Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:28, курс лекций
1. Социофакторы и этика менеджмента.
2.Понятие юридической и социальной ответственности организации. Аргументы в пользу социальной ответственности бизнеса и против нее. Социальная ответственность на практике. Смысл «железного закона» социальной ответственности.
3. Этика в современном управлении. Обучение этичному поведению.
4. Роль и место принятия решений в процессе управления. Сущность, свойства и классификация управленческих решений. Методы разработки, принятия и оптимизации управленческих решений. Модели принятия решений. Условия и факторы качества управленческих решений. Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска. Показатели риска и методы его оценки. Система управления риском и финансовыми отношениями - риск-менеджмент. Влияние индивидуальных особенностей и поведение руководителей в ситуациях риска. Особенности оценки эффективности управленческих решений. Контроль исполнения управленческих решений и система ответственности.
5. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации: теория ожидания, теория постановки целей, теория равенства, концепция партисипативного управления.
Синтезируя множество направлений научного поиска, Д.М.Гвишиани выделил в эволюции управленческой мысли пять школ управления:
Классическая (традиционная) школа. Ее родоначальником считается Ф.Тейлор, а последователями - Г.Форд, А.Файоль, М.Вебер, Г.Эмерсон, Л.Гьюдик, Дж.Муни и др. Школа рассматривает организацию как закрытую систему, которая никак не связана с внешней средой.
Школа "человеческих отношений". Наиболее яркими представителями этой школы являются Э.Мэйо, М.Фоллет, А.Маслоу, Ф.Герцберг, Р.Лайкерт, К.Арджирис, Д.Макгрегор и др. Основное внимание школа уделяла мотивам поведения людей, роли неформальных организаций, изучению природы конфликтов и сотрудничества, анализу групповой динамики и лидерства.
"Эмпирическая"
школа. Представители этой
Школа "социальных систем". Видными представителями этой школы являются Ч.Барнард, Г.Саймонс, И.Ансофф и др. Школа рассматривает организацию как единую, целостную систему, что подразумевает системный подход к ее изучению. Основные элементы, составляющие систему, и воздействующие на них постоянные и переменные факторы рассматриваются как оказывающие влияние друг на друга и на систему в целом, включая возможность изменения целевых установок, адаптационные преобразования, обеспечения динамического равновесия, приспособления и интеграции.
"Новая
школа науки управления". В
школу вошли несколько
На
современном этапе развития управленческой
мысли идет поиск более совершенной
модели управления, направленной на повышение
адаптивных возможностей организации
и приспособление к быстро меняющимся
условиям внешней среды. Одним из
перспективных направлений
Продолжает оставаться популярной и далеко не исчерпавшей своих возможностей концепция "7-S", предложенная Т.Питерсом и Р.Уотерменом в книге "В поисках эффективного управления". Она является продолжением и развитием системного подхода в управлении. Авторы обследовали 62 крупные американские корпорации, которые по самым строгим критериям были отнесены к передовым, и пришли к утешительному для себя выводу: за образцами эффективного управления совсем не обязательно ехать в Японию, они есть и в Америке. По их мнению, выявление общих для них всех черт и признаков даст в совокупности искомую модель эффективного управления. Лучшие американские компании, как выяснилось, обладают следующими характерными чертами:
ориентация на энергичное и быстрое действие;
постоянный контакт с потребителем;
предоставление людям определенной автономии, поощрение их предприимчивости;
рассмотрение людей как главного источника повышения производительности труда и эффективности производства;
связь с жизнью, усиленный акцент на одну (или несколько) имеющую ключевое значение ценность данного бизнеса;
ограничение своей деятельности лишь тем, что знаешь и умеешь лучше всего;
простота форм управления, немногочисленность управленческого штата;
одновременное
сочетание в управлении свободы
в одном и жесткости в другом.
В
предложенной авторами модели отчетливо
просматривается не только принцип
системности, но и адаптивности. Это
заложено как в стратегических ценностных
установках, так и в гибкой организационной
структуре, способной чрезвычайно
изобретательно и адекватно реагировать
на любые изменения в окружающей
среде. Принцип "мягкое - жестко" заложен
в организационной структуре, состоящей
из семи взаимосвязанных переменных управленческих
блоков (7-S) - structure (структура), strategy (стратегия),
systems (системы и процедуры социальной технологии),
shared values (совместные, то есть разделяемые
всеми ценностные установки, культура),
skills (сумма навыков и умений), style (стиль
руководства), staff (состав работников).
Все блоки сбалансированы и гармонизированы
в качественном и количественном отношении.
