Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы состоит в оценке организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров Гомельского станкостроительного завода им. С. М. Кирова и выработке мероприятий по её совершенствованию, которые базируются на изучении и анализе применяемых форм и систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ, ПЕРЕПОДГОТОВКЕ И ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ КАДРОВ. 6
1.1. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ РАБОЧИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ. 6
1.2. ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ КАДРОВ. 8
1.2.1. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 8
1.2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БЕЗРАБОТНЫХ И НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ. 12
1.3. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ РАБОЧИХ КАДРОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ. 16
1.4. ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ КАДРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 22
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ КАДРОВ НА ГОМЕЛЬСКОМ СТАНКОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗАВОДЕ ИМ. С. М. КИРОВА. 25
2.1. КРАТКАЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАВОДА. 25
2.2. АНАЛИЗ КОЛИЧЕСТВЕННОГО И КАЧЕСТВЕННОГО СОСТАВА РАБОЧИХ КАДРОВ И ИХ СООТВЕТСТВИЕ ПОТРЕБНОСТЯМ ПРЕДПРИЯТИЯ. 31
2.3. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ КАДРОВ, ДЕЙСТВУЮЩАЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ. 43
2.4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ КАДРОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ. 52
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ КАДРОВ. 56
3.1. УЛУЧШЕНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ. 56
3.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ КАДРОВ В РЕГИОНЕ И НА ГОМЕЛЬСКОМ СТАНКОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗАВОДЕ ИМ. С. М. КИРОВА. 64
3.3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ КАДРОВ. 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86

Файлы: 1 файл

Реферат Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров.DOC

— 553.50 Кб (Скачать)

      Старший инспектор отдела кадров непосредственно  подчиняется начальнику отдела. Он обязан осуществлять учёт личного состава предприятия, вести оформление приёма, перевода, увольнения работников, вести архив личных дел, изучать движение и причины текучести кадров, составлять отчёты об использовании бланков трудовых книжек.

      На  должность старшего инспектора по кадрам назначаются лица со средним специальным  образованием без предъявления требований к стажу работы.

      Старший инспектор несёт ответственность за сохранность трудовых книжек, печати, штампов отдела кадров и качество выполнения должностной инструкции (Приложение 3).

      Начальник бюро по подготовке кадров подчиняется  в административном порядке главному инженеру, находится в штате отдела кадров и осуществляет свою работу под методическим руководством главного инженера предприятия. Он обязан осуществлять совместно с ООТиЗ, отделом кадров, ПЭО, начальниками цехов разработку баланса потребности в квалифицированных рабочих кадрах, годовые и перспективные планы профессионального и экономического обучения рабочих по профессиям, видам и формам обучения; подбор преподавателей, инструкторов производственного обучения; организовывать разработку программы для курсов целевого назначения; изучать и распространять передовой опыт работы инструкторов; организовывать на договорных началах подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров на других предприятиях, в региональных учебных центрах; представлять в бухгалтерию необходимые материалы для оплаты за руководство практикой; участвовать в работе комиссии по аттестации ИТР на знание ими законодательства, норм и правил по охране труда.

      Начальник бюро по подготовке кадров должен иметь  высшее образование, опыт работы по обучению кадров и стаж работы на инженерно-технических должностях не менее 5 лет. Он несёт ответственность за выполнение всех возложенных на бюро функций, качественное выполнение прланов подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, а также за качество и своевременность выполнения должностной инструкции (Приложение 4)

2.2. Анализ количественного  и качественного  состава рабочих  кадров и их  соответствие потребностям  предприятия.

      Эффективная работа предприятия невозможна без  адекватной информации. Поэтому отдел  кадров, планово-экономический отдел, ООТиЗ регулярно собирают данные, характеризующие различные аспекты состояния персонала предприятия, и проводят их детальный анализ. Часто такие данные называют статистической человеческих ресурсов. Статистика человеческих ресурсов предоставляет информацию о различных сторонах состояния рабочих кадров на предприятии – производительности, профессиональном обучении, динамике рабочей силы и др. Каждая организация использует собственные показатели, отражающие специфику её деятельности и традиции.

      Проведём  анализ количественного и качественного  состава рабочих кадров на предприятии  и дадим оценку их соответствия потребностям предприятия

      Все работники предприятия подразделяются на промышленно-производственный персонал (ППП) и персонал, занятый в состоящих на балансе предприятия исполняемых организацией. В состав ППП входят следующие основные группы: рабочие, руководители, специалисты и служащие. Деление работников промышленно-производственного персонала на категории зависит от их роли и места в производственном процессе.

      Выделение дифференцированных групп внутри промышленных кадров связано с необходимостью определения потребностей численности работников, установления форм оплаты труда и материального стимулирования, организации подготовки и переподготовки кадров, улучшения их использования. Изучение структурных сдвигов в составе промышленного персонала позволяет выявить основные тенденции в качественном изменении кадров (Табл. 2.2.).

      Таблица 2.2

Категория занятых 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1997 г. в % к 1995 г.
Всего 1942 1670 1713 88,2
ППП 1795 1463 1501 83,6
из  них:

рабочие

1256 962 1003 79,85
руководители 224 209 216 96,4
специалисты 297 277 268 90,2
служащие 18 15 14 77,7

      Структура персонала Гомельского станкостроительного  завода им. С. М. Кирова на конец 1995-1997 г. человек.

      Из  данных таблицы 2.2. видно, что численность  промышленно-производственного персонала в 1996 году  по сравнению с 1995 годом уменьшилась на 332 человека или на 19,4 %. В том числе численность рабочих уменьшилась на 294 человека или на 23,5 %. Также в 1996 году уменьшилась численность руководителей, специалистов и служащих по сравнению с 1995 годом соответственно на 15 человек или на 6,3 %; на 20 человек или на 6,8 % и на 3 человека или на 16,7 %. Это свидетельствует о сокращении рабочих мест и о снижении объёмов производства.

