Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:57, курсовая работа
Статья посвящена анализу финансового контроля в России во взаимосвязи с проблемами обеспечения финансово-экономической устойчивости и социальной стабильности государства, его экономической безопасности, современным проблемам финансового контроля в России.
Органичной составной частью государственного финансового контроля должна стать финансовая разведка тех процессов, которые связаны с существованием в России «теневой» экономики. Государственный контроль за финансовыми операциями включает в себя сбор информации, мониторинг и анализ содержания самих операций с целью выявления аномальных изменений в финансовых потоках (как по внутренним, так и международным трансакциям) в территориальном разрезе, а также между финансовыми посредниками по видам операций. При этом в нормативных актах, направленных на противодействие «отмыванию» преступных доходов, подчеркивается, что сбор информации для мониторинга на первом этапе финансовой разведки не предполагает раскрытия клиента, т.е. обеспечивается сохранение банковской и коммерческой тайны. Если же в дальнейшем обнаруживаются аномальные изменения в финансовых потоках, то тут уже оперативно проводится более глубокое изучение всей имеющейся информации. Таким путем могут выявляться противоправные действия, в том числе и связанные с «отмыванием» доходов, полученных преступным путем. В том случае, если в ходе анализа будут обнаружены признаки преступления, то вся информация должна направляться в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.
В Российской Федерации в ходе экономических реформ и перехода на рыночную экономику была в основном сформирована принципиально новая финансовая система, отличная от прежней планово-централизованной организации финансов СССР. Этот процесс формирования новой финансовой системы в России еще не закончен. Проблема эффективности ее функционирования, воздействия на реальную экономику остается одной из самых актуальных в части обеспечения стабильности и экономического роста. В решении этих проблем важное значение имеют совершенствование структуры и деятельности институтов государственных финансов, в том числе организация действенного государственного финансового контроля.
Проблема управления финансами,
финансовый менеджмент, в рыночной
экономике на различных уровнях,
начиная от предприятия, их объединений
и ассоциаций, в холдингах и, конечно,
на всех уровнях государственной
власти приобретает особое, а в
экономическом отношении
Целями консолидированной системы государственного финансового контроля должны быть:
содействие повышению эффективности финансовой системы России в целом и ее каждого звена, ее воздействия на рост эффективности реальной экономики и решение социальных задач;
принятие самых действенных мер для выявления фактов коррупции, экономических и финансовых нарушений действующего законодательства, привлечению виновников к ответственности в соответствии с законом;
проведение аналитической
работы по эффективности использования
финансовых ресурсов и выработка
прогнозов, соответствующих предложений
для законодательной и
Государственный финансовый контроль должен выполнять функции общегосударственного финансового контроля, который осуществляется уполномоченными государственными органами и в пределах их компетенции в любой сфере экономики и управления, а также ведомственный финансовый контроль, проводимый министерствами и ведомствами в отношении подведомственных им предприятий и организаций. Исходя из этого, считаем, что функции консолидированной системы государственного финансового контроля должны заключаться в следующем:
проведение предварительного, текущего и последующего государственного контроля образования и использования финансовых средств посредством ревизий, проверок и других форм финансового контроля;
организация государственной и муниципальной финансовой контрольной работы на различных уровнях и в различных звеньях финансовой системы;
первостепенное внимание придается бюджетному контролю;
координация контрольной финансовой работы различных министерств и ведомств;
изучение и анализ работы
всей системы органов
в случаях необходимости выступление с законодательной инициативой;
привлечение к ответственности
нарушителей финансового
Решая проблему организации
единой системы государственного финансового
контроля, необходимо четко видеть,
что при этом могут быть существенные
негативные последствия, которые могут
перекрыть эффекты от усиления государственного
финансового контроля. Поэтому организация
единой государственной системы
финансового контроля должна также
решать и такие важнейшие проблемы
развития рыночной экономики, как создание
благоприятных условий для
Дело в том, что мероприятия
по усилению государственного финансового
контроля не должны помешать активизации
предпринимательства и
Наиболее четко
В системе мер, обеспечивающих
выход из нынешней непростой экономической
ситуации, в которой оказалась
наша страна в результате реформ, существенное
место принадлежит, с нашей точки
зрения, совершенствованию
При этом выработка мер по решению данной проблемы должна, на наш взгляд, осуществляться в единстве (в комплексе) с системой мер по совершенствованию механизма реализации задач финансовой и денежно-кредитной политики государства.
