Финансовы контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:00, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение вопросов, касающихся определения понятия финансового контроля, раскрытии его сущности, определение функций.
Эти вопросы очень подробно исследованы и освещены в специальной литературе многими авторами, в частности Ю.А.Данилевским, Л.Н.Овсянниковым, О.Н.Горбуновым, В.В. Бурцевым, Н.И.Химичевым и др.

Оглавление

Введение..............................................................................................................3
1.Понятие, сущность и элементы финансового контроля............................5
2.Классификация финансового контроля
2.1 Классификация финансового контроля по формам, по времени и по органам государственной власти................................................................10
2.2 Классификация финансового контроля по сфере деятельности...........13
3.Органы специализированного финансового контроля...............................16
Заключение.........................................................................................................19
Список использованной литературы .........................................................21

Файлы: 1 файл

Фин контроль реферат.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

            На основании вышесказанного государственный финансовый контроль можно определить как действие государственных органов по проверке выполнения участниками финансовой деятельности государства своих финансовых обязанностей перед ним.

Но среди  ученых нет единства в трактовках понятия государственного финансового  контроля. Существуют самые разные точки зрения.

     У Ю.А.Данилевского определение финансового  контроля выражено так: «Финансовый  контроль, являясь одной из важнейших  функций и неотъемлемой составной  частью общего механизма управления экономикой, производством, охватывает финансовые, кредитные и производственные показатели. В сферу контроля включается производство, распределение, обращение и потребление товарно-материальных ценностей в денежном выражении».

     Ю.М.Иткин  отмечает: «Деятельность органов  государственного контроля должна быть направлена на проверку исполнения, прежде всего, законов государства, законности, правильности и целесообразности направления выделенных бюджетных средств, эффективности деятельности правительственных органов, эффективного и экономного расходования государственных средств на всех уровнях управления финансовыми и материальными ресурсами».

     П.В.Черноморд  считает, что «финансовый контроль сосредотачивает внимание на фактическом  осуществлении финансовой, бюджетной, налоговой, кредитной, денежной политики, политики цен, вопросах развития валютно-финансового аспекта внешнеполитического курса и внешнеэкономических связях государства».

     Н.Д.Пагосян  определяет, что «государственный финансовый контроль, не будучи самоцелью и  средством окончательного решения  выявленных проблем, тем не менее является государственно-правовым институтом в силу того, что он в единой системе государственных органов выступает в качестве самостоятельного структурно-функционального звена, легитимированного, обособленного в организационно-правовом отношении и владеющего в своей деятельности особым набором приемов, характерным для публичных структур». 

2 Классификация финансового контроля

2.1 Классификация финансового контроля по формам, времени

и по органам государственной  власти

     Финансовый  контроль можно классифицировать по различным основаниям. Но наиболее часто классифицируют по формам и видам.

     Под формой финансового контроля понимают способы конкретного выражения  и организаций контрольных действий.

     Формы финансового контроля следующие: 1) непосредственный контроль; 2) опосредованный контроль.

     Непосредственный  контроль характеризуется тем, что  проверка ведется на самом объекте  контроля, и проверяющие лица изучают  и анализируют первичную документацию, производят перерасчет денег, товарно-материальных ценностей, осуществляют осмотр помещений и территорий. В общем, имеют непосредственный контакт субъекта и объекта контроля.

     Эта форма контроля наблюдается при  таких методах его осуществления, как ревизия, инвентаризация и в  других случаях, когда проверка осуществляется на самом объекте контроля.

     Опосредованный  контроль характеризуется тем, что  субъект находится вне границ объекта контроля, и проверяющие  лица имеют дело с отчетной или  плановой финансовой документацией5.

     На  практике такой контроль называют «камеральная финансовая проверка».

     Эти формы финансового контроля взаимосвязаны  между собой. Материалы, полученные в процессе одной формы финансовой проверки, могут использоваться для  другой формы контроля.

     Классификация финансового контроля по видам может  производиться по различным основанием.

     Так, по времени осуществления финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

     Предварительный финансовый контроль предшествует совершению проверяемых операций. Это позволяет  предупредить нарушение действующего финансового законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования денежных средств.

     Текущий финансовый контроль называют иначе  оперативным. Он осуществляется для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных средств, выполнения предприятиями, организациями и учреждениями обязательств перед бюджетом.

     Последующий финансовый контроль осуществляется после  совершения финансового мероприятия. Этот контроль осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий. В ходе его выясняется вопрос, была ли проведенная финансовая операция законной не было ли допущено нарушение финансовой дисциплины, насколько эффективно и рационально были использованы государственные денежные средства.

     Исходя  из характера и правового статуса  субъектов, финансовый контроль подразделяется на:

     1) специализированный;

     2) функциональный.

     Специализированный  контроль - это контроль, осуществляемый специализированными финансовыми органами государства. Например, контроль, осуществляемый Министерством финансов, Министерством государственных доходов, Национальным Банком РК.

     Функциональный  контроль - это контроль, осуществляемый теми государственными органами, для которых финансовая деятельность вообще и финансовый контроль, в частности, представляют лишь одно из направлений (функцию) их деятельности.

