Становление и развитие прокуратуры в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 22:47, реферат

Краткое описание

Исторический опыт показывает, что потребность в таком государственном органе, как прокуратура, с присущей только ей совокупностью задач, функций и полномочий становится особенно острой в периоды коренных преобразований в общественных отношениях, государственном устройстве. Прокуратура всегда рассматривалась и использовалась как действенный инструмент утверждения, развития общественных отношений, укрепления режима законности как непременного средства развития государственности.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………..3
Возникновение прокурорского надзора в России ………………………….4-6
Советский период в развитии органа прокуратуры……………………….7-10
Характеристика современного периода …………………………………….11-13
Заключение………………………………………………….…………..…….14
Список использованной литературы………………………………………..15

Файлы: 1 файл

Становление и развитие прокуратуры в России.docx

— 52.20 Кб (Скачать)

Министерство образования  и  науки  Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова»

 

 

 

Юридический факультет имени Ю.П. Новицкого

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «История отечественного правоведения»

 

Становление и развитие   прокуратуры в России

 

 

 

 

 

Выполнил: Шилов А.В.

1 курс заочная форма обучения

направление  «Юриспруденция»

                                                                                 Проверил: Сироткин А.Г., к.ю.н., доцент кафедры правового обеспечения профессиональной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кострома

2015

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  1. Введение  ……………………………………………………………………..3
  2. Возникновение прокурорского надзора в России ………………………….4-6
  3. Советский период в развитии органа прокуратуры……………………….7-10
  4. Характеристика современного периода …………………………………….11-13
  1. Заключение………………………………………………….…………..…….14
  1. Список использованной литературы………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Термин «прокуратура» происходит от латинского «procuro» - заботиться, вести дела, предусматривать.

Вот уже почти три века прокуратура выступает на стороне Закона. В течение этого времени менялось политическое устройство страны, трансформировалось законодательство, глобальные изменения произошли в экономике, человеческом сознании, что повлекло кардинальные изменения структуры прокурорского надзора и его функций. Но неизменным остается лишь одно – прокуратура стоит на страже интересов государства, общества и прав граждан.

Изучение истории создания прокуратуры в период строительства правового государства вызвано необходимостью лучше понять историческое предназначение этого органа, его место в системе иных государственных органов, историческую необходимость выполнения возложенных на прокуратуру функций. Знание истории прокуратуры помогает оценить организационный характер деятельности прокуратуры. С этой точки зрения важно знать историю создания прокуратуры Российской империи, прокуратуры в Советском Союзе, развитие прокуратуры в современный период.

Исторический опыт показывает, что потребность в таком государственном органе, как прокуратура, с присущей только ей совокупностью задач, функций и полномочий становится особенно острой в периоды коренных преобразований в общественных отношениях, государственном устройстве. Прокуратура всегда рассматривалась и использовалась как действенный инструмент утверждения, развития общественных отношений, укрепления режима законности как непременного средства развития государственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Возникновение прокурорского  надзора в России

 

В начале XVIII столетия в России происходят серьёзные изменения в системе управления государством. Реформа государственных институтов в то время была обусловлена необходимостью наведения элементарного порядка в делах государственных учреждений, искоренения казнокрадства, мздоимства государственных чиновников.

В 1722 г. Петр I ввел новый государственный институт, ранее не существовавший в России, - прокуратуру. 13 января 1722 г. Петр I издал Указ "Об установлении должности прокуроров в надворных судах". Цель, поставленная перед прокуратурой, - проведение в жизнь экономических, социальных и политических реформ царя вопреки сопротивлению местных органов власти. Спустя несколько дней были введены должности прокуроров и при надворных судах. Вслед за этим 27 апреля 1722 г. Петр I издал Указ "О должности Генерал-прокурора". Указ устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры. Прокуроры были учреждены в каждой коллегии, а также на периферии.

