Становление и развитие финансового контроля в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить пути совершенствования финансового контроля РФ.
Задачи работы:
- изучить теоретические основы финансового контроля;
- дать оценку деятельности органов финансового контроля;
- найти пути совершенствования финансового контроля в России.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Теоретические основы финансового контроля………………………….5
Содержание и задачи финансового контроля………………………..5
Виды, формы и методы проведения финансового контроля…….....12
Органы финансового контроля, их задачи и функции………...…....15
Оценка деятельности Счетной палаты Алтайского края……………....24
Организационная характеристика деятельности Счетной палаты Алтайского края……………………………………………………….24
Характеристика контрольно-ревизионной деятельности Счетной палаты Алтайского края………………………………………………25
Анализ основных результатов контрольной деятельности Счетной палаты Алтайского края………………………………………………27
Пути совершенствования финансового контроля в РФ………………..31
Заключение…………………………………………………………………...35
Список литературы…………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 61.51 Кб (Скачать)

В случаях выявления нарушений  в хозяйственной, финансовой или  иной деятельности, наносящих государству  ущерб и требующих пресечения, Счетная палата РФ вправе давать администрации  проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. При  однократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетная  палата РФ вправе по согласованию с  Государственной Думой принять  решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и  расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций.

Счетная палата РФ должна регулярно  представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

Министерство РФ по налогам  и сборам (МНС), подчиняясь Президенту РФ и Правительству РФ, выполняет  следующие главные задачи:

  • выработка и проведение единой государственной налоговой политики;
  • взимание налогов и сборов;
  • координация деятельности  федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов;
  • осуществление контроля за соблюдение законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей;
  • контроль за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции.[7]

Функции МНС:

  • проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
  • производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;
  • организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;
  • осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;
  • анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения по разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции.

МНС имеет разветвленную  сеть на территории РФ, представленную управлениями по субъектам Федерации, межрегиональными инспекциями, инспекциями  по районам, районам в городах, городам  без районного деления, инспекциями  межрайонного уровня. В соответствии со ст.18 Положения о министерстве эти структуры реализуют в  процессе своей деятельности следующие  функции:

  • осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и во внебюджетные государственные фонды;
  • обеспечивают своевременный и полный учет плательщиков налогов и других платежей в бюджет, правильность начисления платежей гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также поступление этих платежей в соответствующий бюджет;
  • контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверяют достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налогов и других платежей в бюджет;
  • передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;
  • предъявляют в суд и в арбитражный суд иски;
  • приостанавливают операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в кредитных организациях и др.

Федеральная служба налоговой  полиции (ФСНП) также является субъектом  государственного контроля. Федеральные  органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и  составной частью сил обеспечения  экономической безопасности государства. Образованы Законом РФ “О федеральных  органах налоговой полиции” от 24.06.93г.

Основные задачи этих органов:

  • выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;
  • обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций;
  • предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Система федеральных  органов налоговой полиции обладает рядом особенностей в построении и организации деятельности. ФСНП возглавляется директором, осуществляющим общее руководство деятельностью  федеральных органов налоговой  полиции и координацию их деятельности с другими правоохранительными, налоговыми и иными государственными органами. Территориальными органами являются органы ФСНП по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области и округам. Местными органами налоговой полиции  являются органы налоговой полиции  районов в городах Москве и  Санкт-Петербурге, а также межрайонные  отделы управлений отделов ФСНП.

Банковский контроль является важным звеном в организации  государственного финансового контроля. Это денежный контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью, осуществляемый банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и  расчетам.

Существует несколько  главных способов банковского контроля. Предварительный и текущий финансовый контроль осуществляется в ходе проведения денежных операций путем проверки представленных документов на право получения ссуды, проведение платежей со ссудных счетов. При оформлении кредита банк проверяет  наличие у предприятия собственных  оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями финансово-хозяйственной  деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет  ее обеспечение, т.е. наличие у предприятия  товарно-материальных ценностей. Проверка проводится на основе данных бухгалтерского учета, по отчетным балансам хозяйствующих  субъектов, а также на месте с  проверкой условий хранения объектов обеспечения.

Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при  организации расчетов. Выполняя поручение  клиента на перечисление денег его  контрагенту, банк проверяет соответствие сделки законодательству: платеж должен осуществляться за поставленный товар, произведенные работы – в соответствии с договором или на другом указанном  в нормативном акте основании. При  этом объектом контроля является оборачиваемость  платежных средств. Банки контролируют своевременность предъявления платежных  документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные  сроки. Отказ плательщика от оплаты счетов должен быть мотивирован, в противном  случае причитающиеся средства списываются  со счета заказчика.

Важнейшим звеном в банковской системе является Центральный  банк РФ, наделенный широкими надзорными полномочиями. ЦБ РФ осуществляет надзор за соблюдение банками и другими  кредитными организациями действующего законодательства по банковской деятельности.

