Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:38, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы понять и проанализировать методы SWOT и TOWS-анализов.
Задачи курсовой работы следующие:
· изучить элементы SWOT-анализа деятельности предприятия;
· изучить методику проведения SWOT-анализа и TOWS-анализа.
Введение…………………………………………………………………3
1. Понятие SWOT-анализа и его элементы…………..…………….4-6
2. Характеристики SWOT-анализа и его таблица…….……………7-9
3. Матрица SWOT-анализа……………………….……………….10-13
4. Преимущества и недостатки SWOT-анализа…………………14-15
5. TOWS-анализ……………………………………………….…...16-17
Заключение………………………...……………………………….18-20
Список используемой литературы……………………...…………….21
2
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие SWOT-анализа и его элементы…………..…………….4-6
2. Характеристики SWOT-анализа и его таблица…….……………7-9
3. Матрица SWOT-анализа……………………….……………….
4. Преимущества и недостатки SWOT-анализа…………………14-15
5. TOWS-анализ……………………………………………….
Заключение………………………...……………………
Список используемой литературы……………………...…………….21
Введение
Любое сегментирование начинается со всестороннего изучения рыночной ситуации, в которой работает компания, и оценки типов возможностей и угроз, с которыми она может столкнуться. Отправной точкой для подобного обзора служит SWOT-анализ, один из самых распространенных видов анализа в маркетинге и менеджменте. Проще говоря, SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.
Если анализ начинается с изучения угроз и возможностей внешней среды, а затем к ним адаптируются сильные и слабые стороны организации, то речь идет о модели TOWS.[1]
Внешняя среда, в которой приходится действовать компаниям, становится качественно иной: обострение конкурентной борьбы на насыщенном рынке ведет к повышению степени его неопределенности, а значит, появляются непредсказуемые факторы риска. В этом случае актуальным можно считать проведение SWOT анализа на предприятии.
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы понять и проанализировать методы SWOT и TOWS-анализов.
Задачи курсовой работы следующие:
· изучить элементы SWOT-анализа деятельности предприятия;
· изучить методику проведения SWOT-анализа и TOWS-анализа.
1. Понятие SWOT-анализа и его элементы
SWOT-анализ – это действенный инструмент оценки стратегического состояния организации на основе понимания ее внутренних сильных и слабых сторон и внешней среды, которая представляется в виде возможностей и угроз.[2]
SWOT-анализ предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.
SWOT – это аббревиатура, составленная из первых букв английских слов: Strengths – сила, Weakness – слабость, Opportunities – возможности, Threats – угрозы.
1. Сильные стороны – это внутренние факторы, которые, вероятнее всего, будут способствовать эффективности работы фирмы (например, хорошо подготовленный персонал по сбыту, отлаженное производство, высококачественная продукция).
Сила может заключаться также в навыках, значительном опыте, ценных организационных ресурсах или конкретных возможностях, достижениях, которые дают фирме преимущества на рынке. С точки зрения формирования стратегии сильные стороны важны, поскольку могут быть использованы как основа для формирования стратегии и конкурентного преимущества. Если сильных сторон недостаточно для того, чтобы сформировать на их основе успешную стратегию, то руководство фирмы должно создать базу, на которой эта стратегия могла бы основываться.
2. Слабые стороны – это внутренние факторы, которые, вероятнее всего, будут препятствовать эффективной работе организации (например, высокие фиксированные издержки, устаревший дизайн продукции и растянутые графики поставок).
Слабость – это отсутствие чего-то важного для функционирования фирмы или то, что ей не удается (в сравнении с другими), или нечто, ставящее ее в неблагоприятные условия. Слабая сторона в зависимости от того, насколько она важна в конкурентной борьбе, может сделать фирму уязвимой, а может не сделать.
Успешная стратегия должна быть направлена на устранение слабых сторон, которые делают фирму уязвимой, мешают ее деятельности или не дают ей использовать привлекательные возможности. Рискованно следовать стратегическому плану, который невозможно полностью реализовать, используя имеющиеся ресурсы и опыт фирмы, или выполнению которого помешают ее слабые стороны.
3. Возможности – это внешние факторы, которые благоприятствуют организации (например, эффективные каналы сбыта, соответствие законодательству, наличие роста сегментов рынка, надежность поставок ключевых компонентов, процесс реорганизации у конкурента.
Главным достоинством фирмы является то, что она делает особенно хорошо по сравнению с конкурентами. В действительности главными ее достоинствами могут быть: высокое производственное мастерство, обеспечивающее выпуск продукции высокого качества; ноу-хау в создании и функционировании систем быстрого и четкого выполнения заказов; возможность обеспечить лучшее послепродажное обслуживание.
Обычно главное достоинство связано с опытом и мастерством в осуществлении определенных видов деятельности или с размахом и глубиной технологических возможностей (технологические ноу-хау); оно заключается в людях (сотрудниках фирмы), а не в статье активов баланса.
Важность главного достоинства для разработки стратегии определяется тем, что оно: усиливает способность фирмы находить определенные рыночные возможности; может обеспечить фирме конкретное преимущество на рынке; может стать основой стратегии.
