Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:38, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы понять и проанализировать методы SWOT и TOWS-анализов.
Задачи курсовой работы следующие:
· изучить элементы SWOT-анализа деятельности предприятия;
· изучить методику проведения SWOT-анализа и TOWS-анализа.
Введение…………………………………………………………………3
1. Понятие SWOT-анализа и его элементы…………..…………….4-6
2. Характеристики SWOT-анализа и его таблица…….……………7-9
3. Матрица SWOT-анализа……………………….……………….10-13
4. Преимущества и недостатки SWOT-анализа…………………14-15
5. TOWS-анализ……………………………………………….…...16-17
Заключение………………………...……………………………….18-20
Список используемой литературы……………………...…………….21
В данной матрице выделяются два раздела: «Сильные стороны» и «Слабые стороны». В них заносятся выявленные на предыдущем этапе анализа сильные и слабые стороны фирмы. Соответственно в верхней части матрицы также выделяются два раздела – «Возможности» и «Угрозы», в которые вписываются все выявленные возможности и угрозы.
На пересечение размеров образуется четыре поля: поле СИВ (сила и возможности); поле СИУ (сила и угрозы); поле СЛВ (слабость и возможности); поле СЛУ (слабость и угрозы).
На каждом поле необходимо рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.
В отношении тех пар, которые были выбраны с поля СИВ, следует разработать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде.
Для тех пар, которые оказались на поле СЛВ, стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости.
Если пара находится на поле СИУ, то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз.
Для пар, находящихся на поле СЛУ, организация должна выработать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу. Вырабатывая стратегии, следует иметь ввиду, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. И наоборот, удачно предотвращена я угроза может создать у организации дополнительно сильную сторону в том случае, если конкуренты не устранили эту угрозу.
Для успешного применения методологии SWOT-анализа окружения организации важно не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, насколько важным для организации является учет в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.[6]
Для стратегической перспективы компании особенно значимы сильные стороны, так как они являются краеугольными камнями стратегии и на них должно строиться достижение конкурентных преимуществ. В то же время хорошая стратегия требует вмешательства в слабые стороны. Организационная стратегия должна быть хорошо приспособлена к тому, что можно сделать. Особое значение имеет идентификация отличительных преимуществ компании. Это важно для формирования стратегии, так как уникальные возможности дают компании шанс использовать рыночные благоприятные обстоятельства, создают конкурентные преимущества на рынке, потенциально могут быть краеугольными камнями стратегии.[7]
Следует различать благоприятные возможности отрасли и компании. Превалирующие и вновь возникающие благоприятные возможности в отрасли наиболее подходят компании, которая имеет конкурентные преимущества или другие возможности для роста. SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы:
Использует ли компания внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии? Если компания не имеет отличительные преимущества, какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?
Являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции и (или) они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабые стороны требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?
Какие благоприятные обстоятельства дают компании реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам? Заметим: благоприятные возможности без способов их реализации – иллюзия. Сильные и слабые стороны компании делают ее лучше или хуже приспособленной к использованию благоприятных возможностей, чем другие организации.
Какие угрозы должны наиболее беспокоить менеджера и какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты?
Необходимо отметить, что анализ среды – очень важный этап для выработки стратегии организации. Одновременно это весьма сложный и дорогостоящий процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов установления связи между факторами, а также теми сильными и слабыми сторонами, возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде.[8]
4. Преимущества и недостатки SWOT-анализа.
Подводя итоги, выделим основные преимущества и недостатки самого метода SWOT-анализа.
Сильные стороны:
1. Метод применим в самых разнообразных сферах экономики и управления.
2. Его можно адаптировать к объекту исследования любого уровня (продукт, предприятие, регион, страна и пр.).
3. Свободный выбор анализируемых элементов в зависимости от поставленных целей.
4. Может использоваться как для оперативного контроля деятельности организации, так и для стратегического планирования на длительный период.
Недостатки:
1. Основным недостатком SWOT-анализа является то, что он принадлежит к группе так называемых инструктивно-описательных моделей стратегического анализа, которые показывают только общие цели, а конкретные мероприятия для их достижения надо разрабатывать отдельно.
2. Результаты SWOT-анализа, как неформализованного метода, представлены в виде качественного описания, что затрудняет его использование в процессе мониторинга.
3. SWOT-анализа является довольно субъективным и исследовательская значимость результатов анализа чрезвычайно зависит от уровня компетенции и профессионализма аналитика.
4. Проведение качественного SWOT-анализа требует привлечения достаточно большого количества специалистов из соответствующих областей, что повышает его стоимость.
