Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 13:26, контрольная работа
В современных условиях качество продукции в значительной мере формируется под воздействием таких основных факторов, как восприимчивости предприятий к оперативному использованию (внедрению) последних достижений научно-технического прогресса; изучения требований рынка (внутреннего и особенно международного), потребностей различных категорий потребителей; интенсивного использования «человеческого фактора» через обучение (рабочих и руководителей), систематического повышения квалификации, материальной и моральной мотивации работников.
ВВЕДЕНИЕ
Современный подход к стратегии предпринимательства заключается в понимании того, что качество является наиболее эффективным средством удовлетворения требований потребителей и одновременно снижения издержек производства.
Качество – это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Качество продукции тесно связано с потребительской стоимостью – способностью товара удовлетворять определенные потребности. Оно характеризует меру потребительской стоимости, степень ее пригодности и полезности, т.е. количественное удовлетворение общественной потребности в продукции.
В современных условиях качество продукции в значительной мере формируется под воздействием таких основных факторов, как восприимчивости предприятий к оперативному использованию (внедрению) последних достижений научно-технического прогресса; изучения требований рынка (внутреннего и особенно международного), потребностей различных категорий потребителей; интенсивного использования «человеческого фактора» через обучение (рабочих и руководителей), систематического повышения квалификации, материальной и моральной мотивации работников.
Цель данной работы: рассмотреть систему и номенклатуру показателей качества продукции.
Понятие качества и управления качеством
Качество – емкая, сложная и универсальная категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. Научное обоснование термина о качестве дается в философии:
Качество как философская категория выражает неотделимое от бытия предмета его существенную определенность, благодаря чему он является именно данным, а не иным предметом.
Качество продукции (услуги) – определенная совокупность свойств продукции (услуги), потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям потребителей при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение. Проблема качества продукции и услуг была и остается актуальной. Она является стратегической проблемой, от решения которой зависит стабильность экономики нашего государства. Процесс улучшения качества, объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов, сферы услуг, необходим не только для получения прибыли при сбыте товаров или услуг, но главное – обществу в целом и его интересам.
Решение любой крупной проблемы невозможно без эффективного управления, которое предполагает сосредоточение внимания и сил на основном направлении. Поэтому,
Управление качеством продукции (услуги) – это целенаправленный процесс воздействия на объекты управления, осуществляемый при создании и использовании продукции (услуги), в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого ее уровня качества, удовлетворяющего требованиям потребителей и общества в целом.
Для управления качеством продукции и его повышения необходимо оценить уровень качества. Область деятельности, связанная с количественной оценкой качества продукции, называется квалиметрией. Оценка уровня качества продукции является основой для выработки необходимых управляющих воздействий в системе управления качеством продукции.
Содержание этапов и объем работ на каждом из них существенным образом зависят от цели оценки качества продукции.
Целью оценки обусловливается: какие показатели качества следует выбирать для рассмотрения, какими методами и с какой точностью определять значения этих показателей, какие средства для этого потребуются, как обработать и в какой форме представить результаты оценки.
Понятие показателей качества продукции
Для объективной оценки качества продукции её свойства необходимо охарактеризовать количественно и качественно. Качественные характеристики – это, например, соответствие изделия современному направлению моды, дизайну, цвету и т.д.
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих её качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям её создания и эксплуатации или потребления (например, безотказность работы, трудоемкость, себестоимость, масса, размер изделия и т.п.), называется показателем качества продукции.
Для эффективного функционирования системы управления качеством продукции, необходимо определить иерархическую систему показателей качества продукции.
Качество продукции в сельском хозяйстве
Каждый вид сельскохозяйственной продукции обладает множеством химических, физических, технологических и др. свойств, определяющих её качество. Качество продукции характеризуется системой качественных показателей, имеющих количественное значение и не поддающихся измерению. Показатель, характеризующий одно её свойство (например, жирномолочность), называется единичным, два и более свойств (например, содержание в молоке жира, белка и молочного сахара) — комплексным. Качество продукции устанавливают органолептическим (с помощью органов чувств), аналитическим и другими методами. Отличит, особенностью качества продукции в сельском хозяйстве является зависимость качеств показателей от условий внешней среды (в растеневодстве — от физико-химических свойств почвы, экспозиции участка, сумм активных температур, солнечной радиации, системы удобрений, режима увлажнения, сорта и других; в животноводстве — от условий кормления, содержания, состояния животногоного, техники доения и др.), способов организации производства, хранения, транспортировки и переработки сельскохозяйственной продукции. Систематический контроль, т. е. проверка соответствия показателей качества продукции установлкнным требованиям (стандартам, кондициям, техническим условиям) и целенаправленное воздействие на условия и факторы, от которых зависит качество продукции, позволяет управлять качеством, т. е. поддерживать его ва необходимом уровне. Управление качеством продукции осуществляется на основе разработки соответствующих планов его повышения. В сельском хозяйстве мероприятия по улучшению качества продукции разрабатываются с учетом анализа качества полученной продукции и возможности улучшения экономических условий ведения хозяйства (внедрение в производство достижений научно-технического прогресса; совершенствование организации производства, первичной обработки, транспортировки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции; улучшение способов заготовки и перевозки продукции; применение моральных и материальных стимулов повышения качества продукции; дальнейшая дифференциация закупочных цен на продукцию в зависимости от её качества и др.).
Продукты питания и другие виды продукции агропромышленного комплекса составляют важнейшую группу товаров конечного потребления. От безопасности и качества этих товаров существенным образом зависят наша жизнь и здоровье, а также продовольственная безопасность России
Данные о структуре потребления основных продуктов питания населением в последние годы свидетельствуют о существенном ее ухудшении. В то же время значительные резервы заключены в расширении ассортимента и повышении качества товаров. Высокоразвитый агропромышленный комплекс, производящий продукцию в ассортименте и качестве, адекватно отражающих структуру и величину общественных потребностей, а также структуру платежеспособного спроса населения на конечные продукты продовольственного и непродовольственного назначения, будет способствовать обеспечению устойчивости рубля и прочности валютного баланса [8, с. 11]
Совершенствование качества продукции агропромышленного комплекса тесно связано со структурными изменениями. Уровень качества определяет требования к качеству материалов и технологий изготовления.
Открытие продовольственного рынка для импортных товаров породило жесткую конкуренцию. В этих условиях качество продукции отечественного АПК становится важнейшим фактором, определяющим не только удовлетворенность потребителя, но и возможность существования предприятий отрасли. Высокое качество способствует увеличению спроса, росту прибыли.
Взаимосвязь производительности труда и качества средств производства в АПК выражается в том, что совершенство конструкции техники, прочность материала, из которого она изготовлена, прогрессивные технологии и т. д. непосредственно оказывают влияние на затраты живого и общественного труда. Качество техники и биологических средств производства один из резервов экономии сырья и вспомогательных материалов в АПК [8, с. 49]
Низкое качество изделий повышает общественные издержки на их воспроизводство. Это прежде всего сказывается на увеличении затрат в процессе эксплуатации (ремонт, обслуживание и т. д.). Например, совокупные затраты на ремонт сельскохозяйственных машин при низкой их надежности и недолговечности в несколько раз выше первоначальной цены этих машин.
Основные концепции и методы управления качеством примени мы ко всем отраслям человеческой деятельности. В то же время следует учитывать и специфику различных отраслей.
В Общероссийском классификаторе продукции (ОКП 00593), продукция пищевой промышленности идет под кодом 910000; мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной, комбикормовой и микробиологической - 92 0000; растениеводства, сельского и лесного хозяйства - 97 0000; животноводства 98 0000 [7, с. 210]
Продовольственные товары с учетом общности происхождения или химического состава, особенностей производства и способов использования делят на 9 групп, к каждой из которых предъявляются особые требования качества:
· зерномучные - зерно, мука, крупа, хлебобулочные и макаронные изделия;
· мясные - мясо различных животных и птиц, продукты их переработки (колбасные изделия, мясокопчености, мясные консервы, полуфабрикаты и кулинарные изделия);
- рыбные - рыба свежая, соленая, вяленая, копченая, сушеная, рыбные
консервы, рыбная икра, нерыбное сырье (раки, крабы, моллюски, водоросли
и др.);
- молочные - молоко и продукты его переработки (кисломолочные изделия, сметана, творог, сливки, масло, сыры и др.);
- пищевые жиры - растительные масла, животные жиры, маргарин, кулинарные, кондитерские и хлебопекарные жиры, майонез;
- яичные - яйца птиц и продукты их переработки (меланж, яичный порошок);
- сахар, мед, крахмал и крахмалопродукты, кондитерские изделия;
- плодоовощные - свежие плоды, овощи, грибы и продукты их переработки;
- вкусовые алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, чай, кофе, пряности, соль, пищевые кислоты, а также условно табак и табачные изделия.
