Особенности организации корпоративных структур типа холдинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 00:04, курсовая работа

Краткое описание

Переход России к рыночной экономике и развитие процесса концентрации капитала на рубеже 80-90-х годов прошлого столетия повлекли за собой изменения в организации и управлении промышленных предприятий. Вынужденные адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним условиям и ужесточению конкурентной борьбы многие из российских предприятий пошли по пути создания корпораций и холдингов. Этот процесс значительно активизировался в начале XXI в., когда экономика России вступила в фазу устойчивого роста и у многих успешно развивающихся компаний возникла настоятельная потребность в притоке капитала.
Первое упоминание (но не определение) о холдинге в российском законодательстве появилось в Законе РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 3 июля 1991 г.

Оглавление

Введение 3
1. Правовой статус и понятие холдинга 4
2. Признаки холдинга и отличие его от других объединений 8
3. Особенности управления холдинговыми структурами 15
4. Основы организации холдинговых объединений 18
Заключение 24
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Andreev_K_A_Kursovaya_rabota_Upravlenie_korporats.docx

— 47.79 Кб (Скачать)

 

 

 

Минский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

 

 

 

Минский филиал

МЭСИ

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Управление корпорациями»

 

Тема: Особенности организации корпоративных структур типа холдинг


 

 

 

Студент

Андреев К.А № 8, ЭБ-12-МГ-12/1

     

 

 

25.05.2014г

 

Ф.И.О № варианта, группа

 

Подпись

 

Дата

Руководитель

Спринчак А.И

       
 

Ф.И.О

 

Подпись

 

Дата

Зарегистрировано на кафедре

         
 

Ф.И.О

 

Подпись

 

Дата




 

Минск2014


 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

Введение

 

Переход России к рыночной экономике и развитие процесса концентрации капитала на рубеже 80-90-х годов прошлого столетия повлекли за собой изменения в организации и управлении промышленных предприятий. Вынужденные адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним условиям и ужесточению конкурентной борьбы многие из российских предприятий пошли по пути создания корпораций и холдингов. Этот процесс значительно активизировался в начале XXI в., когда экономика России вступила в фазу устойчивого роста и у многих успешно развивающихся компаний возникла настоятельная потребность в притоке капитала.

Первое упоминание (но не определение) о холдинге в российском законодательстве появилось в Законе РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 3 июля 1991 г.

Определение холдингов и правила их создания впервые были сформулированы во Временном положении о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества (утверждено Указом Президента РФ №1392 от 16 ноября 1992 г. «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий»).

Целью работы является рассмотрение особенностей организации корпоративных структур типа холдинг.

В работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть правовой  статус и понятие холдинга;

- рассмотреть характерные  признаки холдинговых структур;

- рассмотреть особенности  управления холдинговыми структурами.

 

1. Правовой статус и понятие холдинга

 

Понятиям «холдинг» и «холдинговая компания» в российском законодательстве уделено мало внимания. В Гражданском кодексе РФ такой институт отсутствует. Впервые термин «холдинговая компания» появился в Законе РСФСР от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации». В п. 4 ст. 8 данного закона говорилось: «На основе предприятий, входящих в объединение (ассоциацию, концерн) или находящихся в ведении органов государственного управления и местной администрации, с согласия Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур для содействия кооперации предприятий-смежников могут быть созданы холдинговые компании. Не допускается создание холдинговых компаний, приводящее к монополизации производства тех или иных видов продукции (работ), оказания услуг».

При этом определения холдинговой компании не давалось. Определение холдинговой компании можно найти только во Временном положении о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденном Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. №1392.1

В указанном Временном положении о холдинговых компаниях дается следующее определение холдинговой компании (п. 1.1.): «Холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав актива которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. На основании этих контрольных пакетов холдинговая компания влияет на вынесение этими предприятиями своих решений».

Отсутствие четкого законодательного определения понятий холдинга и холдинговой компании обусловило то, что и в юридической литературе существует различное понимание данных понятий.

Так, В.Н. Петухов считает холдингом сложную хозяйственную структуру типа корпорации. Подобное определение, однако, является довольно-таки неопределенным и поэтому не может быть принято в качестве научного определения понятия холдинга. 2

В.А. Лаптев рассматривает холдинг как совокупность взаимосвязанных участников (хозяйствующих субъектов), осуществляющих совместную деятельность. Причем В.А. Лаптев фактически различает понятия «холдинг» и «холдинговая компания», когда говорит о том, что «в холдингах... функции по приобретению прав и обязанностей от имени холдинга (участников холдинга) осуществляет холдинговая компания, действующая в интересах участников холдинга на основании договора о создании холдинга». 3

Нелишне будет привести и определение, данное в Российском энциклопедическом словаре: «Холдинг компания (англ. holding – владеющий) – акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций других компаний с целью установления контроля над ними». 4

Таким образом, можно выделить два подхода к пониманию того, что такое холдинг. Во-первых, под холдингом можно понимать некоторую совокупность определенным образом связанных между собой юридических лиц – субъектов предпринимательской деятельности. Этот подход реализован законодателем в понятии холдинга, предложенном в проекте Федерального закона «О холдингах» и в Федеральном законе от 19 июня 2001 г. №82-ФЗ, в концепции холдинга в широком смысле, отстаиваемой И.С. Шиткиной и Томасом Келлером, в понятии холдинга, даваемом В.А. Лаптевым.5

Во-вторых, под холдингом можно понимать компанию, способную определять решения дочерних и зависимых обществ. Второй подход реализуется в определениях холдинговой компании, даваемых в энциклопедических изданиях как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах, в концепции холдинга в узком смысле, предложенной Томасом Келлером и И.С. Шиткиной, в понимании холдинговой компании В.А. Лаптевым, в понятии «головной компании», содержащемся в проекте Федерального закона «О холдингах».

Как предпринимательское объединение, представляющее собой производственно-хозяйственный комплекс, холдинг отвечает следующим условиям:

1) это объединение может  выступать в гражданском обороте  в качестве единого субъекта;

2) его участниками являются  хозяйственные общества – самостоятельные  субъекты гражданско-правовых отношений (акционерные общества, общества  с ограниченной ответственностью);

3) одно из хозяйственных  обществ – участников объединения  определяет решения, принимаемые  другими хозяйственными обществами  – участниками этого же объединения;

4) объединение проводит  единую политику (инвестиционную  технологическую, производственно-хозяйственную, финансовую или научно-техническую) в сфере гражданского оборота. 6

Таким образом, холдинг является полноправным предпринимательским объединением – субъектом предпринимательского права.

 

2. Признаки холдинга и отличие его от других объединений

 

Для лучшего уяснения понятия холдинга следует рассмотреть его специфические признаки, отличающие холдинг от иных предпринимательских объединений.

Прежде всего, следует отметить, что холдинговое объединение выступает в хозяйственном обороте в качестве единого субъекта. Это обусловлено тем, что холдинг представляет собой организационно оформленное предпринимательское объединение, характеризующееся наличием устойчивых внутренних отношений контроля и зависимости между головной компанией и другими участниками холдинга.

Из содержания понятия холдинга, рассмотренного выше, вытекает, что его структуру составляют, во-первых, головное хозяйственное общество, которое имеет возможность определять решения, принимаемые другими участниками холдинга, и, во-вторых, зависимые или дочерние хозяйственные общества.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с последующими измененимями и дополнениями) общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество (товарищество) в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Аналогичное (точнее, идентичное) положение содержится и в Федеральном законе от 8 февраля 1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (п. 2 ст. 6).7

Таким образом, законодатель фактически признает, что по отношению к головному (основному) хозяйственному обществу холдинга остальные его участники должны считаться дочерними. Отношения между основным и дочерним либо зависимым обществом в холдинге носят экономико-правовой характер, связанный, как правило, с владением основным обществом достаточно значительной долей уставного капитала дочернего или зависимого общества.