Так возникла надзорная функция прокуратуры. Появилась и функция надзора за судом, которая затем получила дальнейшее развитие1. Надзор имел важный отличительный признак, позволяющий выделить его из иных видов государственной деятельности. Этот признак заключался в том, что прокурор не пользовался решающим голосом ни по одному административному вопросу: средства прокурора носили чисто надзорный характер, и основным среди них являлась так называемая протестанция, т.е. принесение протеста в орган, нарушивший закон, или в вышестоящий орган. Генерал-прокурор непосредственно надзирал за тем, чтобы высший государственный орган - Сенат рассматривал все относящиеся к его компетенции дела, действовал в строгом соответствии с Регламентом и императорскими указами. Генерал-прокурор наделялся полномочиями и в сфере правотворчества: предлагал Сенату принимать решения по вопросам, не урегулированным правом. Ему подчинялись обер-прокурор, прокуроры коллегий Сената, провинций. Он же был подотчетен только императору.

Надзирала прокуратура за законностью деятельности и других государственных органов и структур. Так, она вела наблюдение за интересами казны, вела надзор по арестантским делам, за местами содержания заключенных под стражей. Прокуратура с момента ее создания и до судебных реформ Александра II была преимущественно органом общего (административного) надзора, а судебная, обвинительная или исковая деятельность составляла лишь незначительную часть надзорной функции.

Устройство и организация деятельности органов прокуратуры в результате судебно-правовой реформы третьей четверти XIX в. кардинально изменились. В первую очередь это коснулось соотношения основных классических направлений деятельности прокуратуры. Прокуратура фактически была отлучена от осуществления надзора за законностью в государстве (за исключением законности судебных решений), ей отведена лишь роль стороны обвинения в уголовном судопроизводстве. Вместе с тем такие шаги законодателя признавались на тот период прогрессивными. Новый порядок уголовного процесса заключался в «трёх положениях: 1) власть обвинительная отделяется от судебной; 2) власть обвинительная, т.е. обнаружение преступлений и преследование виновных, принадлежит прокурорам; 3) власть судебная, т.е. рассмотрение уголовных дел и постановление приговоров, принадлежит судам без всякого участия властей административных». В то же время остро встал вопрос о том, к какому ведомству должна принадлежать прокуратура. Следует отнести её к суду, к администрации или же создать особое ведомство? Несмотря на то, что больше всего точек соприкосновения прокуратура имела с правительственной властью и представляла её интересы перед судом, полное слияние прокуратуры с ней представляло серьезные опасения. Не нашло одобрения и построение прокуратуры в составе суда, под руководством судебных коллегий. Предполагалось, что это лишило бы прокуратуру «необходимой энергии и быстроты деятельности»2. Главенствующим положением должна была сохраняться независимость прокуратуры. 

Итак, в 1864 г. прокуратура получает полномочия по надзору «при судебных местах». Учреждением судебных установлений от 20 ноября 1864 г. прокурорский надзор в судах вверялся обер-прокурорам и их товарищам под высшим наблюдением министра юстиции, который являлся и генерал-прокурором. В это время появляются основы организации прокуратуры как органа, базирующегося на иерархической дисциплине и единоначалии и независимого от местных, административных и судебных структур. Совокупность полномочий прокуроров конкретизировалась уставами уголовного и гражданского судопроизводства

Суть реорганизации прокуратуры в соответствии с основными принципами судебной реформы 1864 г. состояла в ограничении прокурорского надзора исключительно судебной областью, возложением на прокурора функций поддержания государственного обвинения в суде и в таком усилении надзора за дознанием и следствием, который фактически превращал прокуроров в руководителей предварительного расследования.

Вместе с тем, в период введения реформ прокуратура порой наделялась функциями, противоречащими Судебным уставам. Так, Законом от 7 марта 1866г., начавший действовать во всех губерниях, вводил представителя прокуратуры в состав губернского присутствия по крестьянским делам, прокурорам судебных палат присваивались звания вице-президентов всех губернских комитетов, нижестоящим прокурорам присваивались звания директоров этих комитетов.3

В последующие годы государство постоянно стремилось усовершенствовать прокурорский надзор за следствием и делало поправки в законодательство. Так, облегченные правила судопроизводства от 11 октября 1865 г. и 10 марта 1869 г. определили, что лица прокурорского надзора должны рассматривать определения судов первой инстанции по делам о происшествиях, преступлениях и проступках, если виновные не известны; поддержание обвинения на суде по важнейшим уголовным делам. Основной проблемой реформы было освободить прокуратуру от общего надзора и сосредоточить ее работу в суде.

