Культура и образование Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 02:45, реферат

Краткое описание

Древняя Русь влияла на международную жизнь Европы, поддерживала и развивала торговые, политические и культурные связи со многими странами Запада и Востока. Она тесно сотрудничала с Византией, Германией, Францией, Венгрией, скандинавскими странами, а также с восточнославянскими — Польшей и Чехией. Активно развивались культурные отношения с южными славянами, особенно с Болгарией; как известно, южнославянская письменность оказала влияние на письменность Руси, а из XI—XII ст. начинается обратное влияние Руси на южнославянскую письменность. Это еще раз подтверждает общность происхождения, языковое родство восточных, западных и южных славян, близость их культур и исторической судьбы.

Оглавление

1.Вступление

2. Исторические условия развития культуры. Значение принятия христианства для культурного развития Руси.

3.Письменность и фольклор

4.Образование

5.Архитектура

6.Живопись

7.Ремесла

8.Одежда

9.Музыка и театр

10.Историческое значение киевской Руси

Файлы: 1 файл

Культура та освіта Київської Русі.docx

— 30.19 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

Культура  и образование  Киевской Руси 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                   
 

                    Подготовлено:

                                                                  Студентом 1 курса  КНЕУ 6507-3

                                                                  Боровиком Тарасом 
 
 
 

               2009 год

План:

1.Вступление

2. Исторические условия развития культуры. Значение принятия христианства для культурного развития Руси.

3.Письменность  и фольклор 

4.Образование

5.Архитектура

6.Живопись

7.Ремесла

8.Одежда

9.Музыка и театр

10.Историческое значение киевской Руси 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Вступление

     Киевская  Русь — одно из самых могучих государств Европы IX—XII ст. Она сыграла большую роль в  истории восточных славян  и других  славянских  народов. Древнерусское государство содействовало их  общественно-политическому,  экономическому  и культурному развитию.

    Древняя   Русь  влияла  на  международную   жизнь  Европы,  поддерживала  и развивала торговые, политические и культурные связи  со  многими  странами Запада и Востока. Она тесно сотрудничала с Византией, Германией, Францией, Венгрией, скандинавскими  странами,  а также  с  восточнославянскими  — Польшей и Чехией. Активно развивались культурные  отношения с южными славянами, особенно с Болгарией; как известно, южнославянская письменность оказала влияние на письменность Руси, а из  XI—XII  ст.  начинается  обратное влияние Руси  на  южнославянскую письменность. Это еще раз подтверждает общность происхождения, языковое родство восточных,  западных  и южных славян, близость их культур и исторической судьбы.

    Русские купцы торговали в государствах Поволжья, Волге, Болгарии, Хозарии, доходили в Среднюю Азию, к Багдаду. Не оставались вне поля зрения  также  народы Кавказа и Закавказья.

    Дети киевских  князей  были  повязаны супружескими узами  с большинством  царских семей Европы, что также лишний  раз подтверждает  влиятельность Киевской  Руси  на политическую жизнь своих соседей.

    Общность  языка, территории, духовной и  материальной культуры,  общая  мировоззренческая позиция, государственно  политическая жизнь,  правовые  отношения  ("Руска Правда"),  общая борьба  с врагами способствовали  формированию   у   народов Киевской Руси сознательного отношения относительно объединения  русских  земель  в одно государство.

2. Исторические условия развития культуры. Значение принятия христианства для культурного развития Руси.

    Культура - совокупность созданных обществом  материальных и духовных ценностей. Принято в связи с этим говорить о материальной и духовной культуре. Однако это деление условно, поскольку  каждое произведение материальной культуры является результатом осознанной человеческой деятельности, и, в то же время, практически  любое произведение духовной культуры (литературное произведение, икона, картина, архитектурное сооружение и т.д.) выражается в конкретной вещественной форме.

    Развитие  древнерусской культуры проходило  в непосредственной связи с эволюцией  восточнославянского общества, становлением государства, укреплением связей с  соседними странами.

    В домонгольский период культура Древней Руси достигла высокого уровня, создала основы для культурного развития последующих эпох.

      Дохристианские славянские  верования

    В VII - X вв. восточные славяне были язычниками. Основными славянскими божествами были:

  • Сварог бог неба
  • Дажьбог бог Солнца
  • Стрибог бог ветра
  • Перун бог грома и молнии, покровитель дружины
  • Велес бог скота и покровитель пастухов
  • Ярила бог весны (или Солнца)
  • Купала бог лета
  • Мокошь богиня женского рукоделия

    Однако  славянское язычество коренным образом  отличалось от античного или скандинавского: ни один бог не являлся, по славянским представлениям, главным среди других, повелителем богов.

    Первая  религиозная реформа

    С объединением славян под властью  Киева, укреплением власти князя  потребовался главный бог. Как князь  являлся единственным властителем  на земле, так и верховный бог  должен был быть единственным властителем  на небе. Это делало необходимой  замену разрозненных языческих культов  единой государственной религией. В  этом заключалась главная причина  религиозной реформы. Вторая причина  состояла в стремлении укрепить язычество  перед лицом растущего влияния  христианства.

    Первая  религиозная реформа была осуществлена в 986 г. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы шести божеств, включенных в государственный пантеон. Этими божествами явились:

  • Перун Хорс (солнечный конь)
  • Дажьбог Мокошь
  • Стрибог Симаргл (значение неизвестно)

    Среди этих шести главным был бог грома Перун, покровитель дружины. Его идол выделялся серебряной головой с золотыми усами.

