Финансовый контроль в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

Статья посвящена анализу финансового контроля в России во взаимосвязи с проблемами обеспечения финансово-экономической устойчивости и социальной стабильности государства, его экономической безопасности, современным проблемам финансового контроля в России.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 231.28 Кб (Скачать)

Министерство финансов Российской Федерации руководствуется в  своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и  Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим  Положением.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и  иными организациями.

Финансовые органы субъектов  РФ при осуществлении государственного контроля за использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичными правам Министерства финансов РФ.

Федеральная налоговая  служба как субъект государственного финансового контроля

См.далее: Федеральная налоговая служба

Схема 1 Структура органов государственного финансового контроля в РФ*

Субъекты контроля в законодательных (представительных) органах государственной  власти и представительных органах  местного самоуправления

Субъекты контроля в исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления

  1. I. На федеральном уровне

Государственная дума РФ

Совет Федерации РФ

Счетная палата РФ

I. На федеральном  уровне

Главное контрольное управление Президента РФ

Минфин РФ

Главное управление Федерального казначейства

Департамент государственного финансового контроля и аудита

МНС РФ

ГТК РФ

Министерства и ведомства  главные распорядители, распорядители  бюджетных средств федерального бюджета

Пенсионный фонд РФ

Фонд социального страхования  РФ

Фонд обязательного медицинского страхования

  1. II. На уровне субъекта РФ

Законодательный орган власти

Счетная палата субъекта РФ

II. На уровне  субъекта РФ

Финансовые органы субъекта РФ

Казначейство субъекта РФ

Территориальные органы федеральных  министерств и ведомств

Управление Федерального казначейства (УФК)

Управление МНС РФ России (УМНС РФ)

Таможенные органы

Отраслевые органы управления главные распорядители, распорядители  средств бюджета субъекта РФ

Территориальный фонд обязательного  медицинского страхования

III. На муниципальном уровне

Представительный орган  муниципального образования

Счетная палата муниципального образования

III. На муниципальном уровне

Финансовое управление администрации  муниципального образования

Органы управления распорядители  средств местного бюджета

Местные отделения территориальных  органов федеральных министерств  и ведомств (УФК, УМНС РФ)

Местные отделения территориальных  органов социальных внебюджетных фондов


*Источник: Центр институциональных  и микроэкономических исследований  Института экономики РАН.

Статьей 265 Бюджетного кодекса РФ определены следующие  формы финансового контроля:

  • предварительный контроль осуществляется в ходе обсуждения проектов бюджетов;
  • текущий контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов;
  • последующий контроль в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Законодательные органы субъектов  Федерации и представительные органы местного самоуправления при осуществлении  финансового контроля имеют право  на получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления всех материалов, необходимых для  утверждения бюджетов и проверки их исполнения. Эти органы могут  создавать собственные контрольные  органы.

Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

Главные распорядители бюджетных  средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств их получателями. Главные распорядители имеют право проводить проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений.

Методы  финансового контроля


Финансовый контроль осуществляется различными методами, под которыми понимаются приемы, способы и средства его проведения. К ним относятся  ревизии, наблюдение, обследование, проверка, анализ и др.

Методами финансового  контроля являются: ревизии, наблюдения, обследования, проверки. Ревизия основной метод финансового контроля. Она  состоит в проверке первичных  документов, на основе которых проводились  финансовые и прочие операции, а  также на проверке данных бухгалтерского и складского учета. В ходе ревизии  проводятся инвентаризации. Ревизии  могут быть фронтальными, т. е. комплексными, и выборочными. По результатам ревизии  подписывается акт, в котором  излагаются результаты ревизии. На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений.

