Место и роль государственного финансированного контроля в обеспечении финансовой безопасности России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление направления совершенствования государственного финансового контроля экономических субъектов в аспекте обеспечения финансовой безопасности государства.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность, цели и задачи государственного финансового контроля;

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (2).docx

— 39.86 Кб (Скачать)

Введение

Для современной России важным условием построения сильного и благополучного государства, защиты интересов его  граждан становится организация  надежного контроля исполнения бюджетов и надлежащим использованием государственного и муниципального имущества.  
Однако, требования и задачи, предъявляемые в настоящее время к контрольным органам, могут быть выполнены лишь в том случае, если при их организации будет учтен не только зарубежный опыт, но и опыт отечественный.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена значением государственного финансового контроля в повышении  качества государственного управления, обеспечении подотчетности властных структур обществу и его дальнейшей демократизации и, наконец, в укреплении финансовой безопасности страны.

Современный этап развития России характеризуется повышением роли государства в управлении экономикой, усилением борьбы с коррупцией и  ростом правонарушений в бюджетной  сфере. В связи с этим все более  актуальным становится вопрос об эффективном  управлении государственными финансами.

Государственный финансовый контроль, являясь одним из этапов бюджетного процесса и важнейшей  функцией управления, содействует успешной реализации государственной финансовой политики, соблюдению законности, целесообразности и эффективности использования  средств местного бюджета. Государственный  финансовый контроль (ГФК) функционирует  на всех уровнях бюджетной системы  России, подчиняясь общим требованиям  и процедурам для всех элементов  системы. Отсутствие целостной системы  государственного и муниципального финансового контроля снижает эффективность  контрольных мероприятий и результативность бюджетирования. А недостаточная  разработанность научных основ формирования и функционирования системы государственного финансового контроля сдерживает его развитие.  
Особую значимость государственный финансовый контроль в Российской Федерации имеет сейчас, в период проведения социально-экономических реформ.

Целью данной курсовой работы является выявление направления  совершенствования государственного финансового контроля экономических  субъектов в аспекте обеспечения  финансовой безопасности государства.

В соответствии с указанной  целью поставлены следующие задачи:

- раскрыть сущность, цели  и задачи государственного финансового  контроля;

- рассмотреть органы и  формы государственного финансового  контроля;

- выявить проблему финансовой  безопасности РФ;

-выявить направления  совершенствования государственного  финансового контроля в аспекте  обеспечения финансовой безопасности  государства.

Объектом курсовой работы является система государственного финансового контроля в РФ.

Предметом курсовой работы является совершенствование системы государственного финансового контроля в аспекте обеспечения финансовой безопасности РФ.

 

Глава 1. Характеристика современной системы государственного финансового контроля

1.1 Государственный финансовый  контроль: сущность, цели и задачи

Государственный финансовый контроль (ГФК) - это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению[12;605]:

1) ошибок и злоупотреблений  в управлении государственными  хозяйственной деятельности и  отчуждаемыми нематериальными объектами  государственной собственности,  а также государственными имущественными  правами, влекущих прямой или косвенный финансовый и или материальный ущерб государству;

2) денежными и материальными  ресурсами (капиталами), используемыми  в несоблюдении финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;

3) недостатков в организации  систем управления (в том числе  внутреннего контроля) финансово-хозяйственной  деятельностью государственных  организаций (в том числе бюджетных  учреждений) и их объединений,  организаций с государственным  участием или особо связанных  с деятельностью государства;

4) угроз финансовой безопасности  государства. 

В общем и целом цель ГФК - обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по:

1) управлению (включая стадии  планирования, формирования, распределения  и использования) государственными  финансовыми и материальными  (материальными продуктами человеческой  деятельности, природными видами  собственности) ресурсами, нематериальными  объектами государственной собственности и государственными имущественными правами (там, где такое управление опосредствуется финансовыми, т.е. денежными, отношениями - например, образование финансовых ресурсов в процессе распоряжения материальными и нематериальными объектами, имущественными правами);

2) обеспечению их сохранности  и приумножения для выполнения  функций государства, а также  созданию всех условий для  этого;

3) обеспечению законности  и оптимальности (в свете государственной  политики) функционирования различных  звеньев финансово-хозяйственной  системы государства;

4) обеспечению финансовой  безопасности государства.

