Одно из наиболее ярко выраженных
полей деятельности субгосударственных
финансовых систем - разнообразные
транснациональные бизнес-структуры
(ТБС), включая транснациональные
корпорации (ТНК), транснациональные
банки (ТНБ) и т.п. Мощные экономические
факторы (в первую очередь ТНК
и ТНБ), действующие в глобальных
масштабах, пытаются для облегчения
своих целей завоевания экономического
пространства “денационализировать”
территорию государств. Это особенно
характерно для сферы экономики
и финансов.
В связи с этим контроль
функционирования ТБС для финансовой
безопасности страны приобретает особую
важность. Для контроля ТБС необходимо
установить определенные предметы и
параметры контроля, разработать
специальные модели, формулы и
т.п. Например, направлениями контроля
ТБС (кроме контроля многочисленных
показателей их финансово-хозяйственной
деятельности) с точки зрения их
угроз финансовой безопасности государства
могут быть:
- взаимодействие и взаимозависимость
между различными ТБС, их конфигурация
в “экономическом пространстве”
государства;
- юридические адреса и
наименования основных иностранных
партнеров ТБС (связанных сторон),
формы их взаимоотношений, финансовые
между ними трансакции, гражданство
членов советов директоров и
т.п.;
- происхождение, циркуляция
и трансформация инициируемых
ими финансовых потоков (прямых
и портфельных инвестиций, кредитов
и т.д.), методы и результаты воздействия
на национальную экономическую систему
(включая вклад в теневой сектор);
- механизмы влияния ТБС
на общество и государство
(предоставление рабочих мест, воздействие
рекламными и иными методами
на общественную психологию, лоббирование
в органах власти нужных государственных
решений, тех или иных нормативно-правовых
актов, скрытое финансирование
политических и иных общественных
структур и т.д.);
- логика их политики, их
комбинации и чередование на
экономическом “поле” страны
и т.д.
При этом необходимо выявить
основные ТБС (или их систему), способные
оказывать влияние на макроэкономические
показатели государства, установить их
цели и стратегии. Все это позволяет
в дальнейшем наладить системы ГФК
за такими субъектами.
Одним из основных вопросов
обеспечения финансовой безопасности
России является формирование системы
соответствующих контрольных органов.
В связи с широким спектром
геофинансовых вопросов необходима
именно система контрольных органов.
Для системной координации работы
по контролю за обеспечением финансовой
безопасности целесообразно создать
специальную службу - Центральное
геоэкономическое управление (ЦГУ), которое
будет осуществлять направление
и координацию работы соответствующих
подразделений спецслужб по сбору
информации о состоянии финансовой
безопасности Российской Федерации (внутри
страны и за рубежом), а также ее
обработку, учет, анализ и передачу
в Совет Безопасности РФ для принятия
соответствующих решений.
Возникает необходимость
исследования и обоснования системы
направлений деятельности Счетной
палаты РФ. Необходимо направить деятельности
по контролю за обеспечением финансовой
безопасности Российской Федерации
в ходе бюджетного процесса. В связи
с этим в первую очередь представляется
необходимой разработка соответствующей
нормативно-правовой базы, где должны
быть определены внутренние и внешние
угрозы, а также критерии, на основании
которых действия участников бюджетного
процесса могут быть признаны наносящими
ущерб финансовой безопасности Российской
Федерации. Счетная палата РФ будет давать
оценку соблюдению этих критериев и подготавливать
соответствующие доклады парламенту (а
также доводить информацию до широкой
общественности). В то же время должны
быть разработаны принципы раскрытия
информации в отчетности органов исполнительной
власти (отчетности о ведении финансово-хозяйственной
деятельности, отчетности об использовании
государственных финансовых ресурсов,
заемных ресурсов международных организаций
и т.д.), исходя из требований к обеспечению
финансовой безопасности России. При этом
Счетная палата РФ будет выражать также
и свое аргументированное профессиональное
мнение о существенности предъявляемой
отчетности для оценки обеспечения финансовой
безопасности.
Кроме этого, должна быть создана
информационная система для всестороннего
и объективного мониторинга хода
бюджетного процесса, включающая выявление
и прогнозирование внутренних и
внешних угроз финансовой безопасности
Российской Федерации. На основе получаемой
информации должен разрабатываться
комплекс оперативных мер и долгосрочных
мер по противодействию негативным
факторам, а также по предупреждению
и преодолению возможных негативных
последствий угроз.
Следует подчеркнуть, что
основным фактором обеспечения финансовой
безопасности страны в ходе бюджетного
процесса должно являться полное доверие
между федеральным Правительством
и регионами, финансовые взаимоотношения
которых должны быть построены на
принципах законности, эффективности,
целесообразности, прозрачности (или
открытости для общества), баланса
ответственности и ресурсов, реального
согласования всех решений по аспектам,
затрагивающим интересы регионов (по
поводу уменьшения налоговой базы и
т.д.).
Заключение
Существующая в стране
система ГФК в полной мере не выполняет
своего назначения и нуждается в
серьезной реструктуризации. Сегодня
органы государственной власти уделяют
серьезное внимание вопросам совершенствования
системы государственного финансового
контроля в аспекте обеспечения
финансовой безопасности РФ. Поскольку
очевидно, что обязательным условием
эффективного функционирования экономики
и финансовой системы страны является
наличие развитой системы контроля.
Примеров неэффективности
организации и функционирования
органов ГФК можно привести множество.
На сегодняшний день трудно переоценить
важность займов международных финансово-экономических
организаций (МФЭО) для укрепления российской
экономики (особенно в условиях бюджетного
дефицита), построения развитого рыночного
хозяйства в нашей стране. Все
более актуальными становятся проблемы
недостатка финансовых ресурсов для
развития отечественного высокотехнологичного
производства вопросы оптимизации
привлечения и использования
займов МФЭО; замедление темпов расходования
заимствованных средств влечет за собой
дополнительные расходы по выплате
комиссий МФЭО; некоторые государственные
органы, на которых в соответствии
с законодательством РФ возложены
функции контроля за привлечением и
использованием займов МФЭО, не выполняют
свои функции надлежащим образом, что
в принципе способствуют многочисленным
нарушениям при использовании займов
и реализации соответствующих проектов;
мощные экономические факторы (в
первую очередь ТНК и ТНБ), действующие
в глобальных масштабах, пытаются для
облегчения своих целей завоевания
экономического пространства “денационализировать”
территорию государств; отсутствует
система контрольных органов
за обеспечением финансовой безопасности
страны. Возникает необходимость
исследования и обоснования системы
направлений деятельности Счетной
палаты РФ.
Все вышесказанное свидетельствует
о том, что для того, чтобы ГФК
в аспекте обеспечения финансовой
безопасности РФ был действительно
эффективным, необходимо проделать
много важных и существенных преобразований:
- привлечение и использование
заемных средств должно обеспечиваться
эффективным и действенным контролем
ответственных государственных
организаций и иных хозяйствующих
субъектов, непосредственно участвующих
в реализации проектов;
- для контроля ТБС необходимо
установить определенные предметы
и параметры контроля, разработать
специальные модели, формулы и
т.п.;
- необходимо выявить основные
ТБС (или их систему), способные
оказывать влияние на макроэкономические
показатели государства, установить
их цели и стратегии;
- необходимо создать специальную
службу - Центральное геоэкономическое
управление (ЦГУ), которое будет осуществлять
направление и координацию работы
соответствующих подразделений
спецслужб по сбору информации
о состоянии финансовой безопасности
Российской Федерации;
- необходимо направить
деятельности Счетной палаты
по контролю за обеспечением
финансовой безопасности Российской
Федерации в ходе бюджетного
процесса;
- должна быть создана
информационная система для всестороннего
и объективного мониторинга хода
бюджетного процесса, включающая
выявление и прогнозирование
внутренних и внешних угроз
финансовой безопасности Российской
Федерации;
Таким образом, если не уделять
должного внимания проблемам ГФК, то
вряд ли можно ожидать, что реформы
в нашем государстве пойдут в
правильном направлении, предотвратив
бесконтрольность, казнокрадство, беспорядочность
экономических решений и нарушения
законодательства во многих сферах хозяйствования.
Список использованной
литературы
- Агапцов С.А. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика российского государства. – М.: Финансовый контроль, 2004.
- Бурцев В.В. Построение современной системы государственного финансового контроля в свете необходимости укрепления Российской государственности / В.В. Бурцев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - №2.
- Бурцев В.В. Концептуальные основы реформирования государственного финансового контроля в Российской Федерации в современных условиях / В.В. Бурцев // Аудит и финансовый анализ. - 2007. - №4.
- Васильева М.В. Финансовый контроль / М.В Васильева //Финансы и Кредит. - 2009. - №12.
- Государственные и муниципальные финансы/ Павлова Л.Н., Бабич А.М.-ЮНИТИ,2002.
- Данилевский Ю.А. Актуальные проблемы совершенствования деятельности органов государственного финансового контроля. // Сборник НИР и ОКР НИИ СП. – 2009г.
- Ефремова А.Д. Государственный и муниципальный финансовый контроль. // Сборник НИР и ОКР НИИ СП. – 2009г.
- Коробов В.В. Финансовая безопасность в системе государственного финансового контроля / В.В. Коробов // Финансы и кредит. - 2009.- № 47.
- Моданов В.В. Финансовый контроль в системе национальной безопасности / В.В. Моданов. - М.: Изд-во Вестник Международного «Института управления», 2006.
- Моданов В.В. Правовое регулирование государственного финансового контроля как фактора обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. дис. канд. юрид. наук. М., 2006. 180 с.
- Моданов В.В. Роль государственного финансового контроля в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации / В.В. Моданов. - М.: Изд-во ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006.
- Пансков В.Г. Формирование системы финансового контроля как стратегическая задача государственного строительства // Российский экономический журнал. 2002, № 5-6
- Петрова П.С. Государственный финансовый контроль: история и современность. // Учет и контроль. – 2009г. - №1.
- Симонова Л. Характер и функции государственного финансового контроля современной России. /Журнал Федерализм, 2006, №1 (41).
- Терехова Т.Б. Основные направления совершенствования государственного финансового контроля. / Журнал Финансы и кредит, 2007. №35(275).
- Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» / Пол ред. Г.Б. Поляка. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.— 703 с.
- Финансы: Учебник/ Под ред. В.В. Ковалева. – М.: Проспект, 2004.
- Финансовый контроль: Учебное пособие. – М.: Камерон, 2004.
- Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации: учебник / С.О. Шохин. - М.: Финансы и статистика, 2007.
- Шуляк П.Н. Финансы: учебник / П.Н. Шуляк Н.П. Белотелова. - М. : Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2002. - 456 с.