Деятельность прокуратуры в сфере уголовного преследования. способствовала повышению уровня законности. Прокурорский надзор по гражданским делам не достигал цели. Фактически его роль сводилась к положению «юрисконсульта» судебной коллегии, чьё мнение не имело решающего значения. Роль прокурора в гражданском суде постоянно снижалась. Вместе с тем, это закономерно в условиях развития состязательного процесса в гражданских делах.

Установленный Судебными уставами (с последующими изменениями и дополнениями) порядок деятельности прокурорского надзора в России сохранился до октября 1917 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Советский период в развитии органа прокуратуры

В дореволюционной России закон и служители закона, каковыми являлись представители прокуратуры, ассоциировались с монархией, нежели с юридическими нормами. В общественном сознании прочно утвердилось понимание права исключительно как приказа государственной власти.

Во многом именно из-за верности работников прокуратуры прежнему режиму и “реакционности этого органа” новая власть после победы Октября ликвидировала прокуратуру и довольно длительное время не ставила вопроса о ее возрождении даже на основе новых требований4.

В Декрете о суде №1 от 24 ноября 1917 г. отмечалось: “Упразднить доныне существующие институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно институты присяжных и частной адвокатуры”. В роли обвинителей теперь могли выступить все “неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами”. Надзор же и контроль за законностью входил в функции многих органов и учреждений, начиная с ВЦИКа и его Президиума и кончая губернскими и уездными отделами юстиции.

Созданные в первые месяцы советской власти различные неправовые конструкции типа ревтрибуналов, чрезвычайных комиссий и т.д. на всей территории страны осуществляли внесудебные преследования, расстрелы на месте без суда и следствия.

В 1921 г. с окончанием Гражданской Войны со всей остротой встал вопрос о создании прокуратуры.

Требовалось создать новый орган, который действовал бы от имени центральной верховной власти независимо от местной, по своей структуре и полномочиям отвечал бы задаче внедрения единой законности во всех областях Советского государства, способствовал бы повышению уровня борьбы с правонарушениями. Осуществление такой функции решили возложить на прокуратуру.

26 мая 1922 г. на III сессии ВЦИК  приняли Положение о прокурорском  надзоре. Законодательно закрепили  независимость прокуроров от  местных органов власти (губернских исполкомов) и, следовательно, был отвергнут принцип “двойного” подчинения5.

Именно этим нормативным актом за прокуратурой закреплялись четыре группы полномочий, которые сохранились за ней и до сегодняшнего дня с некоторыми изменениями: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных лиц; непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов, органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью Госполитуправления; поддержание обвинения на суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

В соответствии с Положением во главе прокуратуры стоял прокурор Республики, который одновременно являлся Народным Комиссаром юстиции. Организационно прокуратура входила в состав Народного Комиссариата юстиции. Назначение, перемещение и отстранение от должности прокуроров в соответствии с Положением производилось Прокурором Республики.

Особенность развития законодательства о прокурорском надзоре состояла в том, что длительное время структура прокуратуры, функции и полномочия прокуроров в основном регулировались законодательством о судоустройстве.

Важное значение для развития прокурорского надзора имело Положение о Верховном Суде Союза ССР и Прокуратуре Верховного Суда Союза ССР, утвержденное Постановлением ЦИК и СНК СССР от 24 июля 1929 г. В соответствии с этим Положением Прокурор Верховного Суда Союза ССР руководил деятельностью прокуроров и возглавлял в союзном масштабе надзор за законностью деятельности ОГПУ.

Дальнейшим шагом в развитии законодательства о прокурорском надзоре явилось утверждение Постановлением ЦИК и СНК СССР 17 декабря 1933 г. Положения о Прокуратуре Союза ССР. В соответствии с Положением прокуратура была выведена из состава Верховного Суда Союза ССР и учреждалась как самостоятельный орган. Однако прокуроры союзных республик оставались в системе республиканских народных комиссариатов юстиции.

Информация о работе Становление и развитие прокуратуры в России