4. Угрозы – внешние факторы, которые, вероятнее всего, будут причинами неблагоприятных условий для работы организации (например, укрепление внутренней валюты, которое будет делать импорт конкурента более дешевым, а экспорт более дорогим; недавний ввод на рынок новой конкурентной продукции; старение кадров и нехватка необходимых квалификаций).
Угрозы могут представлять: появление более дешевых технологий; внедрение конкурентом нового или усовершенствованного продукта; выход на рынок, являющийся оплотом вашей фирмы, иностранных конкурентов с низкими издержками; новые правила, наносящие фирме большой ущерб, чем другим; уязвимость при повышении процентных ставок; возможность поглощения более крупной фирмой; неблагоприятные демографические изменения; неблагоприятные изменения курсов иностранных валют и т.д.
Возможности и угрозы не только влияют на положение фирмы, но и указывают на необходимость стратегических изменений. Чтобы соответствовать положению фирмы, стратегия должна: быть нацелена на использование перспектив, соответствующих возможностям фирмы; обеспечивать защиту от внешних угроз.[3]
2. Характеристики SWOT-анализа и его таблица
SWOT-анализ – это нечто большее, чем упражнение по заполнению четырех табличек. Важной частью SWOT-анализа является оценка сильных и слабых сторон фирмы, возможностей и угроз, а также выводы о положении фирмы и необходимости стратегических изменений.[4]
Внутренняя обстановка организации отражается в основном в S и W, а внешняя – в O и T.
Ниже приведен перечень характеристик, которые целесообразно учитываются в SWOT-анализе.
SWOT-анализ: характеристики при оценке сильных и слабых сторон фирмы, ее возможностей и угроз
Потенциальные внутренние сильные стороны (S) | Потенциальные внутренние слабые стороны (W) |
- Полная компетентность в ключевых вопросах - Адекватные финансовые ресурсы - Хорошее впечатление, сложившееся о фирме у покупателей - Признанный лидер рынка - Хорошо проработанная функциональная стратегия - Экономия на масштабах производства, ценовое преимущество - Умение избежать (хотя бы в некоторой мере) сильного давления со стороны конкурентов - Собственная уникальная технология, лучшие производственные мощности - Более низкие издержки (преимущество по издержкам) - Лучшие рекламные компании - Опыт в разработке новых товаров - Проверенный менеджмент - Большой опыт (опережение по кривой опыта) - Лучшие возможности производства - Превосходные технологические навыки | - Нет четкого стратегического направления развития - Устаревшее оборудование - Недоступность финансов, необходимых для изменения стратегии - Недостаток управленческого таланта и умения - Отсутствие определенных способностей и навыков в ключевых областях деятельности - Плохо зарекомендовавшая себя стратегия фирмы - Внутренние производственные проблемы - Отставание в области исследований и разработок - Слишком узкий ассортимент продукции - Неудовлетворительный имидж на рынке - Плохая сбытовая сеть - Неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности - Недостаток денег на финансирование необходимых изменений в стратегии - Себестоимость каждого изделия выше, чем у основных конкурентов |
Потенциальные внешние возможности фирмы (O) | Потенциальные внешние угрозы (T) |
- Способность обслужить дополнительные группы клиентов или выйти на новые рынки или сегменты рынка - Расширение ассортимента продукции для удовлетворения потребностей клиентов - Способность использовать навыки и технологические ноу-хау в выпуске новой продукции или в новых видах уже выпущенной продукции - Вертикальная интеграция (вперед или назад) - Снижение торговых барьеров на привлекательных иностранных рынках - Ослабление позиций фирм-конкурентов - Возможность быстрого развития в связи с резким ростом спроса на рынке - Появление новых технологий | - Выход на рынок иностранных конкурентов с более низкими издержками - Увеличение продаж продуктов-субститутов (заменяющих товаров) - Изменение вкусов и потребностей покупателя - Медленный рост рынка - Неблагоприятное изменение курса политики иностранных правительств - Дорогостоящие законодательные требования - Высокая зависимость от снижения спроса и этапа жизненного цикла развития бизнеса - Растущая требовательность покупателей и поставщиков - Неблагоприятные демографические изменения |
Организация может дополнить каждую из четырех частей списка теми характеристиками внешней и внутренней среды, которые отражают конкретную ситуацию, в которой она находится.
Если руководство фирмы не знает ее сильных и слабых сторон, не представляет себе внешних возможностей и не подозревает об угрозах, то оно не в состоянии разработать стратегию, соответствующую положению фирмы. Поэтому SWOT-анализ является необходимым компонентом стратегической оценки этого положения.[5]
3. Матрица SWOT-анализа
После выявления конкретного перечня сильных и слабых сторон фирмы, а также угроз и возможностей необходимо установить связи между ними.
Для установления подобного рода связей составляется матрица SWOT.
Матрица SWOT-анализа
Внешняя среда Фирма | Возможности | Угрозы |
Сильные стороны | Поле СИВ (сила и возможности) | Поле СИУ (сила и угрозы) |
Слабые стороны | Поле СЛВ (слабость и возможности) | Поле СЛУ (слабость и угрозы) |
Информация о работе Преимущества и недостатки анализа SWOT и TOWS