Становление и развитие прокуратуры в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 22:47, реферат

Краткое описание

Исторический опыт показывает, что потребность в таком государственном органе, как прокуратура, с присущей только ей совокупностью задач, функций и полномочий становится особенно острой в периоды коренных преобразований в общественных отношениях, государственном устройстве. Прокуратура всегда рассматривалась и использовалась как действенный инструмент утверждения, развития общественных отношений, укрепления режима законности как непременного средства развития государственности.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………..3
Возникновение прокурорского надзора в России ………………………….4-6
Советский период в развитии органа прокуратуры……………………….7-10
Характеристика современного периода …………………………………….11-13
Заключение………………………………………………….…………..…….14
Список использованной литературы………………………………………..15

Файлы: 1 файл

Становление и развитие прокуратуры в России.docx

— 52.20 Кб (Скачать)

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 г. «Об образовании Народного Комиссариата юстиции Союза ССР» все органы прокуратуры были выделены из системы народных комиссариатов юстиции, и тем самым завершилась ее централизация.

Важной вехой в дальнейшем развитии законодательства о прокурорском надзоре явилось утверждение Президиумом Верховного Совета СССР 24 мая 1955 г. Положения о прокурорском надзоре в СССР. Изданное на основе Конституции СССР 1936 г. Положение конкретизировало функцию высшего надзора применительно к основным его отраслям, определяло правовые средства осуществления прокурорского надзора.

В этом важнейшем правовом акте получила свое воплощение идея об одной из главнейших обязанностей прокурора - опротестовывать всякое незаконное решение. Положение обязывало всех прокуроров опротестовывать противоречащие закону приказы и другие правовые акты, необоснованные приговоры, решения, определения и постановления судебных органов (ст. 13, 23, 25). Положение обязывало также прокуроров (ст. 16) вносить в государственные и общественные организации представления об устранении нарушения закона и причин, способствующих этим нарушениям. Специальная глава Положения закрепляла структуру органов прокуратуры, регулировала порядок назначения и прохождения службы работниками прокуратуры.

Анализ прокурорской практики тех лет свидетельствует, что прокуратура в тех условиях не могла стать, гарантией соблюдения законности в таких учреждениях, как НКВД, ГУЛАГ и т.п. Прокуратура функционировала в тех формах и пределах, которые были необходимы для поддержания правопорядка авторитарного государства6.

Усилению централизации и единства прокурорского надзора способствовала Конституция СССР 1977 г.

В Конституции СССР 1977 года прокуратуре была посвящена отдельная глава (21), и ее функции определились как высший надзор за законностью в деятельности органов государственного управления (кроме Совета Министров), колхозов, общественных организаций и граждан. Направления прокурорского надзора были конкретизированы в Законе СССР «О прокуратуре СССР», принятым 30 ноября 1979 г. Верховным Советом СССР ВВС СССР. 1979.№49. Ст.843.. Порядок осуществления прокурорами полномочий в судопроизводстве определялся законодательными актами Союза ССР и союзных республик (ст. 5 Закона о прокуратуре СССР).

В ст. 2 Закона о прокуратуре СССР, посвященной задачам прокуратуры, всемерное укрепление социалистической законности и правопорядка - являлись целями прокуратуры. Далее в этой статье говорилось о задаче прокуратуры, которая состояла в охране от всяких посягательств закрепленного Конституцией СССР общественного строя СССР, его политической и экономической систем; социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами; прав и законных интересов государственных предприятий, учреждений и организаций, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций.

Закон о прокуратуре СССР (ст. 3) определял десять основных направлений деятельности прокуратуры. Среди них, кроме надзорной деятельности, - координация, пропаганда права и т. д.

Согласно ст. 4 Закона о прокуратуре СССР органы прокуратуры составляли единую и централизованную систему - Прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих, прокуроров вышестоящим. Таким образом, механизм функционирования прокуратуры выступал как часть системы государственной деятельности в СССР и одновременно как целое по отношению к отраслям (частям) единого прокурорского надзора.

Важнейшим принципом прокуратуры СССР был принцип централизма. Он выражал отношения подчиненности в прокурорской системе и был органически связан с принципами независимости и единства прокурорского надзора. Подчиненность признавалась внутренней и внешней. При этом прокуратура работала под руководством высших органов государственной власти и им подчинялась.

Законодательство о советской прокуратуре имело союзно-республиканский характер, неоправданно расширяющий сферу внешнего руководства прокурорскими органами. 7

Определяя место прокурорского надзора в деятельности прокуратуры СССР следует подчеркнуть, что единая надзорная функция состояла из отраслевых функций или подфункций прокурорского надзора. При этом генеральная функция выполняла интегративную роль, объединяя все отраслевые функции. Содержание надзорной функции определялось, прежде всего, идеологическими установками и принципами общественного строя СССР.

