Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:20, отчет по практике
Организация – это группа, которая состоит из двух или более людей, которые работают вместе для достижения общей цели или целей.
В зависимости от количества целей организации делятся на простые и сложные. Простые организации ставят перед собой одну цель, сложные – две и больше.
Тема 1. Организация. Миссия и цели организации. Внешняя среда организации.
Организация, ресурсы организации, формальные и неформальные организации, простые и сложные организации……………………………………………………………………………………..
Внутренняя среда организации: структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технология, миссия и цели………………………………………………………………………………
Внешняя среда организации:
- Поставщики трудовых ресурсов, материалов;
- Потребители;
- Конкуренты;
- Профсоюзы, законы и государственные органы;
- Международные события……………………………………………………………………………………………….
Тема 2. Типы структуры организации.
2.1. Форма управления производством………………………………………………………………………………….
2.2. Иерархия уровней управления. Управленческие функции руководителей низкого, среднего и высшего звена; должности и инструкции руководителей различных уровней управления на предприятии…………………………………………………………………………………………………...
2.3. Организационная структура управления на предприятии; схема структуры управления предприятием; преимущества и недостатки……………………………………………………..
Тема 3. Управление персоналом предприятия.
3.1. Кадры предприятия, численность, потребность в трудовых ресурсах……………………………
3.2. Методы отбора применяемые на предприятии собеседования, тестирование…………..
3.3. Оценка кадров на предприятии, методы оценки, аттестация кадров планирования и внеочередная…………………………………………………………………………………………………………………………
3.4. Заключение договоров контрактов при найме на работу……………………………………………….
3.5. Формы и методы активизации деятельности работников предприятия……………………….
3.6. Мотивизация деятельности персонала. Применяемые формы мотивации. Оплата труда и виды оплаты труда. Премирование работников организации…………………………………
3.7. Ознакомление с коллективом договором или соглашением на предприятии, его роль в регулировании правовых отношений на предприятии……………………………………………………….
Тема 4. Финансы и кредит.
4.1. Содержание финансов на предприятии, получение государственного кредита. Имущественное страхование на предприятии…………………………………………………………………..
4.2. Финансовое планирование, структура доходов и расходов предприятия, привлечение инвестиций, заёмного капитала, кредитных операций и финансовым контролем на предприятии…………………………………………………………………………………………………
Тема 5. Бухгалтерский учёт.
5.1. Содержание, цели, задачи и функции бухгалтерского учёта. Учётная политика предприятия…………………………………………………………………………………………………………………………
5.2. Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками. Учёт расчётов с подотчётными лицами. Учёт расчётов по страхованию……………………………………………………………………………..
Тема 6. Налоги и налогообложение.
6.1.Законодательная и нормативная база налоговой системы РФ и налоговая политика государства…………………………………………………………………………………………………………………………….
Тема 7. Деловое общение.
7.1. Ознакомление с организацией и практикой и подготовки и проведения деловой беседы, переговоров, совещаний……………………………………………………………………………………….
7.2. План беседы и совещания…………………………………………………………………………………………..
7.3. Анализ делового общения руководителя предприятия со специалистами или работниками………………………………………………………………………………………………………………………….
7.4. Деловой этикет руководителя. Психология и этика общения, имидж руководителя…
Тема 8. Психологические системы управления.
8.1. Содержание управленческого труда. Хронометраж рабочего дня специалиста среднего звена…………………………………………………………………………………………………………………..
8.2. Штатное расписание предприятия, специалистов, рабочих……………………………………………
8.3. Характеристика содержания труда работников. Описание основных обязанностей сотрудников. Должностные инструкции……………………………………………………………………………
8.4. Морально-психологический климат в коллективе и его зависимость от социальных и других факторов………………………………………………………………………………………………………………..
8.5. Конфликты в коллективе. Причины возникновения конфликтов. Поведение в конфликте менеджеров. Пути устранения конфликта в организации………………………………
8.6. Стрессы в организации. Подверженность стрессам отдельных работников…………….
Внутриорганизационные процессы, формируемые и направляемые менеджментом, включают в себя три основных подпроцесса координация, принятие решений, коммуникации. Для координации менеджмент может сформировать в организации два типа процедур:
• непосредственное руководство действиями в виде распоряжений, приказов и предложений;
• координация действий посредством создания системы норм и правил, касающихся деятельности организации.
Структура организации отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое Исходной точкой построения структуры является проектирование работы. В организации может • быть принята система автономных работ, может быть взята за основу конвейерная форма труда, могут быть взяты различные модульные формы, бригадная форма организации труда и т. п. Проектирование работы зависит от многих факторов, в частности от того, какая квалификация требуется для выполнения работы, какую часть продукта изготовляет отдельный работник, в какой мере содержание работы воздействует на работника, требуется ли наличие обратной связи от конечного результата, должна ли работа предполагать развитие и обучение работника и т п. От проектирования работы зависит очень многое во внутренней жизни организации Поэтому менеджмент должен уделять этому очень большое внимание и периодически проводить пересмотр спроектированной системы работ.