Он может назначать  и самостоятельно осуществлять проверку операций коммерческих банков или поручать проведение таких проверок аудиторским  фирмам. Он устанавливает для банков объемы и сроки предоставления бухгалтерской и статистической отчетности. ЦБ РФ вправе давать кредитным организациям обязательные для исполнения предписания об устранении обнаруженных нарушений. В случае их неисполнения ЦБ РФ может предъявить банкам-нарушителям требования по проведению мероприятий по финансовому оздоровлению, реорганизации (ликвидации) банка, замене его руководителей.[7]

 

  1. Оценка деятельности Счетной палаты Алтайского края

2.1. Организационная характеристика деятельности Счетной палаты Алтайского края

 

 Компетенция  Счетной палаты Алтайского края (далее – Счетная палата) определена  Бюджетным кодексом Российской  Федерации, законами Алтайского  края «О Счетной палате Алтайского  края», «О бюджетном устройстве, бюджетом процессе и финансовом  контроле в Алтайском крае»,  иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации  и Алтайского края.

Организация работы Счетной палаты традиционно строилась  на укреплении и развитии основополагающих принципов, являющихся базовыми для  эффективного функционирования деятельности контрольного органа в сфере государственных  финансов: законности, объективности, независимости, гласности и последовательной реализации всех форм финансового контроля (предварительного, текущего и последующего).

Контрольные мероприятия  осуществлялись в органах государственной  власти, учреждениях Алтайского края, Территориальном фонде обязательного  медицинского страхования Алтайского края, органах местного самоуправления муниципальных образований –  получателей межбюджетных трансфертов  из краевого бюджета, а также в  краевых государственных унитарных  предприятиях, хозяйственных обществах, доля в уставном капитале которых  принадлежит Алтайскому краю.

По-прежнему приоритет  в реализации контрольных полномочий Счетной палаты в отчетном году отдан  обеспечению единой системы контроля за формированием и исполнением  краевого бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края, бюджетов муниципальных образований на всех стадиях бюджетного процесса. Уделялось  внимание раскрытию вопросов эффективности бюджетных вложений, достижению поставленных целей и задач, реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, продолжена работа по внедрению аудита эффективности использования средств краевого и местных бюджетов.

Перечень основных мероприятий, проведенных Счетной  палатой в 2009 году, утвержденный Коллегией  Счетной палаты Алтайского края, исполнен в полном объеме.

В 2009 году проведено 90 контрольных мероприятий, в том  числе 37 документальных (из них 14 - с  применением элементов аудита эффективности), 28 камеральных проверок и 25 экспертиз  проектов нормативных правовых актов  Алтайского края. Контрольными мероприятиями  охвачено 11 краевых и ведомственных  целевых программ, подпрограмм.

Анализ выявленных нарушений показал, что нецелевое  использование бюджетных средств  переходит на второй план, уступая  место таким нарушениям как неэффективное, неэкономное использование финансовых средств.

Во исполнение статьи 2644 Бюджетного кодекса Российской Федерации особое место в деятельности Счетной палаты занимали внешние  проверки годовой бюджетной отчетности главных распорядителей средств  краевого бюджета, проведенные по двухэтапной  схеме:

 на первом  этапе внешней проверке подверглась  отчетность 37 главных администраторов  бюджетных средств;

 на втором  этапе - на основании данных  внешней проверки годовой бюджетной  отчетности главных администраторов  проведена проверка отчета об  исполнении краевого бюджета  и подготовлено заключение на  него.

Коллегией Счетной  палаты Алтайского края в 2009 году на пяти заседаниях рассмотрено 13 вопросов, в  том числе заключения на отчеты об исполнении краевого бюджета и бюджета  Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края за 2008 год, на проекты законов об указанных бюджетах на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, отчет о работе Счетной палаты за 2008 год и другие вопросы.

 

 

 

2.2. Характеристика контрольно-ревизионной деятельности Счетной палаты Алтайского края

 

Счетная палата Алтайского края осуществляет контроль за:

исполнением бюджетов муниципальных образований Алтайского края и использованием межбюджетных трансфертов

формированием и исполнением доходов краевого бюджета, соблюдением налогового законодательства и налоговой политики

использованием средств краевого бюджета, выделенных на финансирование отраслей социальной сферы

использованием средств краевого бюджета, направленных на национальную безопасность, правоохранительную деятельность, судебную систему и общегосударственные вопросы

использованием средств краевого бюджета, выделенных на национальную экономику

использованием объектов права собственности Алтайского края

эффективностью расходования средств краевого бюджета в рамках требований Федерального Закона № 94-ФЗ

формированием и исполнением адресной инвестиционной программы

формированием и исполнением бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края

 

Финансовый кризис предопределил дополнительное внимание со стороны Счетной палаты вопросам анализа кризисных явлений и оценки деятельности (принимаемых мер) органов краевой и муниципальной власти по нивелированию отрицательных последствий кризиса, контролю использования бюджетных средств, направляемых на реализацию комплекса антикризисных мер.

В ходе контрольных мероприятий охватывались вопросы использования бюджетных средств, направленных на реализацию приоритетных национальных проектов:

«Доступное и комфортное жилье – гражданам России» - на обеспечение жильем молодых семей;

Информация о работе Становление и развитие финансового контроля в России