Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:57, курсовая работа
Статья посвящена анализу финансового контроля в России во взаимосвязи с проблемами обеспечения финансово-экономической устойчивости и социальной стабильности государства, его экономической безопасности, современным проблемам финансового контроля в России.
Министерство финансов
РФ является органом, обеспечивающим проведение
единой финансовой, бюджетной, налоговой
и валютной политики в стране, и обладает
широкими контрольными полномочиями в
данной сфере. Оно контролирует рациональное
и целевое использование бюджетных средств главными распорядителями, распорядителя
Функцию бюджетного
контроля выполняет также Главное управление федерального
казначейства, входящее в состав Министерства
финансов. Казначейство как орган, ответственный за исполнение бюджета, призвано контролировать процесс формирования
и расходования государственных средств.
Оно осуществляет предварительный и текущий
контроль за ведением операций с бюджетными
средствами главных
распорядителей, распорядителей
В сфере финансового контроля органы казначейства имеют следующие права:
Широкие контрольные полномочия в
рамках бюджетного
процесса предоставлены налогов
Контроль за поступлением налоговых доходов в бюджет государства осуществляют система органов
Министерства РФ по налогам и сборам и Государственный таможенный комитет. Министерство
по налогам и сборам ведет учет налогоплательщиков, контролирует
соблюдение ими налогового законодательства,
правильность исчисления, полноту и своевременность
уплаты налогов и других обязательных
платежей в бюджет и внебюджетн
Помимо названных органов, в
проведении финансового контроля участвуют главные распорядители и распорядители
Помимо государственного и внутриведомственного контроля, важное значение имеет и так называемый внутрихозяйственный контроль. Он проводится бухгалтерией и финансовыми службами самой организации-бюджетополучателя. Бухгалтерия обеспечивает учет и контроль за всеми финансовыми операциями. Она проверяет законность и целевой характер расходования средств, отвечает за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет. Ведущая роль в организации внутрихозяйственного контроля принадлежит главному бухгалтеру.
Для проведения контрольных мероприятий
финансовые органы государства и
сами бюджетополучатели могут
Аудиторские проверки подразделяются на внешние и внутренние. Внутренний аудит проводится аудиторской службой самой организации. Его задача – это сбор дополнительной информации для принятия управленческих решений, повышения эффективности работы организации, увеличения рентабельности и рационального использования производственных ресурсов. Внутренний аудит проводится по инициативе руководства, и организация самостоятельно покрывает все связанные с ним расходы. Отличиевнешнего аудита заключается в том, что его выполняют специальные аудиторские фирмы на основе договора. Такие проверки могут проводиться по решению государственных финансовых и контрольных органов, банков, организаций–партнеров и др.
Счетная палата как орган финансового контроля
Важное место в системе государ
Задачи Счетной палаты определены федеральным законом. К их числу относятся:
Хотя Счетная палата образована парламентом и подотчетна ему, при решении возложенных на нее задач в соответствии она обладает организационной и функциональной независимостью. Она обеспечивает единую систему контроля за исполнениемфедерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Эта работа включает в себя: оперативный контроль за исполнением бюджета в отчетном году; проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям бюджета; экспертизу проектов федерального бюджета, других законов, программ, международных договоров по финансовым вопросам; анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе; подготовку предложений по совершенствованию бюджетного законодательства; подготовку заключений по исполнению федерального бюджета отчетного года и их представление в Федеральное Собрание; подготовку заключений и ответов на запросы органов государственной власти.
Важнейшими направлениями
Контрольно-ревизионная деятельность осуществляется в следующих формах:
Счетная палата проводит комплексные
ревизии и тематические проверки
по отдельным статьям федерального
бюджета и бюджетов внебюджетны
Все названные субъекты обязаны предоставлять информацию, необходимую для деятельности Счетной палаты, при проведении ревизий, проверок, а также по ее запросам. Неправомерный отказ, уклонение от предоставления документов и материалов, а также предоставление заведомо неполной или ложной информации влечет за собой уголовную ответственность. Счетная палата может привлекать к проведению проверок другие контрольные органы государства, а также частные аудиторские фирмы и отдельных экспертов. Контрольные органы Президента, Правительства, министерств и ведомств обязаны оказывать содействие ее деятельности и предоставлять по запросам все необходимые сведения.
При выполнении своих служебных обязанностей инспекторам Счетной палаты предоставлены следующие права. Они могут беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения и организации, банки и иные кредитно-финансовые учреждения независимо от форм собственности, воинские части и подразделения, входить в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения; опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы. По итогам ревизии или проверки составляется отчет. При обнаружении хищений, злоупотреблений, подлогов и других нарушений инспектор вправе изъять необходимые документы. В этом случае составляется акт изъятия, и к делу прилагается опись или копия изъятых документов. Вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых объектов, а также предавать гласности свои выводы до завершения проверки инспекторы не вправе.
О результатах проведенных
Если в ходе ревизии были выявлены нарушения, наносящих государству прямой ущерб и требующие немедленного пресечения, Счетная палата выдает предписания администрации проверяемого предприятия, учреждения или организации. Предписание подписывается Председателем Счетной палаты или его заместителем. Оно является обязательным для исполнения. Если же организация его не исполняет или исполняет ненадлежащим образом, Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов операций по ее банковским счетам. Если проверка показала такие нарушения, которые влекут за собой уголовную ответственность, соответствующие материалы передаются Счетной палатой в правоохранительные органы.
Экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты включает экспертизу проектов законов, международных договоров, федеральных программ и других документов, касающихся федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и федеральной собственности, а также подготовку аналитических материалов по вопросам финансового контроля. В Счетной палате существует единая система контроля федерального бюджета, в основу которой положен непрерывный контрольный цикл продолжительностью три года. Этот цикл включает несколько последовательных стадий: