Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 23:01, курсовая работа
Цель работы – изучение особенностей внутренней среды организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
− выявить сущность и значение анализа построения внутренней среды организации;
− рассмотреть основные составляющие построения внутренней среды организации;
− рассмотреть персонал, как основной компонент построения внутренней среды организации;
− выявить принципы и методы управления на предприятии ОАО "Дятьковский хрустальный завод".
ВВЕДЕНИЕ ……………...…………………………………………………..…3
1. Теоретические основы построения внутренней среды организации……………………………………………………………………...5
1.1.Состав и значение внутренней среды организации………………...5
1.2.Основные элементы внутренней среды организации.………..13
2. Изучение практических аспектов построения внутренней среды организации на примере ОАО "Дятьковский хрустальный завод"............………………......……………………………………….………23
2.1. Характеристика ОАО "Дятьковский хрустальный завод"............23
2.2.Анализ внутренней среды на примере ОАО "Дятьковский хрустальный завод"……………………………………………………...28
2.3.Рекомендации по повышению потенциала внутренней среды ОАО
"Дятьковский хрустальный завод"……………………….…………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….35
Список литературы…………………………………………………………..36
Совокупность всех переменных создает рабочую среду, которая приспособлена к потребностям организации. Но многофакторность внутренних переменных определяет чрезвычайную сложность этой среды. Определить влияние этой среды на поведение отдельного работника очень сложно. Однако можно выделить влияние групп людей и лидеров.
Формирующиеся сами по себе группы определяют нормы поведения в конкретных условиях. Поведение человека тем больше совпадает с групповыми нормами, чем больше он ценит свою принадлежность к группе.
Нормы групп могут благоприятствовать или действовать против достижения целей организации. Большое влияние на достижение целей организации оказывает чувство коллективизма и открытости в группе, если оно направлено в сторону интересов организации. Эти же групповые нормы могут противодействовать достижению формальных целей.
Огромное значение для направления группы по пути достижения целей организации имеют качества лидерства менеджера. Это в большей степени врожденные, чем благоприобретенные качества. Лидерство – это качества нервной, интеллектуальной деятельности, позволяющие оказать влияние на поведение людей и направить их деятельность в нужном направлении. Все внутренние переменные факторы действуют во взаимосвязи, что позволяет достигать целей организации. Поскольку внутренние переменные состоят из социального (люди) и технического компонентов, то их называют внутренними социотехническими подсистемами, что требует одинакового внимания как к социальным, так и к техническим вопросам организации. Отдача возможна лишь в их взаимодействии.
Также принято на практике внутреннюю среду организации рассматривать по следующим направлениям:
1. Производство:
- объем, структура, темпы производства;
- номенклатура продукции предприятия;
- обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, система контроля запасов;
- наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности, техническая эффективность мощностей;
- местонахождение производства и наличие инфраструктуры;
- экология производства;
- контроль качества, издержки и качество технологий;
- патенты, торговые марки и т.п.
2. Персонал:
- структура, потенциал, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников.
3. Организация управления:
- организационная структура, система управления;
- уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства;
- фирменная культура;
- престиж и имидж организации;
- организация системы коммуникаций.
4. Маркетинг:
- товары, произведенные фирмой, доля на рынке;
- возможность собирать необходимую информацию о рынках;
- каналы распределения и сбыта;
- маркетинговый бюджет и его исполнение;
- маркетинговые планы и программы;
- нововведения;
- имидж, репутация и качество товаров;
- стимулирование сбыта, реклама, ценообразование.
5. Финансы и учет:
- финансовая устойчивость и платежеспособность;
- прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам);
- собственные и заемные средства и их соотношение;
- эффективная система учета, в том числе учета издержек, формирования бюджета, планирования прибыли.
Исходя из теоретических основ анализа внутренней среды организации, можно сделать вывод о том что внутренняя среда организации объединяет все функциональные элементы внутри системы, взаимосвязанные между собой, для достижения общей цели. При всем многообразии типов организаций у них существуют общие, универсальные элементы (внутренние переменные). Все организации имеют миссию (общественное назначение фирмы) и преследуют достижение определенных целей. Именно цели являются исходным этапом жизнедеятельности организации. Цели — желаемый конечный результат деятельности. А миссия организации — это четко выраженная причина существования организации.
Стратегия — это программа эффективных мероприятий и способов обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Ресурсы организации — это наличные или необходимые средства, возможности, ценности, запасы, обеспечивающие стабильную работу организации для достижения ее основных целей.
Технология — процесс преобразования ресурсов в конечный продукт деятельности (конкретные продукты или услуги).
Организационная структура — это совокупность управленческих подразделений, между которыми установлена система взаимосвязей, призванных обеспечить реализацию различных видов работ, функций и процессов для достижения определенных целей.
Время — это ограниченный источник, как сырье, материалы, финансы.
Организационная культура — это система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, традиций, принципов и норм поведения работников внутри и вне организации.
Люди — персонал фирмы (руководители, менеджеры, специалисты, вспомогательный персонал).
Во второй части мы рассмотрим практические аспекты построения внутренней среды организации на примере ОАО "Дятьковский хрустальный завод". В качестве объекта исследования выступает методика управления персоналом предприятия ОАО "Дятьковский хрустальный завод".
2. Изучение практических аспектов построения внутренней среды организации на примере ОАО "Дятьковский хрустальный завод"
2.1. Характеристика ОАО "Дятьковский хрустальный завод"
В настоящее время стекольная промышленность – одна из приоритетных, динамично развивающихся и прибыльных отраслей промышленности. Прозрачность стекла, твердость, стойкость к коррозийному разрушению и жаропрочность, способность формоваться и поддаваться механической обработке сделали его незаменимым в различных отраслях техники, строительстве и быту – в оптическом приборостроении, лазерной технике, пищевой промышленности, транспорте, при сооружении зданий и украшении жилищ. Сортовая посуда и художественные изделия из стекла выделяются среди множества товаров народного потребления. С одной стороны они удовлетворяют унитарные потребности, а с другой стороны - это произведение декоративно-прикладного искусства. Отрасль дает около 6,5 % объема производства и 14 % прибыли всей промышленности. Анализ работы предприятий стекольной промышленности за истекший год свидетельствует о продолжающемся увеличении объемов производства и возрастании финансового потенциала стекольных заводов. За 2007 год в Брянской области произведено около 111,2 миллиона единиц сортовой посуды. Непрерывно возрастающая потребность в стеклоизделиях различного назначения вызывает необходимость увеличения выпуска продукции стекольной промышленности улучшенного качества. Эта задача может быть решена при условии своевременной подготовки квалифицированных рабочих кадров.
Полное фирменное наименование: открытое акционерное общество «Дятьковский хрусталь», а сокращенное документальное наименование предприятия- ОАО «Дятьковский хрусталь». Предприятие (именуемое в дальнейшем «Общество») является открытым акционерным обществом, созданным путем преобразования государственного предприятия «Дятьковский хрустальный завод», является его правоприемником, несет права и обязанности, возникшие у указанного предприятия до момента его преобразования в акционерное общество.
Целью деятельности предприятия является извлечение прибыли.
Открытое акционерное общество «Дятьковский хрусталь» является юридическим лицом, правовое положение которого определяется законодательством Российской Федерации и настоящим уставом.
Место нахождения и почтовый адрес: Российская Федерация, 242600 Брянская область, г.Дятьково, ул.Ленина, 184.
Основным видом деятельности Общества является выпуск товаров народного потребления – сортовой посуды и сувениров из стекла и хрусталя.
Деятельность ОАО «Дятьковский хрусталь» не ограничивается выше названным. Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных Федеральным законом, в соответствии с целью деятельности на основании специального разрешения (лицензии).
• производство продукции на основе передовых технологий и реализация;
• оптовая и розничная торговля;
• торгово-закупочная и посредническая деятельность, в том числе с использованием всех видов бирж и торговых домов;
• маркетинговая деятельность;
• ремонтно-строительные и дизайнерские работы;
• организация выставок, выставок-продаж, аукционов и участие в них;
• изыскательные,проектно-
• производство сельскохозяйственной продукции;
• реализация производственных и закупленных сельхозпродуктов, полуфабрикатов, изделий;
• внешнеэкономическая деятельность в соответствии с действующим законодательством;
• предоставление и сдачу в аренду помещений, оборудования и т.д.;
• другие виды деятельности, не запрещенные Федеральным законодательством.
Областью деятельности ОАО «Дятьковский хрусталь» является художественное стеклоделие. ОАО «Дятьковский хрусталь» относится к предприятиям народных художественных промыслов. Ассортимент вырабатываемой в ОАО «Дятьковский хрусталь» продукции разнообразен . Количество вырабатываемых изделий из стекла и хрусталя составляет более 2000 наименований .
1. Изделия на ножке;
2. Вазы для сервировки стола;
3. Вазы для цветов;
4. Сервизы для воды;
5. Сервизы для вина;
6. Крюшоны;
7. Сувениры;
8. Блюда, подносы;
9. Композиции;
10. Прочие изделия ( подсвечники, рожки, пепельница, кубки и т.д.). «На любой вкус» - был и есть девиз производства, и поэтому наряду со сложными дорогими сервизами и наборами, деталями архитектурного убранства для храмов и дворцов, также изготовлялось много недорогой стеклянной посуды очень широкого и разнообразного ассортимента. Дятьковскую продукцию знала вся Россия «от крестьянской избы до царского двора».
Лучшие традиции прошлого и огромный опыт художественной культуры заложены в потенциальные возможности современного производства. Сегодня завод - крупнейшее производство российского хрусталя. Высокие эстетические достоинства, неповторимая красота и привлекательность дятьковского стекла постоянно находят всеобщее признание.
Сбыт продукции ОАО»Дятьковский хрусталь» осуществляется на рынках России и странах дальнего и ближнего зарубежья .
Рынки сбыта продукции достаточно обширны, в связи с этим обеспечивается сбыт продукции без больших дополнительных капиталовложений. Продукция, выпускаемая продукция является конкурентноспособной аналогичным товарам производителей Западной Европы.
Основную конкуренцию на рынке сбыта продукции предприятия составляют изделия из хрусталя, выпускаемые на Гусевском хрустальном заводе (г.Гусь-Хрустальный), Первомайском стекольном заводе (п.Первомайский, Россия), стеклозавод «Неман» (республика Беларусь), Борисовский хрустальный завод (г.Борисов республика Беларусь).
На ОАО «Дятьковский хрусталь» преобладает дифференцированный маркетинг, то есть предприятие предлагает различного рода ассортимент на нескольких сегментах рынка. Например, на «Московский рынок» предлагается производить элитные композиции для ресторанно-гостиничного бизнеса.
Спрос на новые изделия будет эластичен, то есть при эластичном спросе низкие цены позволят увеличить объем продаж.
Для ОАО «Дятьковский хрусталь» характерна гибкая ценовая политика с применением скидок на изделия. Размер скидок устанавливается в зависимости от условий договора о взаимно-выгодном сотрудничестве.
Конкуренты | Рынок А Московский рынок % | Рынок В Центральный регион России % | Рынок С Экспорт (СНГ и страны Европы в общей доле экспорта) |
Гусь-хрустальный | 30 | 24 | 27 |
«Неман» | 24 | 18 | 24 |
Борисовский хр. завод | 11 | 21 | 21 |
ОАО «ДХ» | 27 | 27 | 27 |
Прочие | 8 | 10 | 2 |
Итого: | 100 | 100 | 100 |