Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:28, курс лекций
1. Социофакторы и этика менеджмента.
2.Понятие юридической и социальной ответственности организации. Аргументы в пользу социальной ответственности бизнеса и против нее. Социальная ответственность на практике. Смысл «железного закона» социальной ответственности.
3. Этика в современном управлении. Обучение этичному поведению.
4. Роль и место принятия решений в процессе управления. Сущность, свойства и классификация управленческих решений. Методы разработки, принятия и оптимизации управленческих решений. Модели принятия решений. Условия и факторы качества управленческих решений. Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска. Показатели риска и методы его оценки. Система управления риском и финансовыми отношениями - риск-менеджмент. Влияние индивидуальных особенностей и поведение руководителей в ситуациях риска. Особенности оценки эффективности управленческих решений. Контроль исполнения управленческих решений и система ответственности.
5. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации: теория ожидания, теория постановки целей, теория равенства, концепция партисипативного управления.
Вторая
управленческая революция носит
светско-административный характер и
связывается с именем вавилонского правителя
Хаммурапи (1792 - 1750гг. до н.э.). При нем был
создан знаменитый кодекс Хаммурапи, содержавший
285 законов, которые позволяли выстроить
эффективную систему управления обширными
владениями и регулировать отношения
между социальными группами населения,
опираясь не на личный произвол и размытые
племенные традиции, а на сформулированные
в письменной форме правовые нормы. Хаммурапи
ввел новый лидерский стиль, который в
отличие от предыдущих правителей наглядно
демонстрировал его стремление быть заботливым
"отцом" и защитником своих подданных,
формируя тем самым определенную атмосферу
и мотивацию поведения.
Третья
управленческая революция носит
поизводственно-строительный характер
и связывается с именем царя Навуходоноссора
II (605 - 562гг. до н.э.), который был автором
проектов Вавилонской башни и висячих
садов, системы производственного контроля
на текстильных фабриках и зернохранилищах.
По мнению А.И.Кравченко, третью революцию
в менеджменте характеризует применение
методов управления в производстве строительных
работ и разработке технически сложных
проектов, эффективных методов управления
и контроля качества продукции. В Древнем
Риме она дала систему территориального
управления Диоклетиана (243-316гг. н.э.) и
административную иерархию Римской католической
церкви, которая и сейчас считается наиболее
совершенной формальной организацией
западного мира.
Четвертая
управленческая революция по времени
совпала с промышленной революцией
XVII-XIX веков и по существу стала
её результатом. Переход от мануфактуры
(ручного производства) к фабричному
(крупному машинному) производству ознаменовал
резкое разделение труда с закреплением
за работниками и
Пятая
управленческая революция называется
менеджерской и по временному интервалу
ложится почти целиком на двадцатое
столетие. Сущность качественного изменения
состоит в том, что менеджеры,
заняв ключевые позиции в управлении
производством, принципиальным образом
потеснили собственников
Чтобы
лучше понять эволюцию управленческой
мысли и её внутренние пружины, следует
различать государственное
Во
многих случаях развитие государственного
управления шло бок о бок с
осмыслением практики управления военными,
религиозными, строительными, хозяйственными
процессами. Впечатляющие исторические
памятники архитектуры, в частности, Египетские
пирамиды, Колизей (Италия), Парфенон (Греция),
Карфаген (Тунис), Великая Китайская стена,
Теотиуакан (Мексика), Борободур (Индонезия),
Тадж-Махал (Индия), Альгамбра (Испания),
Виндзорский замок (Англия), Версаль (Франция),
Московский Кремль (Россия), Петродворец
(Россия) и многие другие, красноречиво
свидетельствуют об управленческом гении
наших предков. Однако управление как
наука, как стройная система знаний и умений
начало предметно формироваться в XIX веке,
а его расцвет приходится на двадцатое
столетие в связи с окончательным выделением
управленцев (менеджеров) в самостоятельный
социальный слой и превращения его по
существу в господствующий класс.
Родоначальником
новой науки, которая в соответствии
с американским произношением часто
называется менеджментом, является Ф.Тейлор
(1856-1915). В опубликованных им книгах "Управление
предприятием"(1903) и "Принципы научного
управления"(1911) нашли отражение основные
теоретические положения его системы,
получившей название "тейлоризм".
В основе этой системы лежит использование
наблюдений, замеров, хронометрирования
и анализа операций ручного труда с целью
исключить нерациональные движения и
выработать наиболее экономную и самую
производительную модель трудовой операции.
Весь трудовой процесс поэлементно подвергнут
жесткой регламентации и контролю. Работники
по существу являются продолжением и придатком
машин. Система позволила повысить производительность
труда в несколько раз.
Примерно
в то же время и в том же ключе
М.Вебер провел анализ деятельности бюрократических
систем и построил модель идеальной бюрократии,
основанную на жестко регламентированных
принципах иерархической структуры. Эта
модель исходит из четкого разделения
труда чиновников, обусловливающего высокий
уровень их профессионализма и компетентности,
иерархичности уровней управления, при
которой каждый нижестоящий уровень контролируется
вышестоящим и подчиняется ему, соответствия
должности и квалификации, наличия взаимоувязанной
системы формально зафиксированных правил
и процедур, обеспечивающих организационную
стройность и скоординированность поведения,
прав и обязанностей чиновников. По мысли
М.Вебера, "идеальная бюрократия"
в сравнении с другими организациями смотрится
так же как машина на фоне немеханического
устройства.