     Финансовый  контроль также делится на внутренний (внутри ведомственный) и внешний (надведомственный). В основу этой классификации положена форма организационного взаимодействия контролирующего субъекта и подконтрольного объекта.

     Внутренний  контроль - это когда субъект и  объект контроля являются звеньями одной  организационной системы. Например, министерство проверяет финансовые операции подчиненного ему предприятия.

     Внешний контроль осуществляется в отношении  организационно неподчиненных объектов. Например, Министерство финансов проверяет предприятие, находящееся в ведении Министерства сельского хозяйства. 

     2.2 Классификация финансового контроля по сфере деятельности

     Финансовый  контроль также классифицируется по сфере деятельности в зависимости от нее видами государственного финансового контроля являются:

     1) контроль в сфере организации  денежной системы и обеспечения  ее нормального функционирования;

     2) валютный контроль;

     3) бюджетный контроль;

     4) налоговый контроль;

     5) контроль в сфере государственной банковской деятельности;

     6) контроль в сфере государственного  страхования;

     7) контроль в сфере государственных  децентрализованных финансов (финансово-хозяйственный  контроль).

     Государственный контроль в сфере денежной системы  призван обеспечить ее нормальное функционирование и соблюдение того законодательства, посредством которого организуется сама денежная система.

     Следующий вид финансового контроля - валютный контроль, который является важным направлением валютного регулирования. Основы законодательного регулирования валютного контроля определены статьей 6 Закона Республики Казахстан от 24 декабря 1996 года «О валютном регулировании». Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

     Бюджетный контроль имеет своим предметом  бюджет в двух его качествах: как  финансовый план и как фонд денежных средств.

     Бюджет  как финансовый план. В этом случае контролируются процессы прохождения  акта о бюджете через стадии бюджетного планирования, т.е. проверяется исполнение соответствующими государственными органами своих обязанностей по составлению проекта бюджета, его рассмотрению, утверждению, исполнению и заключению бюджета.

     К бюджетному контролю примыкает налоговый  контроль. Значимость налогового контроля, прежде всего, обусловлена его задачами, главная из которых - это обеспечение соблюдения норм налогового законодательства, как налогоплательщиками, так и налоговыми органами6.

     Таким образом, можно выделить два основных направления повышения эффективности налогового контроля: совершенствование налогового законодательства и совершенствование методов работы налоговых органов во взаимоотношении с налогоплательщиками7.

     Контроль  в сфере государственной банковской деятельности. В качестве подконтрольных объектов выступает две группы субъектов:

     а) банки, в числе которых первоочередное место занимают банки, находящиеся  в государственной собственности; б) клиенты банков.

     Клиента банков проверяются на предмет: а) соблюдения правил ведения банковских операций; б) выполнение финансовых обязательств, вытекающих из договоров государственного банковского кредитования. Здесь, в свою очередь, контролируется: а) целевое использование полученной от государственного банка ссуды; б) своевременность погашения этой ссуды и уплаты процентов по ней.

     При контроле за такими банковскими операциями, как производство безналичных перечислений, банковский контроль смыкается с  другим видом финансового контроля - контроле за соблюдением правил денежного  обращения.

     Основным субъектом банковского контроля выступает Национальный банк Республики Казахстан. Согласно статье 62 Указа Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, от 30 марта 1995 года «О Национальном Банке Республики Казахстан»: «Национальный Банк Казахстана является единственным органом, имеющим право осуществлять проверку всех финансово-хозяйственной деятельности банков Республики Казахстан и их филиалов».

     Он  может поручить проверку деятельности банков и их филиалов аудиторской  организации (аудитору), которая в этом случае будет выполнять роль агента банковского контроля.

     Следующим видом финансового контроля является контроль в сфере государственного страхования.

     Страховая деятельность подвергается довольно тщательной правовой регламентации, а равно  и значительному контролю со стороны государства. Для этой цели нередко создаются специализированные органы государственного страхового надзора8. Но когда предметом контроля выступают негосударственные страховые организации, выражающие собой частные финансы страхования, этот государственный контроль не выражает собой осуществление финансовой деятельности государства и соответственно - государственного финансового контроля.

     Предметом государственного финансового контроля в сфере страхования, в основном, являются два момента:

     а) осуществление государственного страхования 

     б) деятельность государственных страховых  организаций «Государственный контроль за положением дел на страховом рынке осуществляется уполномоченным органом государства и другими государственными органами в пределах их компетенций»9.

     Финансово-хозяйственный  контроль - это контроль за соблюдением  установленного государственного порядка  формирования, распределения и использования  децентрализованных государственных  денежных фондов.

     При данном виде контроля существует следующее контрольное отношение, построенное по схеме «государственный контрольный орган - лицо, тратящее государственные деньги».

     В качестве подконтрольных объектов при  данном виде финансового контроля выступают  государственные предприятия и учреждения.

     Субъектами  этого вида контроля выступают контрольные  органы Министерства финансов и субъекты государственного внутриве-домственного контроля. 

3. Органы специализированного финансового контроля

     Специализированный  финансовый контроль - это контроль, осуществляемый специализированными финансовыми органами государства. Они специально созданы для осуществления финансового контроля и обладают в силу этого особыми контрольными полномочиями.

Информация о работе Финансовы контроль