Министерство образования и
науки Российской Федерации
Федеральное агентство
по образованию
Южно-Уральский государственный
университет
Кафедра «Маркетинг и
менеджмент»
65(07)
А91
ПРОГРАММА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКИ И ПРАКТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА
Челябинск
Издательство ЮУрГУ
2005
УДК 651.01(075.82)
Программа экономической практики
и практики менеджмента/ Составители:
Ю.В. Асташова, А.И. Демченко. – Челябинск:
Изд. ЮУрГУ, 2005. – 27 с.
Приведены требования к содержанию
практики, даны рекомендации студентам, руководителям
практики от университета и предприятия.
Рассмотрен порядок подготовки отчета
по практике.
Программа предназначена для студентов
специальности 061100 – «Менеджмент
организации» всех форм обучения.
Ил. 7, список лит. – 5 назв.
Одобрено учебно-методической комиссией
факультета коммерции.
Рецензент: И.Ю.Окольнишникова.
ВВЕДЕНИЕ
Практика без
теории ценнее, чем теория без практики.
Марк
Фабий Квинтилиан (36-96),
римский оратор
Государственный образовательный стандарт
по специальности 080705 «Менеджмент организации»
предусматривает прохождение студентами
трех видов практики:
- учебно-ознакомительной;
- экономической и практики менеджмента;
- преддипломной.
Практика должна
быть направлена на получение студентами практических знаний
и навыков профессиональной деятельности.
Специалист
менеджер должен уметь:
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
- систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты;
- использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности;
- разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;
- критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) поведение экономических субъектов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности;
- использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач.
Теоретические
знания, полученные в процессе обучения,
студент закрепляет и дополняет
практическими навыками, которые
получает при прохождении практики. Целью практик ставится
последовательное обучение и подготовка
к трудовой деятельности непосредственно
на предприятии и на будущем рабочем месте
специалиста, приобретение необходимых
навыков по специальности для планомерного
перехода от обучения в вузе к непосредственной
трудовой деятельности на предприятии.
Практика проводится на втором году обучения
– учебно-ознакомительная, на третьем
году обучения – экономическая и на пятом
году обучения – преддипломная.
Задачами при
проведении практик являются:
а) учебно-ознакомительная – знакомство с организацией
работы подразделений предприятия, их
организационной структурой, правовым
статусом, основными нормативно-хозяйственными
документами, правами и обязанностями
различных категорий работников, охраной
труда и техникой безопасности;
б) экономическая – закрепление знаний, полученных
в университете, овладение комплексом
практических методов и навыков для начала
трудовой деятельности. Практика осуществляется
на функциональных рабочих местах в соответствии
с выбранной специальностью и предусматривает
выполнение индивидуального задания,
связанного со сферой будущей профессиональной
деятельности студента и включающего
решение конкретных проблем предприятия;
в) преддипломная – непосредственная работа
на будущем рабочем месте по специальности
на предприятии, выбранном для трудовой
деятельности после окончания ЮУрГУ, согласно
с проведенным распределением.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Учебный план специальности
«Менеджмент организации» предусматривает
прохождение студентами 3 курса экономической
практики и практики менеджмента.
Целью прохождения
практики является приобретение навыков
самостоятельной научно-исследовательской
и практической работы менеджера
на основе полученных знаний по менеджменту
и экономическим дисциплинам. Экономическая практика
и практика менеджмента дает возможность
осмыслить и закрепить теоретические
знания, полученные по специальным дисциплинам
учебной программы.
Задачи практики:
- углубление знакомства с задачами и организацией работы подразделений организации для конкретного закрепления знаний, полученных по специальным дисциплинам;
- развитие практических навыков анализа финансово-управленческой деятельности организации;
- развитие практических навыков организационной диагностики;
- развитие навыков проведения прикладной научно-исследовательской работы в пределах задания практики;
- развитие умения работы с офисными компьютерными программами;
- развитие умения оформлять организационно-распорядительную, финансовую, управленческую и кадровую документацию.
Практика является обязательной
составной частью учебного процесса, в
ходе которой студент должен:
- уяснить поставленные настоящей программой вопросы организации, методологии теории и практики менеджмента и экономики;
- систематизировать и закрепить теоретические знания, полученные за время;
- изучить организацию внутрифирменного управления, предпринимательства, маркетинга, стратегической, инновационной и коммерческой деятельности предприятия;
- дать рекомендации по совершенствованию механизма управления предприятием;
- освоить механизмы и методы организации взаимодействия предприятия с субъектами внешней рыночной среды;
- изучить методы ситуационного анализа, стратегического управления и принятия решений в условиях неопределенности и риска.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ
2.1. Место и сроки проведения практики
Экономическая
практика и практика менеджмента
проводится на третьем курсе обучения в течение шести недель. Местом
прохождения практики могут быть различные
предприятия и учреждения, в том числе
государственные и общественные организации.
Место практики
кафедра устанавливает отдельно
каждому студенту. В некоторых
случаях студенты могут быть зачислены
на вакантные должности на время
прохождения и в соответствии
с графиком практики. За студентами, зачисленными на
период практики на штатную оплачиваемую должность, сохраняется
стипендия.
Организации,
выбранные в качестве баз для
производственной практики студентов
по специальности "Менеджмент организации",
должны удовлетворять следующим
требованиям:
- иметь достаточно высокий уровень экономических показателей, а также обладать системой эффективной организации и управления в целом;
- обеспечивать возможности комплексного ознакомления студентов-практикантов со всем перечнем вопросов индивидуального задания;
- создавать предпосылки для прохождения практики, как отдельными студентами, так и группами по 2–5 чел.;
- иметь возможность назначать руководителя практики от данной организации, обладающего соответствующей профессиональной и педагогической подготовкой для работы со студентами–практикантами.
2.2. Руководство практикой
Для организации
практики распоряжением заведующего
кафедрой «Маркетинг и менеджмент»
для каждой академической студенческой
группы из числа преподавателей кафедры
назначается руководитель практики
от университета.
Руководитель практики
от университета:
- выдает студентам, получившим допуск к практике, индивидуальные задания и методические материалы по практике и проводит инструктаж группы по вопросам организационно-методического обеспечения практики;
- в ходе практики дает индивидуальные консультации студентам-практикантам, а также проводит плановые групповые занятия для проработки выполнения отдельных разделов индивидуальных заданий по практике и их контроля;
- по завершении практики осуществляет проверку собранных материалов и консультирует по вопросам подготовки отчета по практике;
- принимает участие в работе комиссии по приему отчетов по практике;
- представляет заведующему кафедрой «Маркетинг и менеджмент» письменный отчет о результатах практики вместе с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки студентов.
Для обеспечения
прохождения практики студента руководством
организации из числа наиболее квалифицированных
сотрудников назначается руководитель
практики от организации.
Руководитель
практики от организации:
- подготавливает письмо руководителя принимающей организации о прохождении студентами-практикантами экономической и практики менеджмента (см. приложение А);
- обеспечивает планирование и организацию проведения практики студентов-менеджеров в соответствии с программой практики и индивидуальными заданиями практикантов;
- проводит обязательный вводный инструктаж студентов-практикантов;
- прикрепляет к студентам-практикантам квалифицированных наставников для контроля их работы в соответствующих структурных подразделениях организации, предусмотренных индивидуальным заданием;
- создает необходимые предпосылки и условия для сбора материала студентами-практикантами и выполнения ими заданий, требующими отработки соответствующих навыков и практических умений;
- контролирует соблюдение согласованных сроков проведения практики, а также повседневный ход практики;
- содействует проведению студентами-практикантами НИР по вопросам менеджмента, рекомендованным руководителем практики от кафедры «Маркетинг и менеджмент»;
- контролирует соблюдение студентами-практикантами правил внутреннего трудового распорядка принимающей организации;
- решает все спорные вопросы, связанные с выполнением студентами-практикантами индивидуальных заданий;
- подготавливает отзыв на отчет по практике и производственную характеристику на студента-практиканта по итогам практики;
- дает предложения заведующему кафедрой «Маркетинг и менеджмент» по совершенствованию организации производственной практики студентов-менеджеров по специальности «Менеджмент организации».
2.3. Права и обязанности студента-практиканта
При
прохождении практики студенты имеют
право:
- получать необходимую информацию для выполнения задания на практику;
- пользоваться библиотекой предприятия и, с разрешения главных специалистов и руководителей подразделений, информационными фондами и техническими архивами предприятия;
- получать компетентную консультацию специалистов предприятия по вопросам, предусмотренным заданием на практику;
- с разрешения руководителя практики от предприятия и руководителя подразделения пользоваться вычислительной и оргтехникой для обработки информации, связанной с выполнением задания по практике;
- пользоваться услугами подразделений непроизводственной инфраструктуры предприятия (столовой, буфетом, спортсооружениями и т. п.).
При прохождении практики
студент-практикант обязан:
- надлежащим образом подготовиться: изучить соответствующие методические материалы, выбрать место практики, получить допуск к практике и проработать с руководителем практики от кафедры «Маркетинг и менеджмент» все предполагаемые задачи;
- пройти вводный инструктаж руководителя практики от кафедры и принимающей организации;
- полностью выполнить индивидуальное задание по практике, выданное руководителем практики от кафедры «Маркетинг и менеджмент»;
- в случае оформления на рабочее место нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками принимающей организации;
- в течение всего периода практики вести дневник практики (см. рис. 1), в котором ежедневно записывается место, время и характер выполненной работы, а также вести соответствующие рабочие записи для сбора материала;
ДНЕВНИК
экономической
практики и практики менеджмента
студента
группы Ком- ______
Дата |
Содержание работы |
Замечания руководителя
по экономической практике и практике менеджмента |
|
|
|
Рисунок 1 –
Образец оформления дневника экономической
практики
- выполнять действующие в принимающей организации правила внутреннего распорядка, положения о структурных подразделениях и должностные инструкции;
- показывать персоналу принимающей организации пример высокой организационной культуры, укрепляющей деловой имидж Южно-Уральского государственного университета и кафедры «Маркетинг и менеджмент»;
- регулярно, в соответствии с индивидуальным заданием, являться на кафедру для консультаций с руководителем практики;
- по окончании срока практики представить руководителю практики от кафедры «Маркетинг и менеджмент» материалы, свидетельствующие о выполнении индивидуального задания: письменный отчет (см. приложение Б), дневник практики и отзыв от предприятия с оценкой;
- в случае замечаний руководителя к содержанию отчета, доработать отчет с учетом замечаний и предложений руководителя практики от кафедры «Маркетинг и менеджмент» и защитить отчет по практике перед комиссей.