Родоначальником
системного управления организацией ("административная
школа") по праву считается А.Файоль
(1841-1925). Он впервые представил в структурированной
форме деятельность предприятия. Все операции,
которые осуществляются на предприятии,
он свел к шести видам: производственные
(производство конкретных видов продукции,
работ и услуг); финансовые (привлечение
средств и распоряжение ими); коммерческие
(покупка, продажа, обмен); страховые (страхование,
охрана имущества и лиц, гарантирование
стабильности и роста); учетные (бухгалтерия,
калькуляция, учет, статистика); управленческие
(выработка общей программы предприятия,
подбор кадров, координирование усилий,
гармонизация действий). При этом главная
роль отводилась управленческой деятельности.
А.Файоль выделил пять важнейших функций
управления - предвидеть, организовывать,
распоряжаться, координировать и контролировать.
Он также сформулировал свои ставшие знаменитыми
и не утратившими свое значение и по сей
день 14 принципов управления: разделение
труда, власть, дисциплина, единство распорядительства,
единство руководства, подчинение частных
интересов общему, вознаграждение, централизация,
иерархия, порядок, справедливость, постоянство
состава персонала, инициатива, единение
персонала.
В
1920-1930гг. особое внимание специалистов
в области управления привлекли
человеческие отношения, мотивы поведения
работников в процессе производства.
В ходе так называемых Хоторнских экспериментов
Э.Мэйо (1880-1949) и его сотрудники установили,
что на результаты труда рабочих влияют
не только материальные условия, но и в
значительной мере социальные факторы
- общественное признание важности труда
каждого работника, благоприятный климат
в коллективе, забота со стороны руководства,
отсутствие жесткой регламентации производственных
процессов и возможность поддержания
неформальных контактов с коллегами.
Весомый
вклад в развитие концепции "человеческих
отношений" внесли в 1940-1960гг. ученые-бихейвиористы,
разрабатывавшие теорию управления поведением
человека на производстве. Одним из них
был талантливый американский психолог
русского происхождения А.Маслов (Маслоу,
1908-1970), предложивший ставшую классической
теорию мотивации на основе "иерархии
потребностей". Суть его теории состоит
в том, что человек по своей природе имеет
широкий спектр потребностей, которые
он стремится удовлетворить, что и является
мотивом его производственного поведения.
Иерархию потребностей он выстроил в виде
пирамиды, состоящей из пяти слоев. У самого
основания расположилась группа самых
необходимых физиологических потребностей;
затем слой потребностей, обеспечивающих
социальные и страховые гарантии; далее
идут социальные потребности (принадлежность
к общности, поддержка, признание); далее
- потребности в самоутверждении, статусе
и репутации; на самой вершине - потребности
в самовыражении и самореализации. Основная
масса людей мотивируется потребностями
первого и второго уровней; значительно
меньше - потребностями третьего и четвертого
уровней; на самом верху - единицы. Удовлетворенная
потребность перестает быть мотивом поведения,
но при этом может стать импульсом к формированию
потребностей более высокого уровня. В
этой связи руководитель должен так выстраивать
систему мотивации и стимулирования, чтобы
человек не терял интереса к работе и максимально
проявлял свои творческие способности.
В разработку различных коцепций мотивации
внесли свой вклад Ф.Герцберг, Д.Мак-Клеланд,
В.Врум, Дж.Адамс, Э.Лок, Л.Портер и Э.Лоулер.
Особое
место в школе "человеческих отношений"
занимает учение Д.Мак-Грегора (1906-1964) ,
в основе которого лежат теория Х и теория
Y (см. статьи), которые концептуально обосновывают
ставшие классическими соответственно
жесткую и мягкую модели управления (см.
статьи).
Отечественная
школа управления и её представители
также внесли весомый вклад в
развитие общемировой управленческой
мысли. Российская модель управления (см.
специальную статью), основанная на
общинных, артельных и монастырских
методах хозяйствования, на протяжении
веков показывала свою экономическую
состоятельность, позволяя России играть
на мировой арене роль великой
державы. В промышленном отношении
Россия была одной из самых развитых
стран мира, и потому управленческая
наука здесь развивалась теми
же темпами, что и в западных странах.
Показательно то, что российские специалисты
разработали концептуальные и прикладные
основы "тейлоризма" значительно
раньше, чем это сделал Ф.Тейлор.
В 1860-1870гг. ученые Московского высшего
технического училища разработали оригинальную
методику рационализации трудовых движений,
которая была в 1873г. удостоена специальной
медали на Всемирной торговой выставке
в Вене. Методика пользовалась спросом
и активно применялась в английской промышленности.
В начале ХХ в. в Петербургском политехническом
институте читался курс "Организация
заводского хозяйства". В начале 1920-х
годов исследования в области управления
были возобновлены, и в результате были
сформулированы "основные законы научной
организации производства и НОТ". Центром
отечественной школы научной организации
труда стал Центральный институт труда
во главе с талантливым ученым и энтузиастом
А.К.Гастевым. Отечественные ученые в отличие
от западных изучали не только технику,
трудовой процесс, но и рабочего, рассматривая
его творящим субъектом. В исследованиях
определились две основные группы концепций
управления: организационно-технические
и социальные. К первой относились концепции
"организационного управления" А.А.Богданова,
"физиологического оптимума" О.А.Ерманского,
"узкой базы" А.К.Гастева, "производственной
трактовки" Е.Ф.Розмирович. Ко второй
группе - концепцию "организационной
деятельности" П.М.Керженцева, "социальнотрудовую
концепцию управления производством"
Н.А.Витке, "торию административной
емкости" Ф.Р.Дунаевского (См. Веснин
В.Р. Основы менеджмента. - М., 1996.). Одной
из основных разработок Центрального
института труда стала концепция трудовых
установок, содержащая элементы эргономики,
инженерной психологии, организации рабочего
места, теории трудовых движений, самоорганизации
трудового процессе. Рекомендации ЦИТ
в виде плакатов распространялись в производственных
коллективах и вывешивались на видных
местах (см. таблицу).