      На  конец 1997 года наблюдается незначительное увеличение численности по некоторым  категориям занятых по сравнению  с 1996 годом. Так, производственно-промышленный персонал увеличился на 38 человек или на 2,6 %, численность рабочих возросла  на 77 человек, что составляет 4,26 %. Число руководителей увеличилось на 7 человек или на 3,34 %. Это свидетельствует о том, что на заводе начали создавать новые рабочие места. Более наглядна структура промышленно-производственного персонала Гомельского станкостроительного завода им. С.М. Кирова на конец 1997 года представлена на Рис. 2.2.

       Рис. 2.2. структура ППП Гомельского станкостроительного завода им. С.М. Кирова на конец 1997 года.

      Квалифицированный уровень рабочих кадров во многом зависит от их возраста и образования. Поэтому в процессе количественного анализа состава рабочих кадров рассмотрим изменение в составе рабочих кадров по возрасту и образованию. Представим возрастную структуру завода им. Кирова путём группировки (Табл. 2.3.)

 
 
 
      Таблица 2.3

      Возрастная  структура рабочих кадров Гомельского  станкостроительного завода им. С. М. Кирова. 1995-1997 г.г. (в % к общей численности).

Возраст, лет 1995 г. 1996 г. 1997 г.
От 16 до 24 6,9 7,4 7,8
25-29 9,2 9,4 8,3
30-39 31,1 31,6 28,6
40-49 34,8 35,5 35,4
50-54 5,9 5,9 8,9
55 и  старше 12,1 10,2 11,0

      Из  данных таблицы 2.3 видно, что на предприятии  наибольшая процентная доля приходится в возрасте от 40 до 49 лет, и она продолжает увеличиваться за счёт сокращения доли группы 25-29 летних рабочих кадров. Незначительно, но уменьшается доля группы 30-39 летних рабочих. По нашему мнению, в дальнейшем это может отрицательно сказаться на эффективности работы предприятия, так как 30-39 летние рабочие – это люди с высокой степенью квалификации и с продолжительным стажем и опытом работы.

       Более наглядно возрастная структура  рабочих кадров Гомельского станкостроительного завода им. С. М. Кирова в 1997 г. представлена на рис. 2.3.

      Рис. 2.3. Возрастная структура рабочих кадров Гомельского станкостроительного завода им. С. М. Кирова в 1997 г.

      Достаточно  большую долю представляют лица предпенсионного возраста, на неё приходится больший удельный вес, чем на возрастную группу 25-29 летних кадров. Если перевести это в натуральные показатели, то соответственно по годам этот показатель по 55-летней группе составит соответственно 235 человек, 170 и 189 человек.

      Руководству предприятия и бюро по подготовке кадров необходимо уделять внимание тому, какими методами и приёмами они могут в дальнейшем привлекать на предприятие молодёжь.

      Далее проанализируем состав рабочей силы по уровню полученного образования.

      Высокий образовательный уровень рабочих  способствует скорейшему освоению новых видов работ. По наблюдениям отечественных экономистов, почти все рабочие с законченным средним образованием в 1,5 – 2 раза быстрее переходят к выполнению новых операций, чем рабочие с таким же трудовым стажем, но с восьмилетним образованием.

      Уровень образования влияет на количество единиц обслуживаемой техники, на выполнение норм выработки. Одновременно возрастает и среднемесячная заработная плата рабочего.

      Существует  определённая зависимость между  уровнем образования и квалификацией работника. Уровень и продолжительность общего и профессионального образования и обучения, стаж практической работы и накопленный производственный опыт являются основными моментами, определяющими квалификацию работника.

      Рабочие со средним образованием проходят «квалификационную лестницу» за 8 лет, с образованием до 8 классов – 11 лет. Рабочие, получившие профессиональную подготовку в профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях, сокращают сроки выхода на высший уровень квалификации. Рассмотрим образовательную структуру рабочих кадров исследуемого предприятия.

      Таблица 2.4

      Образовательная структура рабочих кадров Гомельского  станкостроительного завода им. С. М. Кирова 1995 –1997 г. г. (в % к общей численности).

Уровень образования 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1997 г. к 1995 г. (+,  –)
1 2 3 4 5
Высшее  образование 1,8 1,8 1,7 –0,1
1 2 3 4 5
Среднее специальное 10,3 10,4 10,4 +0,1
Среднее и неполное среднее 87,9 87,8 87,9 0

      Судя  по данным, проведённым в таблице 2.4., уровень образования рабочих кадров на заводе в течении трёх анализирующих лет практически не изменился.

      Изобразим образовательную структуру рабочих  кадров Гомельского станкостроительного завода им. С. М. Кирова в 1997 году в виде диаграммы (Рис. 2.4.)

       Рис. 2.4. Образовательная структура рабочих кадров Гомельского станкостроительного завода им. С. М. Кирова в 1997 году.

      Большую долю представляют рабочие со средним  и неполным средним образованием. Отсюда вытекает проблема более длительного промежутка времени для выхода рабочих на более высокий уровень квалификации.

      Существует  взаимосвязь образования и текучести рабочих кадров. Наблюдается тенденция сокращения размеров текучести с повышением образовательного ценза. По мере роста уровня общего образования изменяются мотивы текучести рабочих кадров.

      Для характеристики движения рабочей силы рассчитаем и анализируем динамику следующих показателей:

Информация о работе Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров