Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 02:45, реферат
Древняя Русь влияла на международную жизнь Европы, поддерживала и развивала торговые, политические и культурные связи со многими странами Запада и Востока. Она тесно сотрудничала с Византией, Германией, Францией, Венгрией, скандинавскими странами, а также с восточнославянскими — Польшей и Чехией. Активно развивались культурные отношения с южными славянами, особенно с Болгарией; как известно, южнославянская письменность оказала влияние на письменность Руси, а из XI—XII ст. начинается обратное влияние Руси на южнославянскую письменность. Это еще раз подтверждает общность происхождения, языковое родство восточных, западных и южных славян, близость их культур и исторической судьбы.
1.Вступление
2. Исторические условия развития культуры. Значение принятия христианства для культурного развития Руси.
3.Письменность и фольклор
4.Образование
5.Архитектура
6.Живопись
7.Ремесла
8.Одежда
9.Музыка и театр
10.Историческое значение киевской Руси
Реферат на тему:
Культура
и образование
Киевской Руси
Подготовлено:
2009 год
План:
1.Вступление
2. Исторические условия развития культуры. Значение принятия христианства для культурного развития Руси.
3.Письменность и фольклор
4.Образование
5.Архитектура
6.Живопись
7.Ремесла
8.Одежда
9.Музыка и театр
10.Историческое
значение киевской Руси
1.Вступление
Киевская Русь — одно из самых могучих государств Европы IX—XII ст. Она сыграла большую роль в истории восточных славян и других славянских народов. Древнерусское государство содействовало их общественно-политическому, экономическому и культурному развитию.
Древняя Русь влияла на международную жизнь Европы, поддерживала и развивала торговые, политические и культурные связи со многими странами Запада и Востока. Она тесно сотрудничала с Византией, Германией, Францией, Венгрией, скандинавскими странами, а также с восточнославянскими — Польшей и Чехией. Активно развивались культурные отношения с южными славянами, особенно с Болгарией; как известно, южнославянская письменность оказала влияние на письменность Руси, а из XI—XII ст. начинается обратное влияние Руси на южнославянскую письменность. Это еще раз подтверждает общность происхождения, языковое родство восточных, западных и южных славян, близость их культур и исторической судьбы.
Русские купцы торговали в государствах Поволжья, Волге, Болгарии, Хозарии, доходили в Среднюю Азию, к Багдаду. Не оставались вне поля зрения также народы Кавказа и Закавказья.
Дети киевских князей были повязаны супружескими узами с большинством царских семей Европы, что также лишний раз подтверждает влиятельность Киевской Руси на политическую жизнь своих соседей.
Общность
языка, территории, духовной и
материальной культуры, общая
мировоззренческая позиция,
2. Исторические условия развития культуры. Значение принятия христианства для культурного развития Руси.
Культура - совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей. Принято в связи с этим говорить о материальной и духовной культуре. Однако это деление условно, поскольку каждое произведение материальной культуры является результатом осознанной человеческой деятельности, и, в то же время, практически любое произведение духовной культуры (литературное произведение, икона, картина, архитектурное сооружение и т.д.) выражается в конкретной вещественной форме.
Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи с эволюцией восточнославянского общества, становлением государства, укреплением связей с соседними странами.
В домонгольский период культура Древней Руси достигла высокого уровня, создала основы для культурного развития последующих эпох.
В
VII - X вв. восточные славяне были язычниками.
Основными славянскими
Однако славянское язычество коренным образом отличалось от античного или скандинавского: ни один бог не являлся, по славянским представлениям, главным среди других, повелителем богов.
С объединением славян под властью Киева, укреплением власти князя потребовался главный бог. Как князь являлся единственным властителем на земле, так и верховный бог должен был быть единственным властителем на небе. Это делало необходимой замену разрозненных языческих культов единой государственной религией. В этом заключалась главная причина религиозной реформы. Вторая причина состояла в стремлении укрепить язычество перед лицом растущего влияния христианства.
Первая религиозная реформа была осуществлена в 986 г. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы шести божеств, включенных в государственный пантеон. Этими божествами явились:
Среди этих шести главным был бог грома Перун, покровитель дружины. Его идол выделялся серебряной головой с золотыми усами.
Первая религиозная реформа не удалась. Новые представления о старых богах не усваивались населением.
Летопись рассказывает о выборе веры князем Владимиром, к которому приходили представители всех религий. Ислам был отвергнут из-за запрета на спиртное, иудаизм - из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и рассеялись по всей земле. Наиболее убедительными показались князю аргументы византийского священника.
