Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:56, курсовая работа
Цель работы: выявить пути совершенствования финансового контроля РФ.
Задачи работы:
- изучить теоретические основы финансового контроля;
- дать оценку деятельности органов финансового контроля;
- найти пути совершенствования финансового контроля в России.
Введение……………………………………………………………………….3
Теоретические основы финансового контроля………………………….5
Содержание и задачи финансового контроля………………………..5
Виды, формы и методы проведения финансового контроля…….....12
Органы финансового контроля, их задачи и функции………...…....15
Оценка деятельности Счетной палаты Алтайского края……………....24
Организационная характеристика деятельности Счетной палаты Алтайского края……………………………………………………….24
Характеристика контрольно-ревизионной деятельности Счетной палаты Алтайского края………………………………………………25
Анализ основных результатов контрольной деятельности Счетной палаты Алтайского края………………………………………………27
Пути совершенствования финансового контроля в РФ………………..31
Заключение…………………………………………………………………...35
Список литературы…………………………………………………………..37
Объект и субъект финансового контроля.
В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость,, налоги и др.)
Наиболее важным элементом
в системе финансового контроля
являются субъекты контроля, т.к. они
в соответствии с действующим
законодательством
Субъектами финансового
контроля являются специально уполномоченные
органы (государственные контрольные
органы; структурные подразделения,
созданные в субъектах
Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям:
предварительный; текущий (оперативный); последующий.
президентский; контроль представительных органов власти и местного самоуправления; контроль исполнительных органов власти; контроль финансово-кредитных органов; ведомственный; внутрихозяйственный; аудиторский.
бюджетный; налоговый; валютный; кредитный; страховой; инвестиционный; контроль за денежной массой.
обязательный (внешний); инициативный (внутренний).
проверки; обследования; надзор; анализ финансовой деятельности; наблюдение (мониторинг); ревизии.
Рассмотрим основные формы и методы проведения финансового контроля.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т.д.
Текущий (оперативный) финансовый
контроль производится в момент совершения
денежных сделок, финансовых операций,
выдачи ссуд и субсидий и т.д. Он предупреждает
возможные злоупотребления при
получении и расходовании средств,
способствует соблюдению финансовой дисциплины
и своевременности
Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д.
В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.
Обследование в отличие
от проверки охватывает более широкий
спектр финансово-экономических
Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков, со стороны Росстрахнадзора – за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.
Анализ финансовой деятельности
как разновидность финансового
контроля предполагает детальное изучение
периодической или годовой
Наблюдение (мониторинг) –
постоянный контроль со стороны кредитных
организаций за использованием выданной
ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента;
неэффективное использование
Ревизия – наиболее глубокий
и всеобъемлющий метод
Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Ревизия проводится органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (КРУ Минфина РФ, Казначейство, Центробанк, аудиторские службы). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.
При проведении ревизий ревизоры имеют право:
Государственный финансовый
контроль осуществляется федеральными
органами законодательной власти, федеральными
органами исполнительной власти, в
том числе специально созданными.
Законодательство предусматривает
проведение не реже одного раза в год
соответствующими контрольными и финансовыми
органами комплексных ревизий и
тематических проверок поступления
и расходования бюджетных средств
в федеральных органах
Государственный контроль осуществляют органы представительной (законодательной) исполнительной власти субъектов РФ.
Министерство финансов РФ
согласно Положению, утвержденному
Постановлением Правительства РФ от
06.03.98г., является федеральным органом
исполнительной власти, обеспечивающим
проведение единой финансовой, бюджетной,
налоговой и валютной политики в
стране и координирующим деятельность
в этой сфере иных федеральных
органов исполнительной власти. В
составе министерства создано Контрольно-
Министерство финансов РФ в процессе финансового контроля осуществляет следующие основные функции:
Финансовые органы субъектов
РФ при осуществлении
Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, подотчетным Федеральному Собранию (ФС) РФ. Она создана для усиления контроля со стороны ФС РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению.
Председатель счетной палаты назначается Государственной думой на шесть лет. Совет Федерации также на шесть лет назначает заместителя ее председателя. Конкретные участки работы палаты ведут аудиторы Счетной палаты. Это – должностные лица, возглавляющие основные направления деятельности палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных общим назначением. Шесть аудиторов назначаются на шесть лет Госдумой, еще шесть – Советом Федерации. Аппарат Счетной палаты представлен инспекторами и иными штатными сотрудниками, в служебные обязанности которых входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.
Закон РФ “О Счетной палате
РФ” от 11.01.95г. ставит перед этим
государственным органом
Основные функции Счетной палаты РФ: [6]
Счетная палата РФ,
осуществляя контрольную
Информация о работе Становление и развитие финансового контроля в России