Становление и развитие финансового контроля в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить пути совершенствования финансового контроля РФ.
Задачи работы:
- изучить теоретические основы финансового контроля;
- дать оценку деятельности органов финансового контроля;
- найти пути совершенствования финансового контроля в России.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Теоретические основы финансового контроля………………………….5
Содержание и задачи финансового контроля………………………..5
Виды, формы и методы проведения финансового контроля…….....12
Органы финансового контроля, их задачи и функции………...…....15
Оценка деятельности Счетной палаты Алтайского края……………....24
Организационная характеристика деятельности Счетной палаты Алтайского края……………………………………………………….24
Характеристика контрольно-ревизионной деятельности Счетной палаты Алтайского края………………………………………………25
Анализ основных результатов контрольной деятельности Счетной палаты Алтайского края………………………………………………27
Пути совершенствования финансового контроля в РФ………………..31
Заключение…………………………………………………………………...35
Список литературы…………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 61.51 Кб (Скачать)

«Здоровье» - на осуществление денежных выплат участковым врачам - терапевтам, участковым врачам – педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам, работающим с названными врачами, а также выплат врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи;

«Образование» - на государственную поддержку внедрения комплексных мер модернизации образования, выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам образовательных учреждений;

«Развитие агропромышленного комплекса» - на обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе. В прошедшем году большое внимание уделялось контролю за использованием бюджетных средств, имеющих программно-целевую направленность. В условиях несбалансированности,  сокращения доходов бюджетов муниципальных образований и увеличения зависимости от безвозмездных перечислений из вышестоящих бюджетов приоритетным направлением работы Счетной палаты являются проверки муниципальных образований по вопросам оценки качества муниципального управления финансами, принимаемых мер по мобилизации доходов в местные бюджеты,  повышения эффективности использования бюджетных средств.

 

 

 

2.3. Анализ основных результатов контрольной деятельности Счетной палаты Алтайского края

 

 В соответствии  с задачами и функциями контрольная  деятельность Счетной палаты  была направлена на предотвращение  и выявление нарушений при  расходовании бюджетных средств  и распоряжении государственной  собственностью Алтайского края, соблюдение финансовой дисциплины  краевыми государственными унитарными  предприятиями, муниципальными образованиями. 

Проверками охвачено 13 органов управления Алтайского края, Территориальный фонд обязательного  медицинского страхования Алтайского края, 10 муниципальных образований, три краевых бюджетных учреждения, четыре краевых государственных  унитарных предприятия и два  акционерных общества.

В ходе контрольных  мероприятий проведено 138 встречных  проверок в 127 учреждениях, организациях и предприятиях, в том числе  в 11 органах государственной власти, 51 органе местного самоуправления, 13 сельских поселениях, 27 краевых государственных  и муниципальных учреждениях, 19 государственных  и муниципальных унитарных предприятиях, 14 обществах с ограниченной ответственностью.

           Общий объем проверенных средств с учетом внешних проверок отчетов об исполнении краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края составил 70,2 млрд. рублей.

В 2009 году в ходе проверок установлено финансовых нарушений  в сумме 1073,4 млн. рублей, в том  числе неэффективное расходование бюджетных средств - 270,2 млн. рублей, нецелевое использование – 34,8 млн. рублей. В использовании средств  краевого бюджета нарушений установлено  в сумме 420,1 млн. рублей.

По материалам проверок подлежало восстановлению 163,8 млн. рублей, в том числе в  краевой бюджет 102,2 млн. рублей.

Устранение выявленных в ходе проверок нарушений находится  на постоянном контроле Счетной палаты.

Основными мерами по устранению отмеченных нарушений  остаются: возврат (восстановление) израсходованных  неправомерно, не по целевому назначению бюджетных средств; взыскание задолженности  по платежам в краевой (местный) бюджет; приведение нормативных правовых актов  в соответствие требованиям, исключающим  условия или причины, способствовавшие возникновению нарушений в процессе формирования и исполнения бюджета, неэффективному использованию государственного (муниципального) имущества; отмена, изменение  и дополнение нормативных документов, договоров, контрактов органов исполнительной власти и руководителей хозяйствующих  субъектов; приведение бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с действующими нормативными актами.

В 2009 году устранено  нарушений на сумму 387,9 млн. рублей, в том числе восстановлено  в бюджет средств 68,9 млн. рублей, из них в краевой– 47,7 млн. рублей.

По результатам  контрольных мероприятий руководителям  проверенных объектов, а также  в их вышестоящие органы направлены 87 представлений и 41 письмо.

Из представленных Счетной палате информаций следует, что итоги проверок обсуждены  в предприятиях, организациях и учреждениях, и в большинстве случаев, ими  разработаны и осуществляются мероприятия  по выполнению предложений, виновные лица привлекались к дисциплинарной ответственности.

Для устранения выявленных нарушений и недостатков  по предложениям Счетной палаты внесены  изменения и дополнения в:

законы Алтайского края «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере обеспечения деятельности образовательных учреждений для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и образовательных  учреждений для детей, нуждающихся  в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием  в сфере обеспечения деятельности специальных (коррекционных) образовательных  учреждений для обучающихся, воспитанников  с ограниченными возможностями  здоровья»;

проект программы  социально-экономического развития Алтайского края на период до 2012 года;

ведомственную целевую программу «Развитие  лесов Алтайского края» на 2008-2010 годы;

Порядок предоставления целевых средств из краевого бюджета  на государственную поддержку сельского  хозяйства;

26 нормативных  правовых актов, касающихся организации  бюджетного процесса в муниципальных  районах, формирования и наполнения  доходной части местных бюджетов  и использования бюджетных средств.