Отправленные в другие страны послы Владимира также нашли лучшей византийскую церковную службу. Было принято решение о крещении Руси по византийскому обряду.
Скорее всего, этот рассказ - легенда, цель которой состоит в том, чтобы подчеркнуть превосходство православия над другими религиями.
Поводом к началу крещения послужила корсунская история князя Владимира.
Крещение Владимира и киевлян, состоявшееся в 988 году, положило начало широкому распространению христианства на Руси.
Так как крещение проходило в принудительной форме, то сопротивление православию проявилось в форме народных восстаний (в Новгороде - 990, Суздале - 1024, 1071). Крещение остальной Руси заняло несколько столетий.
Сохранилась вера в низшие божества - леших, домовых, русалок и тому подобное. Однако все это - лишь пережитки язычества, не делающие православного христианина язычником.
Чтобы закрепить новую религию , князь приказал строить церкви на местах, где раньше находились идолы язычников
- укрепилась
государственная и
- религия защитила частную собственность и права феодалов;
- началось приобщение к византийской культуре;
- ускорилось
развитие ремесла, в первую
очередь строительного и
- церковь сплотила
население, земли, укрепила
- международное признание Руси и укрепление международных связи;
- с христианством пришла письменность на славянском языке;
-развитие культуры, образования, морали. При монастырях и церквах открывались школы и библиотеки.
3.Письменность и фольклор
Широкое распространение письменности началось, по-видимому, с распространением христианства и созданием болгарскими миссионерами Кириллом и Мефодием славянского алфавита - кириллицы. По мнению ряда исследователей, на рубеже IX-X вв. на территории Болгарского царства, в результате синтеза греческого письма и элементов глаголицы, возникла азбука, получившая позднее название «кириллица». Более легкий и удобный алфавит – кириллица – со временем вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.
В Древней Руси писали на пергаменте (особым образом выделанной телячьей или бараньей коже). Книги переплетались в кожу, богато украшались золотом и драгоценными камнями.
Основным жанром раннесредневековой письменной литературы стало летописание – ежегодные записи событий по летам. Летописания включали в себя библейские сюжеты, сказания, тексты дипломатических документов.
Одним из первых памятников летописания является «Повесть временных лет» (ПВЛ), написанная монахом Киевско-Печерского монастыря Нестором («Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити, и откуда Русская земля стала есть», около 1113 года). Повесть временных лет рассказывает историю Русской земли, начиная с расселения славян и легендарных князей Кия, Щека и Хорива.
С давних времен Русь развивала усную традицию.Для развития культурымбольшое значение имели песни, думы, загадки, пословицы и поговорки.
Немалое место занимает обрядовый фольклор, связанный с земледельческим календарем и уходящий корнями в древние языческие верования. Таковы песни и пляски, связанные с Масленицей, днем Ивана Купалы, рождественские коляды, гадания, а так же свадебные песни. Вероятно, уже тогда сложились основные сюжеты русских народных сказок: о лисе и волке, о бабе-Яге, о змее, о скатерти-самобранке и т.п.
Особое место занимал былинный эпос. Былины – новый жанр, возникший в X в. Большинство былинных сюжетов связанно со временем княжения Владимира Святославича - временем единства и могущества Руси, успешной борьбы со степными кочевниками. Истинные герои эпоса – герои-богатыри, олицетворявший сам народ, такие как: Илья Муромец Алеша Попович Добрыня Никитич
Существовала устная поэзия и в княжеско-дружинной среде. В дружинных песнях прославлялись князья и их подвиги. Устное народное творчество продолжало жить и развиваться после появления письменной литературы
4.Образование
Ученые считают, что общий уровень развития образования киевской Руси был одним из наиболее высоких в Европе тех времен.
Принятие христианства влияло на развитие школьного образования. Сначала образование имели только дети феодалов, но с временем путь к образованию имели «меньшие» люди Руси
Можно сделать вывод Давней Руси было два вида школ: церковные и феодальные. В первых при монастырях готовили церковнослужителей, которым преподавали чтение, письмо, пение, богословие. В светских школа в добавок давали знания с философии, риторики, грамматики.
Также
существовало индивидуальная учеба. При
Андреевском монастыре в Киеве
действовала специальная
5.Архитектура
Знание об архитектуре Руси в основном основываются на археологических исследованиях.
До конца X века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства. Некоторые формы деревянного зодчества в последствии повлияли на каменную архитектуру. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. На Руси получил распространение крестово-купольный тип храма.