Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:56, курсовая работа
Цель работы: выявить пути совершенствования финансового контроля РФ.
Задачи работы:
- изучить теоретические основы финансового контроля;
- дать оценку деятельности органов финансового контроля;
- найти пути совершенствования финансового контроля в России.
Введение……………………………………………………………………….3
Теоретические основы финансового контроля………………………….5
Содержание и задачи финансового контроля………………………..5
Виды, формы и методы проведения финансового контроля…….....12
Органы финансового контроля, их задачи и функции………...…....15
Оценка деятельности Счетной палаты Алтайского края……………....24
Организационная характеристика деятельности Счетной палаты Алтайского края……………………………………………………….24
Характеристика контрольно-ревизионной деятельности Счетной палаты Алтайского края………………………………………………25
Анализ основных результатов контрольной деятельности Счетной палаты Алтайского края………………………………………………27
Пути совершенствования финансового контроля в РФ………………..31
Заключение…………………………………………………………………...35
Список литературы…………………………………………………………..37
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
Факультет экономики и финансов
Кафедра финансов и кредита
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Становление и развитие финансового контроля в России
Выполнил:
Студент III курса, дневного отделения,
группа № 3511/3-3
Дмитриев Евгений Олегович
Руководитель:
Глотова Наталья Ивановна
Барнаул 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Важным элементом бюджетного процесса является финансовый контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы.
Значение финансового контроля в России существенно возросло в период перехода к рыночной экономике. В рыночной системе велика роль налогов, которые являются не только основным источником поступлений в доходную часть бюджета, но и регулятором хозяйственной деятельности. Развитие налоговой системы невозможно без создания эффективной системы контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет государства. Также велика значимость общественного контроля за расходованием государственных средств. Усложняется система бюджетного федерализма, которая также требует создания новых механизмов контроля за распределением и использованием бюджетных ресурсов.
Контрольная функция финансов
осуществляется при проведении любой
финансовой операции – будь то операции
по формированию денежных фондов или
по использованию средств. Нельзя сказать,
что контроль проводится только после
того, как произошел процесс
Эффективный и действенный финансовый контроль является необходимым условием сильной власти, важнейшим фактором государственного строительства.
Финансовому контролю подвергается деятельность всех участников финансовых отношений. Поэтому финансовый контроль осуществляется как на микро, так и на макроуровне. Его предметом на макроуровне является распределение валового внутреннего продукта, национального дохода по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению. На микроуровне финансовый контроль имеет целью рациональное расходование материальных, трудовых, природных и финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов, потерь, борьбу с бесхозяйственностью и расточительством.
Цель работы: выявить пути совершенствования финансового контроля РФ.
Задачи работы:
- изучить теоретические основы финансового контроля;
- дать оценку деятельности органов финансового контроля;
- найти пути совершенствования финансового контроля в России.
Предмет работы: финансовый контроль в России.
Финансовый контроль занимает особое место в управлении финансами и требует подробного рассмотрения.
Под финансовым контролем
понимают регламентированную нормами
права деятельность государственных,
муниципальных, общественных и иных
хозяйствующих субъектов по проверке
своевременности и точности финансового
планирования, обоснованности и полноты
поступления доходов в
Финансовый контроль – есть важнейшее средство обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Финансовый контроль предупреждает бесхозяйственность и расточительность, выявляет факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами – органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими организациями, - в решающей мере и с правоохранительными органами.[2]
Финансовый контроль осуществляется
в различных видах и формах,
с применением различных
Финансовый менеджер в крупной коммерческой структуре контролирует весь процесс инвестирования капитала.
Система финансового контроля в странах с развитой рыночной экономикой, как правило, включает следующие элементы:
ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Главная цель этого ведомства – общий контроль за расходованием государственных средств;
налоговое ведомство с подчинением правительству или министерству финансов страны, контролирующее поступление налогов;
контролирующие структуры в составе ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;
негосударственные контролирующие службы, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций;
службы внутреннего контроля, основная задача которых – поиск путей снижения издержек и максимизации прибыли.
Финансовый контроль является стоимостным. Он присутствует во всех сферах общественного производства, сопровождая процесс движения денежных фондов. Объектом финансового контроля выступают такие стоимостные показатели, как прибыль, доходы, НДС, рентабельность, издержки производства и обращения на различные цели и в фонды.
Финансовый контроль дифференцируется в зависимости от:
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:
Государственный финансовый
контроль реализуется через
Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, органов местного самоуправления.
Объектом ведомственного контроля являются производственная и финансовая деятельность ведомственных предприятий и учреждений.
Финансовый контроль негосударственной сферы экономики со стороны государства затрагивает только выполнение денежных обязательств перед государством, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведение учета и отчетности.
В связи с политическими и экономическими преобразованиями РФ изменилась и система финансового контроля. Новая система политической власти в стране вызвала появление новой формы контроля – президентского контроля, направленного, в том числе на сферу финансовых отношений.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется финансовыми службами предприятий, учреждений и организаций (бухгалтериями, финансовыми отделами и т.д.)
Общественный финансовый
контроль широко применялся в советское
время. Его осуществляли на добровольной
и безвозмездной основе отдельные
лица или группы специалистов. В
настоящее время общественный контроль
приобрел новые формы. Так, например,
разгосударствление вызвало к жизни
такие формы финансового
Независимый (аудиторский) финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы.
Основными задачами финансового контроля являются:
– обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;
– выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;
– рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;
– соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;
– повышение эффективности финансовой политики государства.[3]
В системе финансового контроля выделяют как основные, так и вспомогательные элементы, образующие инфраструктуру финансового контроля. В качестве основных элементов финансового контроля можно выделить: объект и субъект; информационное, правовое и методическое обеспечение; механизм; принципы; меры ответственности всех участников процесса контроля. Инфраструктура финансового контроля включает в себя: финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля и т.п. Совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих целостное единство в процессе достижения целей контроля, представляет собой систему финансового контроля.
Основными принципами финансового контроля являются следующие: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности.
Принцип законности предусматривает наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами. Независимость органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) гарантируется действующим законодательством. Под объективностью понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования (контроля), обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий. Принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового контроля при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны. Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям. Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля. Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.
Осуществление финансового
контроля предполагает наличие ответственности
субъектов хозяйствования, органов
государственной власти местного самоуправления,
а также органов, осуществляющих
финансовый контроль, и их должностных
лиц. При нарушении установленных
норм права возникают следующие
виды ответственности: административная,
гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная.
Кроме того, должностные лица органов
государственной власти и органов
местного самоуправления несут ответственность,
предусмотренную
Неисполнение или ненадлежащее исполнение участниками процесса контроля своих прав и обязанностей влечёт применение определённых мер принуждения, основными из которых являются: предупреждение; наложение штрафа, начисление пени; запрещение или ограничение деятельности; запрещение на осуществление тех или иных операций (например, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях); изъятие материальных и денежных средств (например, бюджетных средств); компенсации; конфискации. Применяемые меры принуждения, выраженные в денежной форме, называют финансовыми санкциями.
Меры принудительного
воздействия, или санкции, применяются
органами государственной власти и
их должностными лицами в соответствии
с их полномочиями при наличии
определённых оснований. Основанием для
применения мер принуждения являются:
неисполнение закона (решения) о бюджете;
нецелевое использование
Информация о работе Становление и развитие финансового контроля в России