См.далее: Ревизия

Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта. Возможно проведение обследования отдельных сторон финансовой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование и опрос. Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушения финансовой дисциплины и устранения их последствий. Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЕЛИКТОР.РУ » Статьи » Развитие финансового контроля в Российской Федерации

 

Развитие  финансового контроля в Российской Федерации

2-04-2011, 15:08   |   Раздел: Статьи   | 

 

Проведенные в последние  годы рыночные преобразования не только существенно изменили облик российской экономики, но и обусловили необходимость  радикального реформирования многих государственных  структур, призванных перестроить свою деятельность с ориентиром на достижение реальных результатов. Одной из таких  структур являются органы государственного финансового контроля, из-за недостаточно эффективной работы которых экономика страны и ее государственный сектор несут сегодня значительные потери. Слабость государственного финансового контроля, вызванная отсутствием законодательно регламентированной системы его осуществления и правовой неопределенностью содержания работы его органов, приводит к нецелевому использованию государственных средств, а иногда ведет к их прямому расхищению и утрате.

 

Приходится констатировать, что в настоящее время экономика  страны далеко не полностью находится  в поле зрения «государева ока», что государственный финансовый контроль проводится эпизодично, нередко  бессистемно, а потому – неэффективно. Это обусловлено отсутствием  не только правовой регламентации сроков и порядка его осуществления, но и отсутствием координации  и взаимной увязки в деятельности контролирующих органов.

 

in English:

The market-oriented changes performed during the last years not only changed the appearance of the Russian economy significantly but also preconditioned the need for radical reformation of different governmental structures aimed at reorganization of their activities on the result-oriented bases. Some of these structures are the bodies of the state financial control, due to their insufficient work the economy of the state and its governmental sector incur considerable losses. The weakness of the governmental financial control caused by the lack of legally regulated system of its conduct and legal uncertainty of the scope of its bodies activities leads to misuse of public funds and sometimes even to their direct plunder and deprivation.

 

It is necessary to state that currently the states economy is not fully observed by the prince eye, that the state financial control is held from time to time, sometimes random, and thus ineffective. It is preconditioned not only by the lack of legal regulation of the terms and ways of its conduct, but also by the lack of its coordination and mutual integration with the activities of the controlling bodies.

Yaroslav S. Kleymenov

Ph.D.

 

 

 

Развитие финансового  контроля в Российской Федерации

 

 

Осуществляемый ныне государственный  финансовый контроль не носит превентивного  профилактического характера. Связано  это с тем, что он выступает, как  правило, регистратором нарушений, а не инструментом их предупреждения. Государственные контролеры, фиксируя нарушения и недочеты в организации  движения денежных средств, мало уделяют  внимания тем правовым прорехам в  российском законодательстве, которые  порождают эти злоупотребления  и нарушения. Более того, мало уделяется  внимания тому, чтобы нанесенный экономике  страны ущерб был бы возмещен полностью  и в кратчайшие сроки.

 

Недостатки в содержании и нацеленности государственного финансового  контроля во многом связаны с несовершенством  его организационного построения. Наличие  множества контролирующих структур различной ведомственной подчиненности  с одинаковыми или похожими функциями  затрудняет и осложняет их работу. Между органами, осуществляющими государственный финансовый контроль, нет должной координации; они не увязаны в единую, стройную систему, все составные части которой работают в едином ритме, преследуют единые цели – обеспечение полноты и своевременности формирования ресурсов в распоряжении государства, сохранности и эффективного использования государственной собственности, законности, высокой результативности и целевого расходования всех государственных средств. Именно поэтому сегодня назрела необходимость радикальных изменений не только в содержании государственного финансового контроля, но и в его организации, правовом обеспечении, ином, чем прежде, взаимодействии контролирующих органов.

 

Понимание необходимости  существенных изменений в сфере  государственного финансового контроля отнюдь не означает единства во взглядах разных авторов на содержание и последовательность проведения предстоящих преобразований. Эти разногласия в подходах привели  к тому, что до сих пор в стране не только не принят закон о государственном  финансовом контроле, но и не создана  соответствующая ему согласованная  концепция, отражающая принципиальные позиции государства в части  построения и функционирования в  России системы государственного финансового  контроля. Принятие такой концепции, а на ее основе – и закона было бы значительным шагом вперед на пути создания действенной системы контроля.