Достижение цели ГФК обеспечивается реализацией следующих основных задач:

- организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением  доходных и расходных статей  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов  по объемам, структуре и целевому  назначению; определение эффективности  и целесообразности расходования  государственных средств и использования  федеральной собственности;

- оценка обоснованности  доходных и расходных статей  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов;

- финансовая экспертиза  проектов федеральных законов,  а также нормативных правовых  актов федеральных органов государственной  власти, предусматривающих расходы,  покрываемые за счет средств  федерального бюджета, или влияющих  на формирование и исполнение  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов;

- анализ выявленных отклонений  от установленных показателей  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов  и подготовка предложений, направленных  на их устранение, а также на  совершенствование бюджетного процесса  в целом;

- контроль за законностью  и своевременностью движения  средств федерального бюджета  и средств федеральных внебюджетных  фондов в Банке России, уполномоченных  банках и иных финансово-кредитных  учреждениях Российской Федерации;

- обеспечение поступления  в доходную часть государственного  бюджета налоговых, таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование доходной части государственного бюджета;

- оценка эффективности  деятельности министерств и ведомств  по использованию средств государственного  бюджета и внебюджетных средств;

- контроль за правильностью  ведения бухгалтерского учета  и отчетности;

- улучшение бюджетной  и налоговой дисциплины;

- выявление резервов роста  доходной базы бюджетов различных  уровней и снижения расходной  части бюджета;

- контроль за реализацией  механизма межбюджетных отношений;

- проверка обращения средств  бюджета и внебюджетных средств  в банках и других кредитных  учреждениях;

- контроль за формированием  и распределением целевых бюджетных  фондов финансовой поддержки  регионов;

- контроль за обеспечением  финансовой безопасности государства  (в ходе бюджетного процесса  и др.);

- пресечение незаконных  решений по предоставлению налоговых  и таможенных льгот, государственных дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;

- выявление финансовых  злоупотреблений в сфере бюджетных  и межбюджетных отношений;

- проведение профилактической  информационной работы с целью  повышения бюджетной дисциплины.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г.. Данным Указом установлено, что в РФ государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Центральный Банк РФ, Минфин РФ (Главное управление федерального Казначейства, Департамент страхового надзора, Контрольно-ревизионное управление), Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

1.2.Органы государственного  финансового контроля

В России ГФК осуществляется в установленном порядке (тем  или иным образом) всеми органами государственной власти и управления в соответствии с их компетенцией. Но основная роль при этом все же отведена регламентированной законодательством  деятельности специальных государственных  контрольных органов. Такие органы целесообразно разграничивать в  соответствии с их компетенцией. В данном аспекте различают:

1) Органы ГФК общей  компетенции. Они осуществляют  контроль в отношении достаточно  широкого круга объектов и  вопросов согласно сферам своей  деятельности. Такими органами, в  частности, являются: Счетная палата  РФ, счетные (контрольно-счетные) палаты субъектов РФ, Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России, территориальные КРУ Минфина России, Главное контрольное управление Президента РФ (а также региональные отделения указанных органов), созданные при администрациях (правительствах) субъектов РФ, органы ГФК, осуществляющие отдельные функции финансового контроля, подразделения парламента РФ и законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ (например, бюджетно-финансовые комиссии, комитеты, рабочие группы, созданные для проработки тех или иных вопросов, связанных с государственными финансами) и др. [12;609].

2) Органы ГФК отраслевой  компетенции. Они осуществляют  контроль в конкретных отраслях. Это органы ГФК в составе  федеральных и республиканских  министерств, ведомств и иных  органов государственной власти  и управления, осуществляющие ГФК  в определенных отраслях или  видах деятельности (например: Департамент  страхового надзора Минфина России, Департамент инспектирования кредитных  организаций Банка России и  др.).

3) Органы ГФК межотраслевой  компетенции. Они контролируют  определенные сферы финансово-хозяйственной  деятельности объектов контроля  вне зависимости от их отраслевой  принадлежности (например: МНС России, ФСНП России, органы Федерального  казначейства России, ГТК России, иные государственные комитеты  и комиссии и др.).

4) Органы ГФК специальной  компетенции. В принципе они  также осуществляют контроль  вне зависимости от отраслевой  принадлежности объектов контроля, но их контроль ограничен достаточно  узкими вопросами, т.е. их контроль  носит достаточно узконаправленный  характер (например, ФКЦБ России, ВЭК  России, МАП России, ФСФО России, ФЦПФ России и др.).

Следует отметить, что в  современных условиях ГФК можно  охарактеризовать как довольно сложную  систему, состоящую из следующих  элементов (приложение 2):

-организационные структуры  (включая их звенья -- центры ответственности  (ЦО), статус и порядок взаимосвязей  последних);

- методологическая основа (определения понятий, цели, задачи, принципы, требования, виды ГФК и  т.д.);

- нормативно-правовая база, методическое обеспечение;

<

Информация о работе Место и роль государственного финансированного контроля в обеспечении финансовой безопасности России