Формирование и обеспечение высокого качества продукции в АПК имеют ряд особенностей, вытекающих из специфики комплекса. К ним, прежде всего, следует отнести необходимость:
· обеспечения параметрических свойств конечной продукции, которые соответствуют требованиям безопасности и здравоохранения, качества продуктов питания, их питательности, адаптированности к сезонному характеру производства основных отраслей АПК, повышенному влиянию фактора времени на осуществление циклов производства, переработки и реализации продукции;
· учета локализации агропромышленного производства в определенных географических зонах и микрозонах с различными природными условиями;
· учета действия тормозящих производство и зачастую неуправляемых факторов (засухи, наводнения, эпидемии, нашествие вредителей растений и т. д.).
Выход продукции в сельском хозяйстве зависит от погоды и других природных условий, сезонности производства, длительности производственного цикла. Не всегда сразу можно оценить качество труда при выполнении отдельных операций (заделка семян, внесение удобрений и т. д. Брак в этой отрасли можно устранить только частично, так как иначе буду упущены оптимальные сроки, необходимые для нормальной вегетации растений. Это касается и животноводства (плохое качество кормов, воды, недостаточный уход трудно восполнимы). Особое место в системе стандартов сельскохозяйственных предприятий занимают специальные (технологические стандарты), Они определяют типовую технологию механизированного возделывания культур и типовые технологические процессы в животноводстве, правила товарной обработки и упаковки продукции, условия ее транспортировки и хранения, методы контроля технологических процессов и др.
Рассредоточенность производства затрудняет организацию контроля и оперативное управление качеством. Кроме того, условия производства связаны с социально-демографической и экономической ситуацией в регионе Для сельского хозяйства характерны низкая техническая оснащенность и слабое применение информационных технологий, методов контроля.
Качество сельскохозяйственных товаров функционально зависит как от производства продукции, так и от ее хранения, переработки. Во-первых, получению продукции высокого качества способствуют создание благоприятных условий для выращивания растений и животных, хорошая работа сельскохозяйственных предприятий. Во-вторых, качество определяют предприятия и организации, обеспечивающие заготовку, транспортировку, хранение, переработку и реализацию продукции потребителям. Все этапы прохождения продукции тесно связаны. Например, неправильное использование минеральных удобрений, средств защиты растений существенно снижает качество зерна, картофеля, овощей, что создает сложности при их последующем хранении т. д, Основными причинами низкого качества продукции АПК могут быть: отсутствие необходимой материально-технической базы; несвоевременное проведение технологических операций, недостаточный уровень профессиональных знаний исполнителей, слабая ответственность за выполняемую работу; отсутствие четких критериев оценки качества труда и продукции, эффективной системы контроля за их выполнением; отсутствие действенной системы мер материального и морального стимулирования работников за достижение высоких качественных показателей; несовершенство системы управления производством; другие факторы (низкое качество почв, недостаточное применение средств защиты растений, непродуктивный породный состав животных, недостаточное количество и плохое качество кормов, нехватка технических средств, неотработанная технология т.д.) [22. с. 135]
Для повышения качества товаров отрасли необходима система мероприятий:
- создание органов управления качеством труда и продукции: прогнозирование и планирование качества;
- разработка нормативов и внутрихозяйственных стандартов;
- использование достижений науки и передового опыта, обеспечивающих повышение качества;
- подготовка квалифицированных кадров;
- регулярная оценка и контроль качества труда и продукции; материальное и моральное стимулирование работников предприятия за повышение качества труда и продукции.
Информация о работе Показатели качества в сельском хозяйстве