С учетом предложений  Счетной палаты Администрацией Алтайского края утвержден новый Порядок  формирования и реализации краевой  адресной инвестиционной программы, оценки социальной и бюджетной эффективности  инвестиционных проектов, планируемых  к реализации с участием средств  бюджета Алтайского края.

По фактам нецелевого использования бюджетных средств  в соответствии с законом Алтайского края от 10 июля 2002 года № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» составлялись протоколы, по результатам рассмотрения которых должностные лица понесли административное наказание.

Прокуратурой  края по итогам рассмотрения 39 актов  проверок Счетной палаты вынесено 14 представлений, объявлено два предостережения, возбуждено одно производство об административном правонарушении, направлено одно исковое  заявление в суд. По акту проверки  Государственного унитарного предприятия  Алтайского края «Алтайагропрод» возбуждено уголовное дело в отношении руководителя.

По остальным  материалам меры прокурорского реагирования не принимались в связи с устранением  нарушений бюджетного законодательства по представлениям Счетной палаты.

В течение отчетного  года о результатах проводимых контрольных  мероприятий Счетная палата информировала  органы государственной власти Алтайского края, комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной  политике, краевые управления и Федеральную  антимонопольную службу по Алтайскому краю.[9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пути совершенствования финансового контроля в РФ

 

В настоящее время большое  значение приобретает необходимость  совершенствования финансового  контроля с целью повышения его  действенности и эффективности.

Совершенствование финансового  контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям.  Ключевым направлением совершенствования  государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового  контроля в РФ и повышения его  эффективности является принятие единой концепции государственного финансового  контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ  оценки эффективности деятельности органов государственного финансового  контроля и их сотрудников.

В целях повышения эффективности  расходования государственных средств  перспективным направлением совершенствования  контроля является переход к аудиту эффективности государственных  расходов, который представляет собой  направление деятельности  контрольных  органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования  государственных средств, оценку возможных  резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время  отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных  расходов, не определены критерии и  показатели эффективности использования  государственных средств.

Важной проблемой осуществления  контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам  проведённых ревизий и проверок. Для повышения эффективности проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности как одного из основных методов финансового контроля необходимо в законодательном порядке закрепить основы проведения ревизии, определив цель и задачи ревизии, порядок её проведения; состав органов, имеющих право на проведение ревизии, их права и обязанности; определить права и обязанности ревизуемых организаций.

Важным вопросом совершенствования  контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся  в совершении различными органами своих  функций в отношении одних и тех же объектов контроля,  - Министерства финансов РФ, органов федерального Казначейства, Счётной палаты РФ, контрольных органов, созданных главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств при осуществлении последующего финансового контроля.

Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения  совершенствования эффективности  государственного финансового контроля. Информатизация деятельности органов  государственной власти и государственного финансового контроля на основе передовых  технологий открывает перспективы  повышения эффективности использования  государственных ресурсов.

В целях совершенствования  аудиторского контроля особого внимания заслуживает проблема повышения  качества оказываемых аудиторских  услуг. Важное значение в этой связи  приобретает разработка дополнительных критериев, характеризующих деятельность аудиторских организаций помимо соблюдения действующих правил (стандартов). Кроме того, повышению качества оказываемых  аудиторских услуг будут способствовать и такие факторы, как создание методик оценки ущерба от осуществления  некачественного аудита, упрощение  существующей системы судебного  делопроизводства, повышение уровня квалификации аудиторов и др.

  В рамках бюджетного  менеджмента при введении бюджетирования, ориентированного на результат,  особую актуальность приобретают  вопросы, связанные с контролем  за использованием бюджетных  средств. В связи с этим представляется  возможным представить основные  направления модернизации государственного  финансового контроля (ГФК), соответствующего  современным требованиям. Так  же особую актуальность в сфере  контроля за целевым использованием  бюджетных средств принимает  внедрение прогрессивной формы  финансового контроля – аудита  эффективности. В практике работы  контрольно-счетных органов Российской  Федерации применяются отдельные  элементы оценки эффективности  использования государственных  средств, но полномасштабный аудит  ими не осуществляется.[10]

В современных условиях своего решения требует законодательное  обеспечение внутрихозяйственного финансового контроля. Следует законодательно закрепить основы функционирования служб внутреннего контроля и  установить основы их взаимодействия с другими органами финансового  контроля. Также важным направлением совершенствования является разработка и реализация наиболее рациональных форм , методов его осуществления, способствующих снижению злоупотреблений  должностных лиц, сохранности  и  рациональному использованию финансовых ресурсов.

Дальнейшему развитию и совершенствованию  общественного контроля должно способствовать осуществление следующих мер: расширение деятельности попечительских советов; более чёткая регламентация отдельных  аспектов деятельности некоммерческих организаций, таких как информирование о результатах своей деятельности; законодательное обеспечение процедур доступа к государственным информационным ресурсам, исключая информацию с ограниченным доступом ; обеспечение возможности  участия общественности в проведении контрольных действий (например, инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Роль финансового контроля в создании адекватной современным  экономическим условиям системы  управления финансами трудно переоценить.  Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Информация о работе Становление и развитие финансового контроля в России