Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:17, реферат
В нашей стране на протяжении долгих лет при назначении на должность профессионализм и компетентность уступали идеологическим мотивам.
На современном этапе набор и отбор персонала является приоритетной задачей. В настоящее время разработано много надежных и эффективных систем набора и отбора кадров.
Введение……………………………………………………………….3
Привлечение персонала……………………………………………...4
Источники привлечения персонала…………………………………4
Методы набора кадров………………………………………………6
Отбор персонала……………………………………………………...8
Особенности профессионального отбора на государственную службу России………………………………………………………………….9
Основные этапы построения системы отбора кадров на государственную службу………………………………………...10
Принципы и критерии отбора персонала на государственную службу существую следующие виды принципов отбора на государственную службу………………………………………….12
5.Структура и содержание основных критериев отбора персонала на государственную службу………………………………………………...13
6.Вывод…………………………………………………………………..20
7.Литература…………………………………………………………….21
Отбор персонала необходимо отличать от подбора персонала. В процессе отбора происходит поиск людей на определенные должности с учетом установленных требований социального института, видов деятельности. При подборе - осуществляется поиск, идентификация требований различных должностей, видов деятельности под известные возможности человека, накопленный им профессиональный опыт, стаж и способности.
Работники отделов кадров анализируют эффективность отбора, используя расчетный коэффициент, так называемый коэффициент отбора, который определяется следующим образом:
Число отобранных лиц
Котб =
Число претендентов
Для разных профессий величина коэффициента
отбора разная: менеджеры
-около /4, профессионально-технические
работники - 1/1, клерки - около /4, квалифицированные
рабочие - около 1/1, чернорабочие -почти
1/2. Если коэффициент отбора близок к 1/1,
то процесс отбора короток и прост. При
его величине 1/2 отбор становится трудным,
но, с другой стороны, чем он ниже,тем разборчивее
может вести себя организация. Меньший
коэффициент означает, что организация
наймет на работу соответствующих ее критериям
работников.
8
Особенности профессионального отбора на государственную службу в России.
На современном этапе развития экономики требования к кадрам управления неизмеримо возрастают.Отбор работников, отвечающих по своим профессиональным, деловым и личностным качествам, требованиям организации, требует комплексного подхода.
Комплексный подход к поиску и отбору
персонала на государственную службу
состоит, по меньшей мере, из семи основных
задач: определение потребности
в персонале с учетом основных
целей организации; получение точной
информации о том, какие требования
к работнику предъявляет
Подбор и расстановка кадров решают две взаимосвязанные задачи: назначение на должность наиболее подходящих работников и нахождение для каждого из них наиболее соответствующей его данным сферы трудовой деятельности.
Отбор персонала на государственную службу представляет собой систему мероприятий, способствующих формированию такого состав государственных служащих, количественные и качественные характеристики которого отвечали бы целям и задачам государственной службы.
В процессе отбора людей на государственную
службу решаются задачи комплектования
персоналом органа государственной
власти, государственных должностей,
исходя из наиболее общих требований
к человеку как носителю определенных
социальных качеств, учитывая также
состояние здоровья будущего работника,
возраст, уровень образования, гражданство,
стаж работы и др.
Отбор способствует успеху поиска специалистов,
пригодных к государственной службе как
социальному институту.
Составной частью отбора граждан на государственную службу является профессиональный отбор. Это более тонкая, по сравнению с отбором, процедура идентификации характеристик человека и требований государственной должности. Критерии профессионального отбора
9
обусловлены той предметной областью, которая составляет содержание функционала должности. Именно в ходе профессионального отбора человек подбирается на должность по критериям профессиональной подготовленности и опыта, уровня и профиля образования.
Важным элементом
При профессиональном отборе приоритет отдается интересам организации, и идет поиск человека под профессионально квалификационные требования должности.
Планирование процесса отбора. Процесс отбора следует тщательно планировать.
Специалисты, принимающие участие
в отборе, должны так спланировать
свою работу, чтобы выделить достаточно
времени на каждого кандидата.
Времени должно быть достаточно для того,
чтобы внимательно ознакомиться со всей
предоставленной информацией о кандидате.
Определение потребности в персонале. Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда поиск и отбор персонала заранее не планируются и осуществляются лишь в тот момент, когда руководитель сталкивается с необходимостью заполнения тех или иных вакансий. В таких случаях трудно избежать распространенных ошибок.При планировании процесса отбора следует учитывать как количественную, так и качественную потребность в кадрах.Количественная потребность в кадрах - это потребность в определенном числе работников разных специальностей.
Для определения количественной потребности в персонале используют следующие подходы: учет времени, необходимого для выполнения работ; расчет численности персонала на основе данных о трудоемкости рабочего процесса; расчет по нормам обслуживания; расчет по рабочим местам и нормативам численности; статистические методы; простая экспертная оценка и расширенная экспертная оценка.
10
Качественная потребность в кадрах - это потребность в работниках определенных специальностей необходимого уровня квалификации.
Для определения качественной потребности
в персонале используют различные
подходы. Среди них можно выделить
следующие: профессионально
При определении потребности в персонале, приходится также учитывать предполагаемое плановое (переводы, командировки, учеба) и естественное выбытие работников (по болезни, декретные отпуска, увольнение по собственному желанию).
Требования к должности. На основании
предшествующего анализа
Требования к работнику - формирование профессиональных требований должно основываться на изучении специфических особенностей содержания работы по соответствующей должности; определении ее сложности, требуемого уровня специальной подготовки работника, необходимого производственного опыта.
Помимо названных
Личные качества характеризуют: способности;
черты характера; социально обусловленные
свойства (моральные качества, отношение
к труду, подчиненным и коллегам);
квалификационную подготовленность; индивидуальные
особенности
При разработке требований целесообразно
использовать разного рода нормативные
документы, рекомендации социологов, психологов,
физиологов, проведение специальных
исследований. Для определения требований
к знаниям, навыкам, уровню специальной
подготовки нормативным документом
служит
11
"Квалификационный справочник
должностей руководителей,
Организационно-правовые принципы отбора
персонала на государственную службу.
Отбор и профессиональный отбор
персонала на государственную службу
как система мероприятий
Российской Федерации. Это следующие принципы:
• Принцип гарантии государством равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
• Принцип запрещения любых форм ограничения
прав граждан по признакам социальной,
расовой, национальной, языковой или религиозной
принадлежности.
1. Принцип равных прав и свобод, а также
равных возможностей их реализации для
мужчины и женщины.
2. Принцип равного права граждан Российской
Федерации участвовать в управлении делами
государства как непосредственно, так
и через своих представителей.
3. Принцип равного права свободно распоряжаться
своими способностями к труду, выбирать
род деятельности и профессии.
4. Принцип равного доступа к государственной
службе всех граждан Российской Федерации.
Принцип равного доступа граждан
к государственной службе в соответствии
со способностями и
12
Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих, по сути устанавливает важнейшие требования к профессиональному отбору государственных служащих на государственные должности. В этом принципе соединены две важные характеристики человека - профессионализм и компетентность. Профессионализм означает высокую степень овладения человеком профессиональными знаниями, умениями, навыками, наличие у него профессионального психологического опыта.
При отборе граждан на государственную службу важно учитывать принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе. Применительно к практике отбора это означает, что должны быть установлены единые правила приема на государственную службу, единые критерии оценки при проведении конкурсов, единые требования квалификационного экзамена по специализациям государственных должностей и др. Из этого принципа вытекает единство критериев, а также ограничений, устанавливаемых при приеме и нахождении граждан на государственной службе.
Структура и содержание основных критериев отбора персонала на государственную службу.
Отбор граждан на государственную
службу осуществляется с учетом ряда
критериев.С определенной долей условности
их можно разделить на формальные, социальные
и профессионально - квалификационные.
К формальным критериям отбора относятся
требования к перечню документов, которые
гражданин представляет при поступлении
на государственную службу.
Они установлены законом "Об основах
государственной службы Российской
Федерации". Это, как правило: личное
заявление; документ, удостоверяющий личность;
трудовая книжка; документы, подтверждающие
профессиональное образование; справка
из органов государственной налоговой
службы о представлении сведений об имущественном
положении.
К формальным критериям отбора относятся и ограничения, связанные с государственной службой. Ст. 11 Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" определяет перечень таких ограничений, согласно которых государственный служащий не вправе:
- заниматься другой
13
- быть депутатом
- заниматься
1. состоять членом органа управления коммерческой
организацией, если иное не предусмотрено
федеральным законом или если в порядке,
установленном федеральным законом и
законами субъектов Российской Федерации,
ему не поручено участвовать в управлении
этой организацией;
2. быть поверенным или представителем
по делам третьих лиц в государственном
органе, в котором он состоит на государственной
службе, а также в том органе, который непосредственно
подчинен или непосредственно подконтролен
ему;
Информация о работе Особенности набора и отбора персонала для работы на государственную службу