Планирование, финансирование на образование, подготовку кадров, культуру

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучение, планирование и финансирование расходов на образование, культуру и подготовку кадров.
Для этого в рамках данной работы необходимо решить следующие задачи:
определить источники финансирования образовательных учреждений;
определить расходы бюджетных образовательных учреждений;
разработать предложения по улучшению финансирования образовательных учреждений.

Оглавление

Введение….….3
1. Планирование, финансирование расходов на образование,
подготовку кадров, культуру 5
1.1 Расходы бюджета….….5
1.1.1 Финансирование расходов на образование…. …6
1.1.2 Финансирование расходов на подготовку кадров….8
1.1.3 Финансирование расходов на культуру….10
Практическая часть ….…13
Заключение 27
Список использованной литературы….….…. 29

Файлы: 1 файл

Курсовая по гос и мун управлению готовая 10,05,2012.docx

— 735.25 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации  Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Кузбасский государственный технический  университет

имени Т. Ф. Горбачева»

Кафедра финансов и кредита

 

 

 

 

Введение….….3

  1. Планирование, финансирование расходов на образование,

 подготовку кадров, культуру 5

1.1 Расходы бюджета….….5

1.1.1 Финансирование расходов  на образование…. …6

1.1.2 Финансирование расходов  на подготовку кадров….8

1.1.3 Финансирование расходов  на культуру….10

Практическая часть                                                                           ….…13

Заключение                       27

Список использованной литературы….….…. 29

 

Введение 

Расходы на социальные нужды - это самый крупный вид расходов. К таким расходам относятся расходы  на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, социальное страхование.

Эти расходы позволяют  государству поддерживать, развивать  и совершенствовать систему социально - культурного обеспечения населения. Кроме того, расходы федерального бюджета на социально-культурные мероприятия  имеют не только социальное, но и  экономическое значение, ведь они  опосредованно влияют на общественное производство, т.к. способствуют улучшению  качественного состава трудовых ресурсов, создают условия для  повышения производительности труда  за счет использования его научной  организации и передовых научных  достижений в этой области. Отдельно следует упомянуть о роли расходов на социально - культурные нужды в  ускорении научно-технического прогресса.

Природа этих расходов во многом понятна - конституции многих стран, в т.ч. и Российской Федерации, провозгласили  неотъемлемыми правами граждан права на бесплатное школьное и дошкольное образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение после выхода на пенсию и пр. Кроме того, Российская действительность предъявляет самые жесткие требования к данной группе расходов, во многом обеспечивающих стабильность в обществе, где без усиления социальной ориентации федерального бюджета не обойтись.

Государство не только должно взять на себя финансирование национальных программ развития образования, здравоохранения, культурного, социального обеспечения, но и по мере возможности пополнять  этот список новыми видами затрат [2].

Значение этой работы вызвано тем, что образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.

В условиях перехода к рыночной экономике актуальность  бюджетного финансирования образовательных учреждений остается одной из главных проблем  государственного бюджета. Хроническая  задолженность работникам общеобразовательных  учреждений по заработной плате имеет  место на протяжении ряда последних  лет. Такая ситуация приводит к негативным последствиям в виде оттока молодых  специалистов из государственных общеобразовательных  учреждений в коммерческие структуры. Пока еще школы держатся на «старых» кадрах, а что будет через несколько  ближайших лет?

Методы, используемые в курсовой работе : сбор информации, обобщение  и анализ и  изученного материала.

Цель данной работы –  изучение, планирование и финансирование расходов на образование, культуру и подготовку кадров.

Объект исследования –  финансирование образовательных учреждений.          

В рамках данной работы необходимо рассмотреть действующую систему  финансирования образовательных учреждений, выявить ее недостатки и разработать  схему финансирования образовательных  учреждений, отвечающих потребностям рыночной экономики. Для этого в  рамках данной работы необходимо решить следующие задачи:

  • определить  источники финансирования образовательных учреждений;
  • определить расходы бюджетных образовательных учреждений;
  • разработать предложения по улучшению финансирования образовательных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

1. Планирование, финансирование  на образование, подготовку кадров, культуру 

1.1 Расходы бюджета 

Расходы являются одной из важнейших характеристик государственного бюджета. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется вмешательство государства в  хозяйственные процессы, реализация экономической и социальной политики государства.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по различным направлениям.

Экономическая сущность расходов государственного бюджета проявляется в том, что они служат активным инструментом экономической политики. С их помощью государство воздействует на парораспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Социальная сущность расходов отражается в том, что через них  государство осуществляет политику социального маневрирования, обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Следовательно, расходы государственного бюджета обеспечивают государству осуществление его главных функций и задач.

Управление процессами создания, распределения, перераспределения  и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового  планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Благодаря  финансовому планированию обеспечивается сбалансированность народно-хозяйственных, межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования  трудовых, материальных и финансовых ресурсов [1].

 

1.1.1. ФИНАНСИРОВАНИЕ  РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ

Образование представляет одну из важнейших отраслей непроизводственной сферы. Право на получение образование  согласно Закону РФ «Об образовании» является одним из основных и неотъемлемых прав граждан Российской Федерации.