Головное хозяйственное общество оказывает существенное влияние на решения, принимаемые иными участниками холдинга. Такое влияние может оказываться различными способами.

Во-первых, путем наличия преобладающего участия в уставном капитале. Определяющее влияние головного общества может выражаться в распределении функциональных обязанностей между структурами холдинга, где головное общество, наряду с владением контрольными пакетами акций других участников холдинга, ведет также самостоятельную производственную и (или) коммерческую деятельность. Головное общество, как правило, организует финансовые потоки, осуществляет планирование, правовое, кадровое, информационное обеспечение дочерних или зависимых обществ, ведет консолидированный бухгалтерский учет, статистическую отчетность, организует изучение рынка сбыта и проводит сбыт продукции иных участников холдинга.

Для холдинговых объединений характерно, что хозяйственные общества – участники холдинга, будучи экономически и организационно зависимы от головной компании, обладают в то же время имущественной обособленностью и юридической самостоятельностью. Каждый из участников холдинга является полноправным субъектом гражданско-правовых отношений (т.е. юридическим лицом).

К особенностям холдингов следует отнести тот факт, что холдинговое объединение проводит единую политику – инвестиционную, технологическую, производственно-хозяйственную, финансовую или научно-техническую – в сфере гражданского оборота.

Создание холдинга способствует кооперации обществ, входящих в холдинг, и проведению согласованной политики. Согласованность действий участников холдинга на рынке позволяет увеличить его прибыль и снизить их потери. Необходимое единство проводимой холдингом инвестиционной, технологической и иной политики достигается путем: согласованного формирования и корректировки целей в режимах функционирования и развития; согласованного ведения учета (в холдинговой структуре возможна типизация и стандартизация большинства процедур: документооборота, управления персоналом и проч.); согласованной выработки управленческих решений в случае, если собрание акционеров не удовлетворено текущим развитием холдинга (т.е. на основе имеющихся отчетов о хозяйственной деятельности и анализа причин отклонений от желаемого результата принимать решения об управляющих воздействиях); согласованного управления развитием.

В результате создания холдинга образуется единый финансовый «котел», из которого можно перераспределять капитал, руководствуясь различными соображениями: или поддерживая бедствующие в данный момент хозяйственные общества, или же усиливая приоритетные направления, чтобы обеспечить всему холдингу сверхприбыли.

Важным инструментом, обеспечивающим единство политики холдинга, является долевое участие головного общества в капитале других юридически самостоятельных хозяйственных обществ – участников холдинга.

Инвестиционная политика и политика долевого участия являются частями единой политики. Важно, что при принятии решений о долевом участии внешние финансовые инвестиции не ведут ресурсную конкуренцию с внутренними реальными инвестициями, ориентированными на производство. Задачей политики долевого участия головного общества является в первую очередь образование, сохранение и расширение холдинга в соответствии с поставленной целью. В частности, в рамках развития холдинга, структуры участия приспосабливаются к изменениям и развитию внешней ситуации путем инвестиций и дезинвестиций в сфере финансового приложения, включая их интеграцию в объединение холдинга или дезинтеграцию из него.

Если головная компания холдинга имеет решающее участие в капитале других хозяйственных обществ – участников холдинга, то такой холдинг считается холдингом долевого участия, причем между холдинговой (головной) компанией и ее обществом с долевым участием возникают вертикальные финансовые, правовые и, при некоторых условиях, директивно-правовые или управленческо-организационные отношения, а также отношения услуг. Долевое участие головной компании в других юридически самостоятельных предприятиях – участниках холдинга в смысле владения долевым имуществом является специфическим признаком холдинга такого вида. 8

Информация о работе Особенности организации корпоративных структур типа холдинг