Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 02:45, реферат
Древняя Русь влияла на международную жизнь Европы, поддерживала и развивала торговые, политические и культурные связи со многими странами Запада и Востока. Она тесно сотрудничала с Византией, Германией, Францией, Венгрией, скандинавскими странами, а также с восточнославянскими — Польшей и Чехией. Активно развивались культурные отношения с южными славянами, особенно с Болгарией; как известно, южнославянская письменность оказала влияние на письменность Руси, а из XI—XII ст. начинается обратное влияние Руси на южнославянскую письменность. Это еще раз подтверждает общность происхождения, языковое родство восточных, западных и южных славян, близость их культур и исторической судьбы.
1.Вступление
2. Исторические условия развития культуры. Значение принятия христианства для культурного развития Руси.
3.Письменность и фольклор
4.Образование
5.Архитектура
6.Живопись
7.Ремесла
8.Одежда
9.Музыка и театр
10.Историческое значение киевской Руси
Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце X века греческими мастерами. Церковь была разрушена монголо-татарами в 1240 г. В 1031-1036 гг. в Чернигове был воздвигнут греческими зодчими Спасо-Преображенский собор – самый «византийский», по мнению специалистов, храм на Руси.
Вершиной южнорусского зодчества XI века является Софийский собор в Киеве, построенный в 1037-1054 гг. греческими и русскими мастерами. Стены сложены из рядов тесного камня, чередующихся с рядами плоского кирпича (плинфы). Такая же кладка стен была у большинства храмов Киевской Руси. Вслед за киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке.
6.Живопись
Для давней культуры Руси большое значение имела монументальная живопись – мозаики и фрески, техника выполнения которых была очень сложной й требовала высокого мастерства. В киевском Софийском соборе в технике мозаики были выполнены подкупольное изображение Христа-Пантократора (Вседержителя) и Богоматери, апостолов. Мозаика собора имеет 130 оттенков.
Особенно широко применялись фресковые росписи. В Софийском соборе фресками были покрыты практически все стены, однако до наших дней сохранились лишь немногие. Часть фресок посвящена светским сюжетам: два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого, охотничьи сцены, изображения акробатов, музыкантов.
В каждой церкви находились иконы. Самой знаменитой из икон той эпохи является "Богоматерь Владимирская", созданная в начале XII века.
Наряду с монументальной живописью и иконописью высокого искусства достигли мастера книжной миниатюры.
7.Ремесла
Киев был настоящим «городом мастеров». Здесь было около 60-ти ремесленных специальностей: ковали, гончары, плотники и прочие. Именно по этому районы Киева имеют такие имена как Гончари, Дигтяри, Кожумьяки. Ценились ювелиры, стеклодувы, токари.
Высокохудожественные изделия ценились не только на Руси но и за границей – в Чехии, Польше, Болгарии, Херсоне и других державах. Особенно славились золотари. Украинские изделия с золота и серебра – украшения, посуда украшенные драгоценным камнем, - высоко ценились за границей.
Русская броня – кольчуги, щиты, шлемы – и оружие –длинные мечи, боевые секиры, булавы, мастерски изготовленные луки –славились далеко за рубежом Руси
8.Одежда
В Киевской Руси большое внимание уделяли одежде. Представители знати носили дорогие жупаны, кожухи, обшитые мехом и украшены золотыми пуговицами; широкие шаровары, с соболя украшены шелковым мехом, разноцветные сапоги. Использовались всяческие украшения и аксессуары: позолоченные пояса, гривны, кольца. Представители русской знати носили шубы с дорого меха. Женщины из «светлых» семей носили длинные шелковые жупаны и шубы с меха, обували сафьяновые ботиночки, украшали свои наряды изделиями с золота и драгоценного камня.
Представители «черных» людей носили одежду из шерсти, льна, кожи, на ногах кожаные ботинки. Традиционными были вышивки на теплой и летней одежде. Украшениями служили изделия из стекла, керамики, меди иногда – из серебра.
9.Музыка и театр
Киевская Русь всегда славилась талантливыми музыкантами, певцами, танцорами, бродячими актерами без которых не обходился ни один праздник.
Среди музыкальных инструментов популярными были трубы, флейты, дудки, барабаны и так далее. Музыка делилась на: церковную – исполнялась в храмах церковными певцами и музыкантами; светская – имела развлекательный или бытовой характер; военная – сопровождала княжие дружины в походе и во время боя.
Давние музыканты и актеры переходили с города в город, от села к селу, исполняли музыкальные произведения, ставили спектакли, выступали с дикими зверями, зарабатывая на жизнь, показывая свой талант людям.
10.Историческое значение киевской Руси
Уровень социально-экономического и культурного развития Киевской державы в Х-ХI
столетии был намного выше, чем в странах Западной Европы, в частности это касается развития городов и торговли. Не зря варяги называют Русь державой городов. Мастера ремесленники славились своими изделиями на весь мир. Их украшения удивляли современников своей точностью и неповторимостью. Только раннефеодальном Киеве работали ремесленники 60-ти специальностей.
Иностранцы, путешественники, купцы, дипломаты которые навещавшие Киев удивлялись быстрому развитию Киева, выражали восхищение его сказочной красотой в своих мемуарах.
Киевская Русь благодаря
творческому усвоению полученных из Византии
христианства и античного наследия достигла
высокого уровня культурного развития,
встав вровень с западноевропейскими
странами. Культурные традиции, созданные
в киевский период, получили дальнейшее
развитие в эпоху раздробленности, но
многие из них не смогли пережить монгольское
нашествие.