В советский период роль прокурорского надзора сводилась к осуществлению надзор за исполнением директив государства. Основное внимание прокуратуры концентрировалось на деятельности центральных и местных органов исполнительной власти.

В сфере внимания законодателя неизменно находились проблемы прокурорского надзора. Однако реальности государственной и общественной жизни в рассматриваемый период были таковы, что большая или меньшая степень детализации правового регулирования прокурорского надзора, степень качества законодательства не находили реального воплощения в надзорной практике. Возник и до сих пор существует достаточно определенный разрыв между провозглашенными законом правами прокуроров и их реальными возможностями.

С 1991 г., после распада СССР, резко изменились условия работы российской прокуратуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Характеристика современного периода.

 

Первым нормативным правовым актом российского этапа развития прокурорского надзора, специально предназначенным для регулирования организации и деятельности прокуратуры, стал Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. Данный Закон вводился в действие с момента его опубликования, т.е. с 18 февраля 1992 г. (первая публикация в «Российской газете»). В ст. 1 Закона указывалось, что прокуратура России «осуществляет надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности». К числу «направлений прокурорской деятельности» относились: надзор, участие прокуроров в расследовании уголовных дел судами, а также осуществление предварительного расследования (ст. 2). Статьями 7, 8, 9 этого же Закона предусматривались иные направления деятельности прокуратуры: участие прокурора в заседаниях органов государственной власти и управления, участие в правотворческой деятельности, рассмотрение и разрешение в прокуратуре заявлений и жалоб. Статьей 10 данного Закона определялась система органов прокуратуры.

В разделе III (главы 1--3) Закона определялись предмет надзора, полномочия прокурора по следующим трем видам прокурорского надзора: надзор за исполнением законов местными представительными органами, органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами, а также за тем, чтобы издаваемые ими правовые акты соответствовали законам; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

В связи с обострением «политической конфронтации в обществе, усилением сепаратизма, национализма, преступности» Указом Президента РФ от 20 марта 1993 г. была подчеркнута обязанность высшего должностного лица государства создавать необходимые условия «для нормальной работы судов и прокуратуры»8. В соответствии с Законом РФ от 28 апреля 1993 г. на федеральные органы государственной охраны была возложена обязанность обеспечения безопасности Генерального прокурора РФ. Постановлением Президиума ВС РФ от 28 июня 1993 г. было утверждено Положение о классных чинах работников органов прокуратуры Российской Федерации.

Данный период существования прокуратуры, условно именуется некоторыми авторами «предконституционным» Галустян О.А9. Он начался 2 января 1991 г. и завершился 21 сентября 1993 г., когда был принят Указ Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». В этот период продолжала действовать Конституция РСФСР 1978 г., в которую вносились изменения и дополнения. Прокуратура, являясь самостоятельным государственным органом, осуществляла направления деятельности. Важнейшее место среди них отводилось надзору.

С сентября 1993 г. начался второй период российского этапа развития прокурорского надзора, условно называемый «конституционный». С данного периода Генеральный прокурор РФ назначался Президентом РФ и был ему подотчетен.

12 декабря 1993 г. была принята  Конституция РФ, в связи с чем  была изменена редакция Закона  РФ «О прокуратуре Российской  Федерации».

Конституция РФ 1993 г. в отличие от предыдущей Конституции 1978 г. не содержит специальной главы о прокуратуре. Прокуратуре посвящена всего одна ст. 129 гл. 7 "Судебная власть", где говорится о том, что прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением вышестоящим прокурорам нижестоящих и Генеральному прокурору РФ10. Если в Конституции 1978 г. определялась основная функция прокуратуры, то в действующей Конституции РФ нет никакого упоминания о функциях, задачах, полномочиях прокуратуры и предусмотрено только, что организация и полномочия прокуратуры определяются федеральным законом.

Федеральный закон о Прокуратуре РФ был принят в 1992 г., впоследствии в него были внесены существенные поправки и изменения.

Главная задача прокуратуры - осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Системообразующими элементами организации и деятельности органов прокуратуры являются положенные в их основу принципы.

Несмотря на вносимые коррективы, стоящих перед прокуратурой задач, она постоянно оставалась правозащитным органом, основным содержанием деятельности которого неизменно оставалась забота об укреплении законности, обеспечение интересов государства, личных прав и свобод граждан, предотвращение правонарушений.