В расходы на образование  в соответствии с бюджетной классификацией включают затраты на общее образование, воспитание детей и подростков, культурно-просветительскую работу, подготовку кадров.

Законом предусмотрено, что  область образования входит в  компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления [5].

В компетенции Российской Федерации - формирование доли федерального бюджета, направляемой на финансирование образования, установление федеральных  нормативов финансирования образования.

В компетенции субъектов  Федерации в этой области - формирование их бюджетов в части расходов на образование, установление региональных нормативов его финансирования.

В компетенции органов  местного самоуправления находятся  формирование местных бюджетов и  фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования.

На содержание учреждений образования в последние годы выделяется примерно 12% общих расходов консолидированного бюджета. Причем, из федерального бюджета направляется около 4% его расходов и около 20% расходов - из бюджетов субъектов Федерации.

В общей сумме расходов на образование затраты на детские  до-школьные учреждения составляют примерно 15%, на общее среднее образование - 41%, школы-интернаты - 8%, среднее специальное образование - 10%, на высшее образование - 12%

Необходимо отметить, что  бюджеты различных уровней принимают  неодинаковое участие в финансировании различных учреждений образования. Так, средние школы на 99% финансируются  из бюджетов субъектов Федерации  и только на 1% из федерального бюджета. В то же время высшие учебные заведения  на 96% финансируются из федерального бюджета и только на 4% из территориальных  бюджетов.

Финансирование учреждений образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому  типу и виду образовательного учреждения.

Федеральные нормативы финансирования должны утверждаться ежегодно Государственной  Думой одновременно с принятием  закона о федеральном бюджете  на очередной год и быть минимально допустимыми.

Региональные и местные  нормативы финансирования должны учитывать  специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих  расходов, связанных с образовательным  процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения.

Таким образом, мы видим, что  при финансировании затрат на образование  между федеральным и региональным источниками финансирования возникает  интервал, в который необходимо вместить требуемые расходы.

Схема финансирования государственного и муниципального образовательных  учреждений определяется типовым положением о соответствующем виде образовательного учреждения.

Бюджетное финансирование получают и негосударственные образовательные  учреждения по нормативам финансирования, аналогичным для государственных  и муниципальных образовательных  учреждений на данной территории. Эти  учреждения получают право на государственное  и муниципальное финансирование с момента их государственной  регистрации.

Переход к рыночным отношениям расширил возможности образовательных  учреждений по привлечению денежных средств для финансирования своей  основной деятельности. Они вправе привлекать в соответствии с действующим  законодательством финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных  уставом, а также добровольных пожертвований  и целевых взносов юридических  и физических лиц. Привлечение образовательным  учреждением дополнительных средств  не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.

Негосударственные образовательные  учреждения могут предоставлять  учащимся дополнительные образовательные  услуги (помимо услуг, регламентированных образовательным стандартом). Если такие услуги предоставляются, то они  взимают плату с обучающегося не только за дополнительные образовательные  услуги, но и в том числе за обучение в рамках государственных  образовательных стандартов. Платная  образовательная деятельность такого учреждения не рассматривается как  предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса, заработную плату персонала, на его совершенствование и развитие.

Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную  деятельность. Оно имеет самостоятельный  баланс и расчетный счет. Неиспользованные в текущем году финансовые средства не могут быть изъяты у образовательного учреждения или зачтены в объем  финансирования следующего года[6].

1.1.2. ФИНАНСИРОВАНИЕ  РАСХОДОВ НА ПОДГОТОВКУ КАДРОВ

Подготовку кадров осуществляют профессионально-технические лицеи, средние специальные учебные заведения (колледжи) и высшие учебные заведения (вузы).

Все более важное место  в настоящее время занимает система  переподготовки кадров, исходя из требований рыночной экономики.

В стране сформировалась система  государственного и негосударственного высшего образования. Бюджетные  ассигнования направляются в основном государственным учебным заведениям. Они готовят кадры по всем специальностям, необходимым для развития экономики  и непроизводственной сферы страны.

Обучение осуществляется по следующим формам: дневное, вечернее, заочное.

Расходы на вузы определяются отдельно по каждому из них с учетом специфических условий их функционирования исходя из среднегодового числа студентов, норм их материального обеспечения, ставок заработной платы преподавателей и других признаков.

Основным финансовым документом вуза служит смета, определяющая общий  объем, целевое направление и  поквартальное распределение бюджетных  ассигнований.

Министерства и ведомства  утверждают подведомственным высшим учебным  заведениям сметы с выделением ассигнований по фонду заработной платы с начислениями, стипендиальному фонду, на капитальный  ремонт, капитальные вложения, приобретение оборудования и инвентаря.

Расходы по остальным затратам утверждаются в целом по строке «Прочие  расходы», а по статьям их распределяет ректор вуза в пределах общей суммы  расходов.

Информация о работе Планирование, финансирование на образование, подготовку кадров, культуру