Место и роль государственного финансированного контроля в обеспечении финансовой безопасности России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление направления совершенствования государственного финансового контроля экономических субъектов в аспекте обеспечения финансовой безопасности государства.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность, цели и задачи государственного финансового контроля;

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (2).docx

— 39.86 Кб (Скачать)

Одно из наиболее ярко выраженных полей деятельности субгосударственных финансовых систем - разнообразные  транснациональные бизнес-структуры (ТБС), включая транснациональные  корпорации (ТНК), транснациональные  банки (ТНБ) и т.п. Мощные экономические  факторы (в первую очередь ТНК  и ТНБ), действующие в глобальных масштабах, пытаются для облегчения своих целей завоевания экономического пространства “денационализировать”  территорию государств. Это особенно характерно для сферы экономики  и финансов.

В связи с этим контроль функционирования ТБС для финансовой безопасности страны приобретает особую важность. Для контроля ТБС необходимо установить определенные предметы и  параметры контроля, разработать  специальные модели, формулы и  т.п. Например, направлениями контроля ТБС (кроме контроля многочисленных показателей их финансово-хозяйственной  деятельности) с точки зрения их угроз финансовой безопасности государства  могут быть:

- взаимодействие и взаимозависимость  между различными ТБС, их конфигурация  в “экономическом пространстве”  государства;

- юридические адреса и  наименования основных иностранных  партнеров ТБС (связанных сторон), формы их взаимоотношений, финансовые  между ними трансакции, гражданство  членов советов директоров и  т.п.;

- происхождение, циркуляция  и трансформация инициируемых  ими финансовых потоков (прямых  и портфельных инвестиций, кредитов  и т.д.), методы и результаты воздействия на национальную экономическую систему (включая вклад в теневой сектор);

- механизмы влияния ТБС  на общество и государство  (предоставление рабочих мест, воздействие  рекламными и иными методами  на общественную психологию, лоббирование  в органах власти нужных государственных  решений, тех или иных нормативно-правовых  актов, скрытое финансирование  политических и иных общественных  структур и т.д.);

- логика их политики, их  комбинации и чередование на  экономическом “поле” страны  и т.д.

При этом необходимо выявить  основные ТБС (или их систему), способные  оказывать влияние на макроэкономические показатели государства, установить их цели и стратегии. Все это позволяет  в дальнейшем наладить системы ГФК  за такими субъектами.

Одним из основных вопросов обеспечения финансовой безопасности России является формирование системы  соответствующих контрольных органов.

В связи с широким спектром геофинансовых вопросов необходима именно система контрольных органов. Для системной координации работы по контролю за обеспечением финансовой безопасности целесообразно создать  специальную службу - Центральное  геоэкономическое управление (ЦГУ), которое  будет осуществлять направление  и координацию работы соответствующих  подразделений спецслужб по сбору  информации о состоянии финансовой безопасности Российской Федерации (внутри страны и за рубежом), а также ее обработку, учет, анализ и передачу в Совет Безопасности РФ для принятия соответствующих решений.

Возникает необходимость  исследования и обоснования системы  направлений деятельности Счетной  палаты РФ. Необходимо направить деятельности по контролю за обеспечением финансовой безопасности Российской Федерации  в ходе бюджетного процесса. В связи  с этим в первую очередь представляется необходимой разработка соответствующей  нормативно-правовой базы, где должны быть определены внутренние и внешние угрозы, а также критерии, на основании которых действия участников бюджетного процесса могут быть признаны наносящими ущерб финансовой безопасности Российской Федерации. Счетная палата РФ будет давать оценку соблюдению этих критериев и подготавливать соответствующие доклады парламенту (а также доводить информацию до широкой общественности). В то же время должны быть разработаны принципы раскрытия информации в отчетности органов исполнительной власти (отчетности о ведении финансово-хозяйственной деятельности, отчетности об использовании государственных финансовых ресурсов, заемных ресурсов международных организаций и т.д.), исходя из требований к обеспечению финансовой безопасности России. При этом Счетная палата РФ будет выражать также и свое аргументированное профессиональное мнение о существенности предъявляемой отчетности для оценки обеспечения финансовой безопасности.

Кроме этого, должна быть создана  информационная система для всестороннего  и объективного мониторинга хода бюджетного процесса, включающая выявление  и прогнозирование внутренних и  внешних угроз финансовой безопасности Российской Федерации. На основе получаемой информации должен разрабатываться  комплекс оперативных мер и долгосрочных мер по противодействию негативным факторам, а также по предупреждению и преодолению возможных негативных последствий угроз.

Следует подчеркнуть, что  основным фактором обеспечения финансовой безопасности страны в ходе бюджетного процесса должно являться полное доверие  между федеральным Правительством и регионами, финансовые взаимоотношения  которых должны быть построены на принципах законности, эффективности, целесообразности, прозрачности (или  открытости для общества), баланса  ответственности и ресурсов, реального  согласования всех решений по аспектам, затрагивающим интересы регионов (по поводу уменьшения налоговой базы и  т.д.).

Заключение

Существующая в стране система ГФК в полной мере не выполняет  своего назначения и нуждается в  серьезной реструктуризации. Сегодня  органы государственной власти уделяют  серьезное внимание вопросам совершенствования  системы государственного финансового  контроля в аспекте обеспечения  финансовой безопасности РФ. Поскольку  очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики  и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля.

