Совершенствование финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 08:29, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: совершенствование государственного финансового контроля над целевым использованием бюджетных средств.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
- Определить экономическое содержание и сущность финансового контроля;
- Рассмотреть Счётную палату как орган финансового контроля;
- Определить значение казначейского контроля в системе государственного финансового контроля в бюджетной системе;

Оглавление

Введение
Экономическое содержание и сущность финансового контроля.
Особенности совершенствования контроля за расходованием средств Федерального бюджета.
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

СовершенствованиеФинансовгоКонтроля.docx

— 51.10 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

ИНСТИТУТ  ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

 

 

 

 

КОНТОРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

 

По дисциплине: Основы социального прогнозирования.

Тема: «Совершенствование финансового контроля»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент группы 09611

Демидов В.В.

 

 

Проверил:

Морозова  Т.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2011

 

Содержание

 

Введение

  • Экономическое содержание и сущность финансового контроля.
  • Особенности совершенствования контроля за расходованием средств Федерального бюджета.

    Заключение

    Список используемой литературы

    Приложение

     

     

    Введение

     

    Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных  рычагов. Один из наиболее важных рычагов  управления финансовой системы является финансовый контроль.

    Организация действенного финансового контроля над полнотой формирования и своевременностью поступления государственных доходов, а также за законностью и эффективностью использования бюджетных средств  и распоряжения государственной  собственностью становится одним из направлений современной российской экономической политики.

    В настоящее  время являются актуальными вопросы  эффективности государственного финансового  контроля. Эффективность финансового  контроля предполагает двойное толкование с одной стороны – эффективность  использования бюджетных средств, с другой – эффективность методов  государственного финансового контроля.

    Сегодняшняя ситуация с рациональным расходованием  бюджетных средств является одной  из проблем, с которой столкнулась  экономика. Поэтому исследование вопроса  становления новой системы распределения  и контроля бюджетных средств  является достаточно актуальной. На этапе  экономического кризиса в целом  по стране эффективность контрольных  действии наиболее высока, так как  речь идет о возмещении уже израсходованных  средств и о предотвращении еще  не совершенных нарушений бюджетной  дисциплины. Особенно важно проведение предварительного, текущего и последующего контроля в учреждениях и организациях, состоящих на бюджетном финансировании. Целью такого контроля является предупреждение и недопущение нецелевого использования средств федерального бюджета.

    Очень важно  создать такую систему контроля за рациональным и правильным использованием бюджетных средств, которая стояла бы на страже интересов государства в части экономного и рационального использования бюджетных средств.

    Цель  данной курсовой работы: совершенствование  государственного финансового контроля над целевым использованием бюджетных  средств.

    Исходя  из цели, поставлены следующие задачи:

    - Определить экономическое содержание и сущность финансового контроля;

    - Рассмотреть Счётную палату как орган финансового контроля;

    - Определить значение казначейского контроля в системе государственного финансового контроля в бюджетной системе;

    - Рассмотреть особенности исполнения бюджета по расходам;

    - Определить ответственность за нецелевым расходованием бюджетных средств;

    - Изучить государственный контроль за нецелевым расходованием бюджетных средств;

    - Рассмотреть совершенствование системы казначейского исполнения расходной части бюджета;

    Объект  исследования — контрольная деятельность, осуществляемая органами государственного финансового контроля, в частности, Счетной палатой РФ, Минфином РФ.

    Предметом исследования выступают экономические  отношения, возникающие в системе  государственного финансового контроля в процессе проверок и ревизий, а  также при реализации его результатов в социальной сфере.

    Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ведущих ученых экономистов по изучаемой проблеме, законодательные и нормативные  акты РФ, нормативно-справочные материалы, рекомендации научно-исследовательских  учреждений.

     

     

      Экономическое содержание и сущность финансового контроля

     

    По мнению Ковалевой А.М. Финансовый контроль - составная часть или специальная отрасль осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. [15]

    Финансовый  контроль можно рассматривать в  двух аспектах:

    1) как строго регламентированную деятельность специальных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

    2) как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками для обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

    Основное  содержание финансового контроля в  отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в следующем:

    а) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления со стороны организаций и граждан;

    б) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении, денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

    в) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

    д) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.

    Можно сказать, что финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических  форм и методов его организации.

    Содержание  финансового контроля раскрывается через его цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему  контроля; принципы организации.

    Цель  финансового контроля заключается  в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется  в выполняемых им задачах.