На нынешнем этапе государственный контроль не может быть действенным, поскольку механизм реализации финансовой и денежно-кредитной политики не обеспечивает достижение провозглашаемых ею целей и задач.
Известно, что целью финансовой
и денежно-кредитной политики является
обеспечение экономического роста,
повышение доходов государства
и эффективности их использования.
В то же время из-за несовершенства
механизма осуществления
В денежно-кредитной политике механизм жесткого регулирования инфляции путем сдерживания денежной массы приводит к отрыву ее от реального сектора экономики.
При внешнем благополучии с инфляцией и ценами происходит постоянный скрытый процесс деформации и разрушения денежно-кредитных отношений за счет использования субъектами хозяйствования бартера и различного рода денежных суррогатов в расчетах (векселей, казначейских налоговых освобождений, расписок, товарных документов и т.п.). При этом бартер и денежные суррогаты являются не только средствами осуществления расчетов, замены реальных денег, но и средством ухода от налогов и воздействия на цены.
По меркам развитых стран
для обеспечения нормального
процесса обращения объем денежной
массы по отношению к ВВП в
нашей стране должны быть в 4-5 раз
выше, чем он составляет сейчас (примерно
15-16%), а потому неслучайно, что бартер
и расчеты с использованием различного
рода денежных суррогатов, хотя и несколько
сократились в
Для устранения этой «черной
дыры» меры по повышению действенности
финансового контроля должны учитывать
проведение такой эмиссионной и
кредитной политики, которая бы обеспечивала
вытеснение денежных суррогатов из денежного
оборота, укрепление курса рубля, создание
благоприятных условий для
Несовершенство
Для его выправления необходим,
на наш взгляд, на федеральном и
региональном уровнях комплексный
план действий и контроль за его
выполнением с подключением исполнительных
и контрольных органов власти
всех уровней, который бы включал
меры первоочередного и
От «контрабандного» производства
и оборота алкогольной
Проблемой, возникшей и
действующей в результате рассогласованности
в действиях органов
Однако появившиеся в последнее время предложения о либерализации (свободе) валютного режима, поддерживаемые и руководством Минфина России, выглядит, мягко говоря, нелогичными и противоречащими закономерностям рыночной экономики. Ведь свобода вывоза долларов, по сути, не лучше утечки капитала.
Закономерности рыночной
экономики, действующие в долгосрочной
перспективе, требуют, как известно,
ориентации курса национальной валюты
на паритет покупательной
Повышение реального курса
рубля — объективное требование
развития экономики. При этом экспортеры
ориентируются на повышение цен,
у производителей появляются стимулы
к обеспечению внутреннего
И, конечно, для усиления денежных функций рубля и исходя из потребности страны в инвестициях и средствах для погашения внешнего долга, по нашему мнению необходимо не ослаблять систему обязательной продажи валютной выручки экспортерам, и довести ее постепенно до 100%.
Единство в подходах при
выработке системы мер по усилению
государственного финансового контроля
и системы мер по совершенствованию
финансового и денежно-
Клеймёнов Ярослав Сергеевич
Кандидат юридических наук
------------------
Литература
[1] - Система государственного финансового контроля: организационно-управленческий аспект (и программа научного исследования). – М.: ИЭ РАН, 2001.
[2] - Исследования Академии коммерчески наук / Сборник научных трудов и информации. Выпуск 1. – М.: Маркетинг, 2000.
Финансовое право
Тема 3. Финансовый контроль в Российской Федерации