Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:56, курсовая работа
Актуальность исследования в рамках курсовой работы обусловлена тем, что одной из неурегулированных проблем в системе российского образования до сих пор остается проблема ее финансирования. Образование – одна из важнейших социальных сфер, на которую расходуются значительные государственные средства. Каждый восьмой рубль расходов консолидированного бюджета РФ приходится на статью «Образование». Однако вопрос о научно обоснованных потребностях сферы образования в финансировании остается открытым.
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Основы финансирования системы образования………………….. 5
1.1. Общая характеристика системы образования и источники ее финансирования………………………………………………………………. 5
1.2. Организация финансирования расходов федеральных бюджетов на образование…………………………………………………………………… 10
Глава 2. Проблемы бюджетного финансирования системы образования… 18
2.1. Анализ бюджетных расходов на образование…………………………. 18
2.2. Основные проблемы бюджетного финансирования образования……. 22
2.3. Предложения по решению проблем бюджетного финансирования….. 27
Заключение……………………………………………………………………. 30
Список источников и литературы…………………………………………... 32
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Основы финансирования системы образования………………….. |
5 |
1.1. Общая характеристика системы
образования и источники ее финансирования………………………………………… |
5 |
1.2. Организация
финансирования расходов федеральных бюджетов на
образование………………………………………………… |
10 |
Глава 2. Проблемы бюджетного финансирования системы образования… |
18 |
2.1. Анализ бюджетных
расходов на образование………………… |
18 |
2.2. Основные
проблемы бюджетного |
22 |
2.3. Предложения по решению проблем бюджетного финансирования….. |
27 |
Заключение…………………………………………………… |
30 |
Список источников и литературы…………………………………………... |
32 |
Введение
Актуальность исследования в рамках курсовой работы обусловлена тем, что одной из неурегулированных проблем в системе российского образования до сих пор остается проблема ее финансирования. Образование – одна из важнейших социальных сфер, на которую расходуются значительные государственные средства. Каждый восьмой рубль расходов консолидированного бюджета РФ приходится на статью «Образование». Однако вопрос о научно обоснованных потребностях сферы образования в финансировании остается открытым.
Необходимость улучшения модели финансирования системы образования связана, прежде всего, с тем, что действующие сегодня подходы к управлению финансовыми потоками не обеспечивают эффективности расходов этих учреждений. Это происходит из-за отсутствия зависимости между масштабами и качеством оказываемых образовательных услуг и объемами их финансирования.
Однако даже при нынешнем недостаточном финансировании у российской системы образования есть резервы, которые можно использовать для повышения ее эффективности. По мнению отечественных аналитиков, они кроются в возможностях осуществления структурных реформ, предусматривающих пересмотр принципов нормирования финансирования образования, рационализацию бюджетных расходов и оптимизацию внебюджетного финансирования. Действующее сегодня бюджетное законодательство позволяет реализацию указанных направлений реформирования.
Таким образом, проблема эффективности финансирования системы образования заслуживает особого внимания при поиске путей ее модернизации и реформирования.
Цель курсовой работы заключается в исследовании экономико-правовых принципов финансирования системы образования Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
Объектом исследования курсовой работы являются система образования Российской Федерации и источники ее финансирования.
Предметом курсовой работы выступают бюджетные отношения по поводу финансирования системы образования.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Основы финансирования системы образования
1.1. Общая характеристика системы образования и источники ее финансирования
Образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах от 1. января 1996г. №12-Ф3 «Об образовании» от 22 августа 1996 г. №125-Ф3 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании.
Реализация государственных гарантий права граждан на образование обеспечивается путем создания системы и соответствующих условий для получения образования.
В настоящее время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций, и включает в себя:
Основным элементом системы образования являются образовательные учреждения, осуществляющие образовательный процесс, т.е. реализующие одну или несколько образовательных программ и обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Гражданский кодекс РФ относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям. В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений:
Образовательные учреждения обладают следующими основными характерными чертами:
Основанием
для отнесения учебных
Тем самым законодательно установлен фактически единственный тип и вид государственной или муниципальной организации, которая может осуществлять образовательную деятельность – бюджетное учреждение. С принятием Федерального закона от 03.11.2006 № 174 «Об автономных учреждениях» появляется возможность осуществления образовательной деятельности в муниципальных и государственных автономных образовательных учреждениях, не относящимся по своему статусу к бюджетным учреждениям.
Законом установлено,
что образовательная
Одним из основных
принципов государственной
Для образовательных учреждений других уровней принцип автономии состоит в том, что учебное заведение является юридическим лицом и самостоятельно в рамках утвержденного устава и договора с учредителем:
Финансово-хозяйственная деятельность образовательного учреждения и его взаимоотношения с другими организациями регулируется следующими основными законодательными актами:
Бюджетный кодекс определяет
и регулирует отношения, связанные
с получением и расходованием
образовательным учреждением
Налоговый кодекс определяет и регулирует отношения уплаты налогов, устанавливает налоговые льготы, предоставляет налоговые освобождения хозяйствующим субъектам, в том числе и образовательным учреждениям, осуществляющим самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность.
Закон «Об образовании» дополняет и конкретизирует эти общие условия функционирования юридического лица применительно к сфере образования, определяет особенности, присущие сфере образования и образовательным учреждениям при осуществлении ими финансово-хозяйственной деятельности.
Собственником
государственных и
Степень участия бюджета того или иного уровня в финансировании расходов зависит от целого ряда факторов, в том числе: от государственного устройства и общей системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д. В России сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов.
В последние годы наметилась тенденция к целевому выделению средств, для чего на федеральном уровне создаются различные фонды, в том числе и на финансирование федеральных мандатов. Поскольку право на образование является одним из основных конституционных прав граждан РФ, то при недостаточности средств у регионов в дальнейшем предполагается шире использовать систему софинансирования образования.