13. Контроль может осуществляться и в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации14.

           Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) – федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Минфину России и осуществляющий функции по контролю и надзору в страховой сфере деятельности (страховом деле). Свою деятельность она осуществляет как непосредственно, так и через свои территориальные органы15

Федеральная служба страхового надзора – осуществляет лицензирование страховых операций страховщиков, разрабатывает соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения по применению страхового законодательства, защищает интересы страхователей в случае банкротства страховых организаций, проводит проверки отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности страховщиков, контролирует соблюдение ими страхового законодательства и страховой дисциплины. При выявлении нарушений по результатам проверок она имеет право давать предписания страховым организациям об увеличении размера резервных фондов, изменении тарифов страховых взносов (премии), правил и условий страхования и перестрахования. В случае невыполнения этих предписаний могут приниматься жесткие решения – вплоть до аннулирования лицензии или полного прекращения деятельности страховой организации.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора  – ее полномочия прописаны в Положении о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора16 (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 278). Она осуществляет контроль и надзор: за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, а также соответствия проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, ссуд и бюджетных инвестиций; за исполнением органами финансового контроля законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

            Федеральное казначейство (Казначейство России) – в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, нормативными правовыми актами Министерства финансов, а также Положением о Федеральном казначействе, утвержденном правительством Российской Федерации от 11.11.2006г. № 66917.

     В положении прописано, что Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

     Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.

     Полномочия Федерального казначейства: составление и представление в Министерство финансов Российской Федерации оперативной информации и отчетности об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации; осуществление прогнозирования и кассового планирования средств федерального бюджета и другие полномочия.

     Усилия  федерального казначейства и его  территориальных органов сосредоточены  на предварительном и текущем  контроле при финансировании расходов организаций – получателей средств  федерального бюджета. Они должны охватывать проверками все организации, финансируемые из федерального бюджета через их лицевые счета в органах Федерального казначейства. Предварительный контроль происходит на стадии сверки соответствия плановых сметных назначений лимитам бюджетного финансирования. Текущий – при финансировании расходов с лицевых счетов бюджетополучателей путем проверки документов, подтверждающих правомерность расхода в пределах сметных назначений.

     Казначейский  контроль осуществляется непосредственно  в ходе решения основной задачи этого  учреждения — организации бюджетного финансирования по принципу единства кассы и неразрывен с этой работой18.

     Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов,  полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности  в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Свою деятельность Федеральная  служба по финансовому мониторингу осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы19.

     В соответствии с возложенными на нее задачами Федеральная  служба по финансовому мониторингу осуществляет контроль и надзор за операциями (сделками) с денежными средствами и имуществом,  выполнением юридическими и физическими лицами  требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов,  полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства.

     Она имеет право проводить в пределах установленной сферы деятельности проверочные мероприятия, разрабатывать и утверждать методические материалы и программы проведения контрольных мероприятий. 

     2.3 Контроль со стороны  Президента РФ.

       Контроль  за финансами со стороны  президента РФ осуществляется в соответствии с  Конституцией РФ путем  издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, министра Федеральной налоговой службы РФ, представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального Банка. В соответствии с Конституцией РФ Президент страны обращается с ежегодным бюджетным посланием к Федеральному Собранию.

Информация о работе Финансовый контроль