Примеров неэффективности  организации и функционирования органов ГФК можно привести множество. На сегодняшний день трудно переоценить  важность займов международных финансово-экономических  организаций (МФЭО) для укрепления российской экономики (особенно в условиях бюджетного дефицита), построения развитого рыночного  хозяйства в нашей стране. Все  более актуальными становятся проблемы недостатка финансовых ресурсов для  развития отечественного высокотехнологичного производства вопросы оптимизации  привлечения и использования  займов МФЭО; замедление темпов расходования заимствованных средств влечет за собой  дополнительные расходы по выплате  комиссий МФЭО; некоторые государственные  органы, на которых в соответствии с законодательством РФ возложены  функции контроля за привлечением и  использованием займов МФЭО, не выполняют  свои функции надлежащим образом, что  в принципе способствуют многочисленным нарушениям при использовании займов и реализации соответствующих проектов; мощные экономические факторы (в  первую очередь ТНК и ТНБ), действующие  в глобальных масштабах, пытаются для  облегчения своих целей завоевания экономического пространства “денационализировать”  территорию государств; отсутствует  система контрольных органов  за обеспечением финансовой безопасности страны. Возникает необходимость  исследования и обоснования системы  направлений деятельности Счетной  палаты РФ.

Все вышесказанное свидетельствует  о том, что для того, чтобы ГФК  в аспекте обеспечения финансовой безопасности РФ был действительно  эффективным, необходимо проделать  много важных и существенных преобразований:

- привлечение и использование  заемных средств должно обеспечиваться  эффективным и действенным контролем  ответственных государственных  организаций и иных хозяйствующих  субъектов, непосредственно участвующих  в реализации проектов;

- для контроля ТБС необходимо  установить определенные предметы  и параметры контроля, разработать  специальные модели, формулы и  т.п.;

- необходимо выявить основные  ТБС (или их систему), способные  оказывать влияние на макроэкономические  показатели государства, установить  их цели и стратегии;

- необходимо создать специальную  службу - Центральное геоэкономическое  управление (ЦГУ), которое будет осуществлять  направление и координацию работы  соответствующих подразделений  спецслужб по сбору информации  о состоянии финансовой безопасности  Российской Федерации;

- необходимо направить  деятельности Счетной палаты  по контролю за обеспечением  финансовой безопасности Российской  Федерации в ходе бюджетного  процесса;

- должна быть создана  информационная система для всестороннего  и объективного мониторинга хода  бюджетного процесса, включающая  выявление и прогнозирование  внутренних и внешних угроз  финансовой безопасности Российской  Федерации;

Таким образом, если не уделять  должного внимания проблемам ГФК, то вряд ли можно ожидать, что реформы  в нашем государстве пойдут в  правильном направлении, предотвратив бесконтрольность, казнокрадство, беспорядочность  экономических решений и нарушения  законодательства во многих сферах хозяйствования.

Список использованной литературы

  1. Агапцов С.А. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика российского государства. – М.: Финансовый контроль, 2004.
  2. Бурцев В.В. Построение современной системы государственного финансового контроля в свете необходимости укрепления Российской государственности / В.В. Бурцев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - №2.
  3. Бурцев В.В. Концептуальные основы реформирования государственного финансового контроля в Российской Федерации в современных условиях / В.В. Бурцев // Аудит и финансовый анализ. - 2007. - №4.
  4. Васильева М.В. Финансовый контроль / М.В Васильева //Финансы и Кредит. - 2009. - №12.
  5. Государственные и муниципальные финансы/ Павлова Л.Н., Бабич А.М.-ЮНИТИ,2002.
  6. Данилевский Ю.А. Актуальные проблемы совершенствования деятельности органов государственного финансового контроля. // Сборник НИР и ОКР НИИ СП. – 2009г.
  7. Ефремова А.Д. Государственный и муниципальный финансовый контроль. // Сборник НИР и ОКР НИИ СП. – 2009г.
  8. Коробов В.В. Финансовая безопасность в системе государственного финансового контроля / В.В. Коробов // Финансы и кредит. - 2009.- № 47.
  9. Моданов В.В. Финансовый контроль в системе национальной безопасности / В.В. Моданов. - М.: Изд-во Вестник Международного «Института управления», 2006.
  10. Моданов В.В. Правовое регулирование государственного финансового контроля как фактора обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. дис. канд. юрид. наук. М., 2006. 180 с.
  11. Моданов В.В. Роль государственного финансового контроля в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации / В.В. Моданов. - М.: Изд-во ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006.
  12. Пансков В.Г. Формирование системы финансового контроля как стратегическая задача государственного строительства // Российский экономический журнал. 2002, № 5-6
  13. Петрова П.С. Государственный финансовый контроль: история и современность. // Учет и контроль. – 2009г. - №1.
  14. Симонова Л. Характер и функции государственного финансового контроля современной России. /Журнал Федерализм, 2006, №1 (41).
  15. Терехова Т.Б. Основные направления совершенствования государственного финансового контроля. / Журнал Финансы и кредит, 2007. №35(275).
  16. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» / Пол ред. Г.Б. Поляка. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.— 703 с.
  17. Финансы: Учебник/ Под ред. В.В. Ковалева. – М.: Проспект, 2004.
  18. Финансовый контроль: Учебное пособие. – М.: Камерон, 2004.
  19. Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации: учебник / С.О. Шохин. - М.: Финансы и статистика, 2007.
  20. Шуляк П.Н. Финансы: учебник / П.Н. Шуляк Н.П. Белотелова. - М. : Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2002. - 456 с.

 


Информация о работе Место и роль государственного финансированного контроля в обеспечении финансовой безопасности России