 

Соглашаясь с тем, что  одним из принципиально важных вопросов разрабатываемой концепции, а затем  – и закона о государственном  финансовом контроле, является вопрос о создании в России системы ГФК, следует одновременно подчеркнуть, что само понятие «система государственного финансового контроля» довольно часто трактуется лицами, использующими  его, очень по-разному. Подобному разночтению способствует то, что названное понятие может рассматриваться в разных аспектах, и в зависимости от этого его составляющими могут выступать: элементы контрольно-финансовой деятельности (субъекты и объекты контроля, принципы контроля и т.д.), совокупность которых позволяет судить о технике и технологии финансового контроля; взаимосвязанное единство видов, форм и методов финансового контроля; субординированная по уровням финансового управления система органов финансового контроля; и т.д. Положение усугубляется тем, что в современной России, продекларировавшей самостоятельность каждого уровня государственной власти в пределах предоставленных ему полномочий, ликвидирована вертикальная подчиненность органов власти и их финансовых подразделений, имевшая место в советское время. Поэтому сегодня, говоря о необходимости создания российской системы государственного финансового контроля, следует акцентировать внимание на том, что она должна быть выстроена заново с использованием таких методологических, организационных и правовых основ, которых не существовало в условиях унитарного советского государства с его административно-командными методами управления. При этом следует помнить, учитывая в том числе и зарубежный опыт, что развитие децентрализованной рыночной экономики может быть обеспечено лишь при условии строгого и последовательного контроля, особенно в бюджетной сфере.

 

Важнейший вопрос, который  должен быть решен в концептуальном аспекте – это вопрос о сфере  распространения государственного финансового контроля. Период либеральных  преобразований 90-х гг. ХХ века сопровождался  в России значительным ослаблением  государственного финансового контроля, существенным сокращением сферы  его распространения. Связано это  было с тем, что государственный  финансовый контроль на первом этапе  рыночных преобразований в России рассматривался как антипод либеральной модели рыночной экономики. Однако более внимательное изучение зарубежного опыта осуществления государственного финансового контроля и просчеты, ярко проявившие себя в российской практике последних лет, показали, что подобный взгляд на государственный финансовый контроль не только не оправдан с теоретических позиций, но и наносит колоссальный вред российской экономике, терпящей многомиллиардные убытки от неоправданного сокращения сферы государственного контроля, разобщенности направлений его осуществления, неэффективности применяемых методов и несовершенство правовой базы.

 

Огромная роль в процессе исполнения бюджетов отводится исполнительным органам власти и их финансовым структурам, которые обязаны скрупулезно  проверять правильность и целевой  характер использования предприятиями  и организациями, в том числе  негосударственного сектора экономики, выделенных им бюджетных ассигнований. При этом ведущую роль в осуществлении  бюджетного контроля играют Минфин России и министерства финансов в субъектах  Российской Федерации; они тщательно  контролируют составление и исполнение бюджетов, проверяют обоснованность проектов смет и расчетов, составляемых к проектам бюджетов, целесообразность выделения бюджетных средств в запланированных суммах, законность их расходования, состояния сметно-штатной дисциплины.

 

Неотъемлемой составной  частью государственного финансового  контроля в России должен стать контроль, осуществляемый в корпоративном  секторе экономики. Его специфика  заключается в том, что он нацелен  на проверку сохранности государственной  собственности, ее преумножение и эффективное  использование. Сегодня ни в коем случае нельзя допустить продолжение тех процессов середины 90-х годов XX в., которые были направлены не на цивилизованное разгосударствление государственной собственности, а на ее разбазаривание, увод наиболее привлекательных государственных активов в оффшорные зоны, существенное уменьшение доли государственной собственности путем несанкционированных эмиссий и т.п.

 

Систематически проводимый, всеобъемлющий и всесторонний государственный  финансовый контроль со стороны специализированных контрольных органов должен способствовать рентабельной работе государственных  предприятий, ставить непреодолимый  барьер на пути незаконного банкротства  государственных структур, вести  осознанную и целенаправленную борьбу с дополнительной не санкционированной  ФКЦБ эмиссией. В борьбе за сохранность  и эффективность использования  государственной собственности  должна быть существенно повышена роль контрольно-ревизионного подразделения  Министерства финансов Российской Федерации  и соответствующих структурных  подразделений финансовых органов  в субъектах РФ, которые обязаны  полностью охватить контрольными мероприятиями  все объекты государственной  собственности.

Информация о работе Финансовый контроль в России