 В соответствии со ст. 1 Прокуратура Российской Федерации представляла «единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов». Было отмечено, что (помимо надзора) прокуратура России выполняет и иные функции. Законом впервые устанавливался «надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций». После вступления России в Совет Европы Генеральному прокурору рекомендовалось «усилить надзор за исполнением законов об условиях содержания лиц, осужденных к смертной казни, и лиц, которым смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы». 24 мая 1996 г. был принят Уголовный кодекс Российской Федерации. Частью 2 ст. 294 УК РФ устанавливалась уголовная ответственность за вмешательство «в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание, в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела». Также в уголовном порядке преследовалось посягательство на жизнь прокурора, следователя, «совершенное в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц либо из мести за такую деятельность» (ст. 295 УК РФ). Предусматривалась уголовная ответственность и за клевету в отношении прокурора, следователя (ч. 2--3 ст. 298 УК РФ).

Конец 2001 г. и весь 2002 г. ознаменовались обновлением кодифицированного законодательства. Так, Государственной Думой ФС РФ 22 ноября 2001 г. был принят Уголовно-процессуальный кодекс российской Федерации, 20 декабря 2001 г. - Кодекс Российской федерации об административных правонарушениях, 14 июня 2002 г. - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, 23 октября 2002 г. - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

В трех из четырех перечисленных кодексов законодатель отказался от такого акта прокурорского надзора, как протест. Теперь прокурор, принимая участие в уголовном, арбитражном и гражданском судопроизводстве, вправе принести представление. Лишь в административном судопроизводстве законодатель сохранил прежнюю форму прокурорского реагирования - протест.

Последние перемены в прокуратуре принесли летние изменения 2007 г. в закон «О прокуратуре РФ» и Уголовно Процессуальный Кодекс. Вследствие образования следственных комитетов, в том числе и при прокуратуре, прокуроры лишились возможности возбуждать уголовные дела, теперь они лишь дают на это согласие следователям.

Но на этом процесс совершенствования законодательства о прокуратуре не заканчивается, и пока нет основания для ограничения второго периода российского этапа развития прокурорского надзора какой-либо датой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение могу отметить, что уже на протяжении почти трех столетий структура органов прокуратуры не стоит на месте. Разрабатываются новые нормативно-правовые акты, улучшается аппарат управления прокуратуры на федеральном уровне и на местах.

На сегодняшний день невозможно представить ни одно государство без органов прокуратуры, так как в условиях нынешнего мира, в котором коррупция, злоупотребление властью, растрачивание государственных средств, и другие преступления стали частью нашей с вами жизни просто необходимы специальные органы, осуществляющие обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности.

С учетом исторических особенностей развития в России сложился своеобразный механизм обеспечения прав человека, который и по сей день в значительной мере популярен у населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Конституция РФ
  2. Федеральный закон РФ от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации»
  3. Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации»
  4. Закон СССР от 30 ноября 1979 г. «О прокуратуре СССР»
  5. Указ Президента РФ от 20.03.1993 № 379 «О деятельности исполнительных органов до преодоления кризиса власти»
  6. Российское законодательство Х-ХХ веков. М.,1991. Т.9, стр. 198.
  7. Деришев. Ю.В. Прокуратура РФ - Учебное пособие. Омск: Юридический институт, 2003
  8. Гусакова Ю.С. К  вопросу о функции прокуратуры России по судебной реформе 1864//Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. Выпуск 10.
  9. Бессарабов. В. Г. Динамика становления и развития российской прокуратуры//ПРАВО И ПОЛИТИКА -№3-2001.
  10. Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. //Городец - 2007.
  11. Актуальные проблемы совершенствования законодательства, правоприменения и правовых теорий в России и за рубежом: Материалы Международной научно-практической конференции. Т.2. Автор/создатель: Под общ. ред. канд. юрид. наук, доц. В.Л. Кудрявцева. 2008. 
  12. Решетников П. И. Правовое регулирование прокурорского надзора в СССР//Правоведение. -1990. - № 5.
  13. История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры: Сборник документов / Под ред. С.А. Галунского. - М., 195.
  14. Амиров З.И. Становление и развитие органов прокуратуры России во второй половине XIX-начале XX веков (историко-правовой аспект): Автореф. дисс.: канд. юрид. наук. - Ставрополь, 2001. - 36 с.
  15. 2. Бессарабов В.Г. прокурорский надзор: Учебник - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.
  16. Галустян О. А. Прокурорский надзор: учебник для ВУЗов / О. А. Галустян. - М.: Юнити - Дона, Закон и право, 2004.
  17. Бессарабов В.Г. Дореформенная (петровская прокуратура) (1722 - 1864гг.) // Журнал российского права. 2002. № 8
  18. Прокурорский надзор. Под ред. Сухарева А.Я. М., 2003

Информация о работе Становление и развитие прокуратуры в России