5. Для реализации SWOT-анализа необходимо привлечение больших массивов информации, что требует значительных усилий и затрат.
Эти недостатки приводят к тому, что применение SWOT-анализа требует параллельного использования других современных методов исследования (сценарное планирование, матрица БКГ и пр.). Безусловно, в любом случае для получения полной картины о деятельности предприятия и в конечном счете его конкурентоспособности необходимо использовать и традиционные методы финансового анализа, дающие информацию о динамике обобщающих показателей. И тем не менее, именно SWOT-анализ позволяет выявить имеющиеся или вероятные проблемы предприятия, разработать дерево целей для антикризисного управления и сформулировать сценарий развития предприятия на планируемый период в целях предотвращения или вывода организации из кризиса.[9]
5. TOWS-анализ
Другой способ обработки SWOT-матрицы предложен в 1982 году и получил название «TOWS-анализ» или «расширенная SWOT-матрица». Считается, что, в отличие от «стандартного» SWOT-анализа, TOWS-анализ в большей степени направлен «вовне» и позволяет планировать собственные изменения через анализ изменений внешней среды.[10]
| O (ВОЗМОЖНОСТИ) | T (УГРОЗЫ) |
S (СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ) | SO | ST |
W (СЛАБЫЕ СТОРОНЫ) | WO | WT |
TOWS-анализ облегчает сопоставление внешних возможностей и угроз внутренним слабостям и силам анализируемого объекта. Целью его является фокусирование внимания на построении четырех групп разных стратегий. Каждая группа стратегий использует одну из парных комбинаций:
TOWS-матрица
Заметим, что стратегии “Mini-Mini” – защитные. Они используются для уменьшения или предотвращения потерь (убытков), и не способны «создавать успех». Для развития используются остальные три типа стратегий.
Для заполнения TOWS-матрицы необходимо предварительное заполнение матрицы SWOT, почему и говорят, что TOWS-анализ – это «расширение SWOT-анализа».
Если при анализе выделено много значимых факторов, возможно, полезно будет использовать вспомогательные матрицы для работы. Например, для формирования стратегий «Maxi-Maxi», можно было бы воспользоваться такой матрицей:
SO-матрица | S1 | S2 | S3 | S4 |
O1 |
|
|
|
|
O2 |
|
|
|
|
O3 |
|
|
|
|
O4 |
|
|
|
|
Использование такой матрицы позволяет провести более детальный анализ, но, естественно, усложняет работу. Заметим, что некоторые стратегии при этом могут оказаться в нескольких квадрантах одновременно. Это может служить одним из признаков важности или значимости стратегии.[11]
Заключение
В современных условиях развития рынка компаниям, как занимающим нишу в ёмкости, так и лишь выходящим на рынок, приходится всё сложнее. И это связано не лишь с высоким уровнем твёрдой конкуренции, множеством продуктов и услуг аналогичного типа, перенасыщением рекламных и информационных потоков, возрастающими требованиями потребителей ко всем качественным характеристикам,. Трудности также соединены и с неизменными переменами конъюнктуры и ёмкости рынка, а также инновациями, стремящимися завоевать все огромные доли.
Для более удачного развития компаний нужно чётко определять маркетинговые стратегию и тактику, а чтоб этого достичь требуется точно представлять окружающую среду и внутренний потенциал компании. Для этого принципиально время от времени проводить исследование наружной среды, т.е. Конкурентов, поставщиков и потребителей; не считая того, нужен анализ имеющейся позиции и возможностей самого компании, его технических, технологических, денежных, сырьевых и иных ресурсов.[12]
SWOT-анализ - это один из самых распространенных видов анализа в стратегическом управлении на сегодняшний день. SWOT-анализ дозволяет выявить и структурировать сильнейшие и слабые стороны компании, а также потенциальные способности и опасности. Достигается это за счет сравнения внутренних сил и слабостей собственной компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из свойства соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация обязана развивать свой бизнес, и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.
SWOT-анализ - это более обычный и доступный способ, позволяющий проинтегрировать разные аспекты наружной и внутренней среды и способный вправду оказать помощь в выборе хорошей маркетинговой стратегии.
Мишень SWOT-анализа - сконструировать главные направления развития компании через систематизацию имеющейся информации о мощных и слабых сторонах компании, а также о возможных возможностях и опасностях.
SWOT-анализ предполагает оценку мощных и слабых сторон в деятельности компании, возможных внешних угроз и благоприятных возможностей в баллах относительно среднеотраслевых характеристик либо по отношению к данным стратегически принципиальных конкурентов.
Информация о работе Преимущества и недостатки анализа SWOT и TOWS