Перемены в одном из них требуют соответствующих
изменений в других. Основная функция
управления состоит в том, чтобы своевременно
выявить необходимость перемен и должным
образом их осуществить.
В
условиях динамично происходящих и
зачастую малопредсказуемых перемен особенно
важным является ситуационный подход
к управлению. Его суть состоит в том, что
в зависимости от реально сложившейся
ситуации управленческие технологии реализуются
по-разному. Специфика и уровень эффективности
управления в данном случае определяется
тем, насколько правильно оценена ситуация,
правильно ли выбрана "домашняя заготовка"
для решения возникшей задачи, правильно
ли выбрана совокупность управленческих
приемов и методов с учетом всех положительных
и отрицательных факторов. Ситуационный
подход, хотя и ориентируется на конкретную
ситуацию, обусловленную набором обстоятельств,
влияющих на организацию в данное конкретное
время, опирается на практическое применение
теории систем, поскольку должен принимать
в расчет всю гамму внутренних и внешних
переменных факторов. К ситуационному
управлению вплотную примыкает разработанный
финскими специалистами модель управления
по результатам, изложенная в книге "Управление
по результатам".
События,
происходящие в экономической и
общественной жизни, часто предстают
перед руководителями, не говоря уже
о рядовых работниках, как непонятные,
неконтролируемые и непредсказуемые.
Управленческие кризисы за последнее
время возникают значительно
чаще и их последствия оказываются
гораздо более пагубными, чем
это можно было бы ожидать. Всё
это потребовало внесения определенных
корректив в теорию и практику управления.
За последние годы сформировалось и развивается
новое направление научного поиска, опирающееся
на "теорию хаоса", на синергетическое
знание. Ориентация на это направление
- одна из важнейших тенденций развития
современной управленческой мысли. И многие
руководители уже начали понимать, что
социальные и экономические процессы
далеко не всегда идут по линейному, строго
прогнозируемому пути. Также далеко не
всегда, особенно в начале процесса, можно
сопоставить значимость фактора воздействия
на систему, степень его влияния и масштабы
возможных последствий.
По
"теории хаоса", некоторые даже
мельчайшие изменения могут привести
к радикальным изменениям в состоянии
и качественной трансформации системы.
Задача управленца состоит в том,
чтобы "вычислять" такие изменения-"возмутители"
и находить приемлемый способ направлять
развитие процесса в нужное русло. Таких
"возмутителей" может быть несколько
и составлять определенный спектр. Изменения
во внешней среде и в системе неизбежно
приводят к изменению спектра этих "возмутителей"
и соответственно к изменению степени
потенциала влияния каждого из них и возможных
путей движения системы в будущее. Прогнозирование
поведения сложных систем в нелинейных
процессах носит не абсолютный, а вероятностный
характер. Тем не менее правильно выбранное
направление прогнозирования может существенно
снизить риск ошибки при принятии управленческого
решения. А цена ошибки при управлении
сложными системами, как правило, очень
высока.
Помимо
уже упомянутых, можно назвать
следующие важные тенденции развития
управления на современном этапе: формирование
способности организации к
Вклад научных школ в методологию управления.
Информация
о наличии организационных
Понятия о систематизированном управлении организацией стали формироваться в середине ХIХ века. Основной силой, сформировавшей интерес к научному управлению, была промышленная революция. Успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях, таких как инженерные науки, психология, социология, математика и др. По мере того, как развивались эти области знаний, теоретики и практики управления узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Руководители организаций, предприниматели, ученые стали глубже осознавать влияние сил внешних по отношению к организации. Специальные исследования позволили разработать новые подходы в управлении. Подходами в данном случае можно назвать группы методов управления, объединенных общей идеей, гипотезой.
К настоящему времени известны
четыре основных подхода,
1. Подход с позиций выделения различных школ рассматривает управление с четырех разных точек зрения. Это школы: а) научного управления; б) административного управления; в) человеческих отношений и науки о поведении; г) науки управления или количественных методов.
2.
Процессный подход
3.
В системном подходе
4.
Ситуационный подход
Дополняя друг друга, эти подходы и формируют современные науку и практику управления. Вместе с тем следует учитывать, что не существует никаких универсально применяемых приемов или принципов, которые бы гарантировали эффективное управление во всех случаях. Однако уже разработанные подходы и методы могут помочь руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации.Содержание [убрать]
1
1. Подходы к управлению
2 2. Процессный подход в управлении
3
3. Системные принципы в
4
4. Организация как открытая
5 5. Ситуационный подход
6 Литература
7 Ссылки