    Основными задачами финансового контроля являются:

    • обеспечение  финансовой безопасности государства  и финансовой устойчивости субъектов  хозяйствования;

    • выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;

    • рост финансовых ресурсов во всех сферах и  звеньях финансовой системы, обеспечение  их рационального, эффективного и законного  использования;

    • соблюдение финансовых интересов всех субъектов  хозяйствования, усиление их ответственности  за результаты своей деятельности;

    • повышение  эффективности финансовой политики государства. [18]

    В качестве основных элементов финансового  контроля можно выделить: объект и  субъект; информационное, правовое и  методическое обеспечение; механизм; принципы; меры ответственности всех участников процесса контроля. Инфраструктура финансового  контроля включает в себя: финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля и т.п. Совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих целостное единство в процессе достижения целей контроля, представляет собой систему финансового контроля.

    В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения  и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления.

    Наиболее  важным элементом в системе финансового  контроля являются субъекты контроля, так как они в соответствии с действующим законодательством  непосредственно осуществляют контроль и несут ответственность за свои действия.

    Субъектами  финансового контроля являются специально уполномоченные органы (государственные  контрольные органы; структурные  подразделения, созданные в субъектах  хозяйствования и органах государственной  власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные  специалисты, осуществляющие свою контрольную  деятельность в соответствии с нормами  права. Субъекты контроля для реализации поставленных задач выполняют конкретные действия или функции, реализация которых  осуществляется на основании их полномочий, определяющих компетенцию органа, осуществляющего  контроль.

    Под методами финансового контроля понимают конкретные способы осуществления контрольных  действий и операций.

    Внешнее выражение контрольных действий и операций реализуется в определенной форме контроля. Установленный порядок  осуществления контрольных действий и операций составляют процедуры  контроля. Определенная последовательность процедур финансового контроля в  совокупности с используемыми методами составляет механизм финансового контроля.

    Как правило, процесс финансового контроля включает следующие основные этапы:

    • планирование, которое предполагает определение  объекта, целей, задач и форм контроля и формирование набора количественных и качественных показателей, по которым  будет производиться оценка реализации финансовых решений;

    • проведение контроля, целью которого является сбор оперативных данных, характеризующих  состояние объекта контроля, и  их предварительная оценка;

    • систематизация результатов контроля (обобщение  и упорядочение полученной информации по определенным критериям) и составление  отчетности;

    • реализация результатов, которая предполагает доведение принятых по результатам  контроля решений до всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий  по устранению выявленных нарушений  и недостатков.[19]

    Финансовый  контроль организуется и проводится на основе определенных принципов. Основными принципами финансового контроля являются следующие: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности.

    Основным  источником информации для осуществления  финансового контроля являются данные бухгалтерского учета, главная задача которого — предоставление информации внешним и внутренним пользователям  бухгалтерской отчетности.

    Правовое  и методическое обеспечение финансового  контроля включает:

    • финансово-правовые акты, в которые входят: законы, подзаконные  нормативные правовые акты органов  общей и специальной компетенции, принимаемые во исполнение законов;

    • стандарты, представляющие собой утверждаемые компетентным органом нормативно-технические  документы, устанавливающие комплекс норм, правил по отношению к предмету стандартизации (например, правила (стандарты) аудиторской деятельности);

    • кодексы  профессиональной этики;

    • методические документы, которые содержат конкретные вопросы организации финансового  контроля, разъясняют способы и приемы практического осуществления тех  или иных процедур контроля (например, инструкция о порядке осуществления  проверок или по работе с документами  и т.п.).[20]

     

    Особенности совершенствования контроля за расходованием  средств Федерального бюджета

     

    В настоящее  время работа органов государственного финансового контроля в России характеризуется  несогласованностью и разобщенностью, отсутствием четкого взаимодействия. И связано это в первую очередь с тем, что не сформирована целостная система контроля за финансовыми потоками и использованием государственной и муниципальной собственности. Статус и полномочия контрольных органов определяют многочисленные правовые акты, зачастую допускающие дублирование и параллелизм при выполнении соответствующих функций. Разумеется, такая ситуация весьма негативно сказывается на народнохозяйственном развитии.[33]

    В Российской Федерации до настоящего времени  отсутствует теоретически проработанная и законодательно оформленная концепция общегосударственного финансового контроля. Все существующие и обсуждаемые в экономической литературе предложения и варианты ограничиваются только государственным финансовым контролем и основываются на двух подходах.

    Первый  подход отражает позицию ряда авторов, рассматривающих процесс реформирования действующих органов финансового контроля в единую, иерархически, сверху донизу, выстроенную системную вертикаль. Крайнее выражение подобной точки зрения — объединение всех контролирующих и даже надзорных органов в единый контрольный орган федерального подчинения, который либо функционирует самостоятельно, либо подчиняется Счетной палате или Генеральной прокуратуре РФ.

    Информация о работе Совершенствование финансового контроля