    Первая  религиозная реформа не удалась. Новые представления о старых богах не усваивались населением.

    "Выбор  веры"

    Летопись  рассказывает о выборе веры князем Владимиром, к которому приходили  представители всех религий. Ислам  был отвергнут из-за запрета на спиртное, иудаизм - из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и рассеялись по всей земле. Наиболее убедительными показались князю аргументы византийского священника.

    Отправленные  в другие страны послы Владимира  также нашли лучшей византийскую церковную службу. Было принято решение  о крещении Руси по византийскому  обряду.

    Скорее  всего, этот рассказ - легенда, цель которой  состоит в том, чтобы подчеркнуть  превосходство православия над  другими религиями.

    Поводом к началу крещения послужила корсунская история князя Владимира.

    Крещение  Владимира и киевлян, состоявшееся в 988 году, положило начало широкому распространению христианства на Руси.

    Распространение христианства на Руси

    Так как крещение проходило в принудительной форме, то сопротивление православию проявилось в форме народных восстаний (в Новгороде - 990, Суздале - 1024, 1071). Крещение остальной Руси заняло несколько столетий.

    Сохранилась вера в низшие божества - леших, домовых, русалок и тому подобное. Однако все это - лишь пережитки язычества, не делающие православного христианина  язычником.

    Чтобы закрепить новую религию , князь приказал строить церкви на местах, где раньше находились идолы язычников

    Среди последствий крещения Руси можно выделить такие:

- укрепилась  государственная и великокняжеская  власть;

- религия защитила  частную собственность и права  феодалов;

- началось приобщение к византийской культуре;

- ускорилось  развитие ремесла, в первую  очередь строительного и ювелирного;

- церковь сплотила  население, земли, укрепила семейные  отношения на основе христианской  морали;

- международное признание Руси и укрепление международных связи;

- с христианством пришла письменность на славянском языке;

-развитие культуры, образования, морали. При монастырях  и церквах открывались школы  и библиотеки.

3.Письменность  и фольклор

    Широкое распространение письменности началось, по-видимому, с распространением христианства и созданием болгарскими миссионерами Кириллом и Мефодием славянского алфавита - кириллицы. По мнению ряда исследователей, на рубеже IX-X вв. на территории Болгарского царства, в результате синтеза греческого письма и элементов глаголицы, возникла азбука, получившая позднее название «кириллица». Более легкий и удобный алфавит – кириллица – со временем вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.

    В Древней Руси писали на пергаменте (особым образом выделанной телячьей или бараньей коже). Книги переплетались в кожу, богато украшались золотом и драгоценными камнями.

    Основным  жанром раннесредневековой письменной литературы стало летописание –  ежегодные записи событий по летам. Летописания включали в себя библейские сюжеты, сказания, тексты дипломатических  документов.

     Одним из первых памятников летописания является  «Повесть временных лет» (ПВЛ), написанная монахом Киевско-Печерского монастыря Нестором («Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити, и откуда Русская земля стала есть», около 1113 года). Повесть временных лет  рассказывает историю Русской земли, начиная с расселения славян и легендарных князей Кия, Щека и Хорива.

     С давних времен Русь развивала усную  традицию.Для развития культурымбольшое значение имели песни, думы, загадки, пословицы и поговорки.

    Немалое место занимает обрядовый фольклор, связанный с земледельческим календарем и уходящий корнями в древние языческие верования. Таковы песни и пляски, связанные с Масленицей, днем Ивана Купалы, рождественские коляды, гадания, а так же свадебные песни. Вероятно, уже тогда сложились основные сюжеты русских народных сказок: о лисе и волке, о бабе-Яге, о змее, о скатерти-самобранке и т.п.

    Особое  место занимал былинный эпос. Былины – новый жанр, возникший в X в. Большинство былинных сюжетов связанно со временем княжения Владимира Святославича  - временем единства и могущества Руси, успешной борьбы со степными кочевниками. Истинные герои эпоса – герои-богатыри, олицетворявший сам народ, такие как: Илья Муромец Алеша Попович Добрыня Никитич  

     Существовала  устная поэзия и в княжеско-дружинной  среде. В дружинных песнях прославлялись  князья и их подвиги. Устное народное творчество продолжало жить и развиваться  после появления письменной литературы 

4.Образование 

      Ученые  считают, что общий уровень развития образования киевской Руси был одним  из наиболее высоких в Европе тех времен.

      Принятие  христианства влияло на развитие школьного  образования. Сначала образование  имели только дети феодалов, но с временем путь к образованию имели «меньшие» люди Руси

      Можно сделать вывод Давней Руси было два  вида школ: церковные и феодальные. В первых при монастырях готовили церковнослужителей, которым преподавали чтение, письмо, пение, богословие. В светских школа в добавок давали знания с философии, риторики, грамматики.

      Также существовало индивидуальная учеба. При  Андреевском монастыре в Киеве  действовала специальная женская  школа, где девочек учили письму, пению, швейного дела и многочисленных ремесел.

5.Архитектура

    Знание  об архитектуре Руси в основном основываются  на археологических исследованиях.

До конца X века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства. Некоторые формы деревянного зодчества в последствии повлияли на каменную архитектуру. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. На Руси получил распространение крестово-купольный тип храма.

Информация о работе Культура и образование Киевской Руси