Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:57, курсовая работа
Статья посвящена анализу финансового контроля в России во взаимосвязи с проблемами обеспечения финансово-экономической устойчивости и социальной стабильности государства, его экономической безопасности, современным проблемам финансового контроля в России.
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИИ
Васильева Мария Александровна, Корчагина Алена Сергеевна
студентки 2 курса специальности «Финансы и кредит»
Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова
mdzhein@mail.ru
Статья посвящена
анализу финансового контроля в
России во взаимосвязи с проблемами
обеспечения финансово-
Экономический контроль неотделим от контроля над всей жизнью людей, ибо, контролируя средства, нельзя не контролировать и цели.
Фридрих Август фон Хайек
Управление общественными
процессами предполагает последовательное
решение вопросов, связанных с
планированием деятельности, организацией
работы, координированием процесса, анализом
результатов и контролем. Заключительным
элементом любой деятельности является
контроль. Применительно к финансово-
Необходимость осуществления финансового контроля возникает тогда, когда происходит движение денежных средств. В условиях рыночных отношений основным побудительным мотивом деятельности является получение прибыли. Достижению этого в немалой степени способствует финансовый контроль.
Современные условия развития
экономики и российского
Эффективность деятельности
государства во многом определяется
тем, как оно распоряжается
Процесс формирования системы
государственного финансового контроля
еще не завершен. Не разработана
адекватная условиям перехода к развитому
рынку теория государственного финансового
контроля, не установлены основные
направления организации
Стратегической задачей,
как с точки зрения оценки уровня
эффективности государственного финансового
контроля, так и с точки зрения
расширения контрольных функций
является разработка критериев оценки
рационального использования
Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
Финансовый контроль предупреждает
бесхозяйственность и расточительность,
выявляет факты злоупотреблений
и хищений товарно-материальных
ценностей и денежных средств. Действенность
финансового контроля, осуществляемого
различными субъектами – органами
государственной власти, местного самоуправления,
аудиторами, аудиторскими организациями,
в решающей мере определяется их взаимодействием,
в том числе и с
Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целелесообразности проводимой финансовой деятельности.
Виды финансового контроля рассмотрим в виде схемы:
Финансовый контроль
Государственный финансовый контроль
Общественный контроль
Аудит
Общегосударственный: выполнение хозяйствующими субъектами обязательств перед государством
Бюджетно-финансовый: законность и эффективность формирования и использования государственных средств
Ведомственный: внутриведомственное использование средств
Налоговый
Таможенный
Валютный
Административный:
Внутренний контроль исполнительной власти за эффективностью подведомственных структур
Парламентский или независимый внешний контроль, организуемый органами законодательной власти
Денежно-кредитный
Аудит бирж , внебюджетных форм и инвестиционных институтов
Страховой аудит
Банковский аудит
Общий аудит
Основные методы финансового контроля: ревизия, проверка, надзор, мониторинг, обследование, анализ.
За последнее десятилетие коренным образом изменились основы государственного устройства Российской Федерации, разграничены полномочия федерального центра, субъектов Федерации и органов местного самоуправления, определены границы деятельности всех ветвей власти. Значительные преобразования коснулись форм собственности, экономических взаимоотношений хозяйствующих субъектов, бюджетного устройства, процесса управления финансовой системой. Эти процессы не могли не повлечь изменения основ государственного финансового контроля, как необходимого элемента управления финансовой системой. В связи с этим все более актуальным становится вопрос об эффективном управлении государственными финансами.
Повышение эффективности
государственной бюджетной
Конечный результат, т.е. совокупность объективных последствий финансового контроля, - это главный критерий определения его эффективности. Получение данных о таком результате требует знания конкретного содержания деятельности контролирующего органа, реакции на его действия субъекта контроля, изменений, происходящих под влиянием контроля в управленческой деятельности.
Совершенствование государственного
финансового контроля в РФ заключается
в улучшении системы
Принятые поправки в Бюджетный
кодекс РФ не смогли решить такую актуальную
проблему, как законодательное
В нынешних условиях существуют факторы, ограничивающие действенность государственного финансового контроля в Российской Федерации. Основные из них заключаются в том, что в настоящее время в России:
Чтобы привести в действие
экономические рычаги, с помощью
которых контроль может влиять на
финансовые результаты, нужен соответствующий
правовой инструментарий, важнейшим
инструментом является использование
санкций за бюджетные правонарушения.
От способности государства
Создание единой системы финансового контроля следует рассматривать прежде всего как важнейший фактор экономического роста, действие которого проявляется через объективный контроль финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, базирующийся на неуклонном и всестороннем соблюдении норм финансового права. В существовании системы финансового контроля заинтересовано общество в целом (и государство, как выразитель интересов этого общества) и все законопослушные хозяйствующие субъекты, поскольку такая система позволит эффективно защитить финансовые интересы общества, государства, частных собственников и потенциальных инвесторов и сделать бизнес в России цивилизованным, избавит его от криминализации, поможет привлечь для его развития средства частных инвесторов, в том числе и иностранных.
Создание на территории РФ единой системы финансового контроля необходимо для цивилизованного развития российской экономики в условиях рынка, поскольку в правовом государстве не может и не должно быть зон, свободных от финансового контроля.
Список литературы