Технология, включающая в себя технические средства и способы их комбинирования и использования для получения конечного продукта, создаваемого организацией, является предметом самого пристального внимания со стороны менеджмента Управление должно решать вопросы технологий и осуществления их наиболее эффективного использования. В последнее время в связи с появлением все более передовых технологий соответствующие задачи менеджмента становятся исключительно сложными и значимыми. Это связано с тем, что их решение может привести к сильным и далеко идущим положительным последствиям для организации Могут они вызвать и негативные процессы во внутренней жизни организации, разрушить ее организационную структуру, привести к демотивированию работников Поэтому в современных условиях менеджмент не может смотреть на технологии только с точки зрения повышения производительности и эффективности Очень важно учитывать то, как новые технологии могут повлиять на климат внутри организации, как они могут подействовать на ее "организм".
Понимание миссии рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, то есть миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.
Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования Основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации, а следовательно, должны быть учтены при определении ее предназначения, являются:
• собственники организации, создающие, приводящие в действие и развивающие организацию для того, чтобы за счет присвоения результатов деятельности организации решать свои жизненные проблемы,
• сотрудники организации, своим трудом непосредственно обеспечивающие деятельность организации, создание и реализацию продукта и продвижение ресурсов извне, получающие от организации за свой труд компенсацию и решающие с помощью этой компенсации свои жизненные проблемы,
• покупатели продукта организации, отдающие ей свои ресурсы (чаще всего деньги) в обмен на продукт, предлагаемый им организацией, и удовлетворяющие с помощью этого продукта свои потребности,
• деловые партнеры организации, находящиеся с ней в формальных и неформальных деловых отношениях, оказывающие организации коммерческие и некоммерческие услуги и получающие аналогичные услуги со стороны организации,
• местное сообщество, находящееся с организацией во взаимодействии, имеющем многогранное содержание, связанном в первую очередь с формированием социальной и экологической среды обитания организации;
• общество в целом, в первую очередь в лице государственных институтов, взаимодействующее с организацией в политической, правовой, экономической и других сферах макроокружения, получающее от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества также пользуется и организация
Миссия организации в большей или меньшей мере должна отражать интересы всех шести вышеназванных субъектов Степень проявления в миссии интересов каждого из данных шести субъектов принципиально зависит от того, какие размеры имеет организация, в каком она состоит бизнесе, где расположена и т п. Наиболее устойчивое, сильное и специфичное влияние на миссию организации, независимо от того, что организация собой представляет, оказывают интересы собственников, сотрудников и покупателей. Поэтому миссия организации должна быть сформулирована таким образом, чтобы в ней обязательно находило проявление сочетание интересов этих трех групп людей.
Так для чего же все-таки формулируется миссия, что она дает для деятельности организации?
Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т.п. Кроме этого, миссия способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.
Во-вторых, миссия способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:
• миссия делает ясными для сотрудников общую цель предназначение существования организации. В результате сотрудники организации, осознавая ее миссию, как бы ориентируют свои действия в едином направлении;
• миссия способствует тому, что сотрудники могут легче установить идентификацию своей персоны с организацией. Для тех же сотрудников, которые идентифицируют себя с организацией, миссия выступает точкой концентрации их внимания при осуществлении своей деятельности;
• миссия способствует установлению определенного климата в организации, так как через нее до людей доводятся философия организации, ценности и принципы, которые лежат в основе построения и осуществления деятельности организации.
В-третьих, миссия создает возможность для более действенного управления организацией в силу того, что она:
• является базой для установления целей организации, обеспечивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выработке стратегии организации, устанавливая направленность и допустимые границы ее функционирования;
• обеспечивает стандарты для распределения ресурсов организации и создает базу для оценки использования ресурсов в процессе функционирования организации;
• расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования.
Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации, расположение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри и вне ее. Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно для того, чтобы она была легко понятна всем субъектам, взаимодействующим с организацией, в особенности всем членам организации. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность разнотолкования, но в то же время оставляла простор для творческого и гибкого развития организации.
Процесс установления целей в различных организациях проходит по-разному. В одних организациях установление целей полностью централизовано, в других же организациях может быть полная децентрализация. Есть организации, в которых процесс установления целей носит промежуточный между полной централизацией и полной децентрализацией характер. Каждый из данных подходов имеет свою специфику, свои преимущества и недостатки. Так, в случае полной централизации при установлении целей все цели определяются самым верхним уровнем руководства организации. При таком подходе все цели подчинены единой ориентации. И это является определенным преимуществом. В то же время у этого подхода есть существенные недостатки, суть одного из которых состоит в том, что на нижних уровнях организации может возникать неприятие этих целей и даже сопротивление.
В случае децентрализации в процессе установления целей участвуют наряду с верхним уровнем и более низкие уровни организации. Есть две схемы децентрализованного установления целей. При одной - процесс установления целей идет сверху вниз. Декомпозиция целей происходит следующим образом: каждый из нижестоящих уровней в организации определяет свои цели, исходя из того, какие цели были установлены для более высокого уровня. Вторая схема предполагает, что процесс установления целей идет снизу вверх. В этом случае нижестоящие звенья устанавливают себе цели, которые служат основой для установления целей последующего, более высокого уровня.
С точки зрения логики осуществления действий, выполняемых при установлении целей, можно считать, что процесс целеполагания в организации состоит из трех последовательных стадий. На первой стадии происходит осмысление результатов анализа среды, на второй - выработка соответствующей миссии и, наконец, на третьей стадии непосредственно вырабатываются цели организации. Ранее в учебнике были рассмотрены вопросы, относящиеся к анализу среды и миссии организации. Сейчас же рассмотрим процесс непосредственной выработки целей организации.
Правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырех фаз:
Первая фаза. Влияние среды сказывается не только на установлении миссии организации. Цели также сильно зависят от состояния среды. Требования к целям должны быть гибкими, чтобы их можно было менять в соответствии с изменениями, происходящими в среде. Однако из этого никак не следует делать заключения, что цели должны быть привязаны к состоянию среды только путем постоянной корректировки и приспособления к тем изменениям, которые происходят в среде. При правильном подходе к установлению целей руководство должно стремиться предвидеть то, в каком состоянии окажется среда, и устанавливать цели в соответствии с этим предвидением. Для этого очень важно выявлять тенденции, характерные для процессов развития экономики, социальной и политической сфер, науки и техники. Конечно, правильно предусмотреть всего невозможно. Более того, иногда в окружении могут происходить изменения, которые никак не вытекают из обнаруженных тенденций. Поэтому менеджеры должны быть готовы к тому, чтобы ответить на неожиданный вызов, который им может бросить среда. Тем не менее, не абсолютизируя ситуации, они должны формулировать цели, чтобы ситуационные составляющие нашли в них свое отражение.
Вторая фаза. При установлении целей для организации в целом важно определить, что из широкого круга возможных характеристик деятельности организации следует взять за основу. Далее выбирается определенный инструментарий количественного расчета величины целей. Особое значение имеет система критериев, которыми пользуются при определении целей организации. Обычно эти критерии выводятся из миссии организации, а также из результатов анализа макроокружения, отрасли, конкурентов и положения организации в среде. При определении целей организации учитывается то, какие цели она имела на предыдущем этапе и насколько достижение этих целей способствовало выполнению миссии организации. Наконец, решение по целям всегда зависит от тех ресурсов, которыми обладает организация
Третья фаза. Установление иерархии целей предполагает определение таких целей для всех уровней организации, достижение которых отдельными подразделениями будет приводить к достижению общеорганизационных целей. При этом иерархия должна строиться как по долгосрочным, так и по краткосрочным целям.
Четвертая фаза. Для того чтобы иерархия целей внутри организации обрела свою логическую завершенность и стала реально действующим инструментом достижения целей организации, она должна быть доведена до каждого отдельного работника. В этом случае реализуется одно из самых важных условий успешной деятельности организации: каждый работник как бы включается через свои персональные цели в процесс совместного достижения конечных целей организации. Сотрудники организации в такой ситуации получают представление не только о том, что им предстоит достичь, но и о том, как результаты их труда скажутся на конечных результатах функционирования организации, как и в какой мере, их труд будет способствовать достижению целей организации.
Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и для всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следуют их вечность и неизменность. Уже ранее говорилось, что в силу динамизма среды цели могут меняться Можно подходить к проблеме изменения целей следующим образом цели корректируются всякий раз, когда этого требуют обстоятельства. В этом случае процесс изменения целей носит сугубо ситуационный характер. Но многими организациями применяется подход систематического упреждающего изменения целей. При таком подходе в организации устанавливаются долгосрочные цели. На базе этих долгосрочных целей вырабатываются детализированные краткосрочные цели (обычно годовые) По достижении этих целей разрабатываются новые долгосрочные цели. При этом в целях учитываются те изменения, которые происходят в среде, и те изменения, которые происходят в наборе и уровне требований, выдвигаемых по отношению к организации со стороны субъектов влияния. На основе новых долгосрочных целей определяются краткосрочные, по достижении которых опять происходит выработка новых долгосрочных целей. При таком подходе не происходит достижения долгосрочных целей, так как они регулярно изменяются. Однако постоянно в деятельности организации присутствует долгосрочная целевая ориентация и регулярно проводится корректировка курса с учетом возникающих новых обстоятельств и возможностей.