Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:28, курс лекций
1. Социофакторы и этика менеджмента.
2.Понятие юридической и социальной ответственности организации. Аргументы в пользу социальной ответственности бизнеса и против нее. Социальная ответственность на практике. Смысл «железного закона» социальной ответственности.
3. Этика в современном управлении. Обучение этичному поведению.
4. Роль и место принятия решений в процессе управления. Сущность, свойства и классификация управленческих решений. Методы разработки, принятия и оптимизации управленческих решений. Модели принятия решений. Условия и факторы качества управленческих решений. Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска. Показатели риска и методы его оценки. Система управления риском и финансовыми отношениями - риск-менеджмент. Влияние индивидуальных особенностей и поведение руководителей в ситуациях риска. Особенности оценки эффективности управленческих решений. Контроль исполнения управленческих решений и система ответственности.
5. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации: теория ожидания, теория постановки целей, теория равенства, концепция партисипативного управления.
2)
рутинные функции обработки
3)
функции обмена информацией
Связь теорий управления и менеджмента с другими науками и научными дисциплинами.
Методологические основы менеджмента.
Методология в буквальном значении (логос – наука, знание, и метод – путь, направление познания) есть учение о методах познания. Методологию можно определить как систему, реализующую три функции:
1) получение, создание нового знания;
2) структурирование этого
знания в виде новых понятий,
категорий, законов, гипотез,
3) организация использования
новых знаний в общественной
практической деятельности (обучение,
воспитание, производственная деятельность,
культура и искусство, быт).
Первая
функция реализуется на основе общефилософских
и общенаучных методов и
Общими
основами методологии менеджмента
являются диалектический подход, позволяющий
рассматривать управленческие проблемы
в их постоянной взаимосвязи, движении
и развитии; абстрагирование, принципы:
единства теории и практики, определенности,
конкретности, познаваемости, объективности,
причинности, развития, историзма.
Конкретными основами методологии менеджмента являются:
- экономические науки:
- системный подход, который является
методологией общей теории
- кибернетический подход, являющийся
методологией общей теории управления
(кибернетики) и представляющий собой
исследование системы на основе принципов
кибернетики, в частности с помощью представления
управления как процессов сбора, передачи
и преобразования информации об объекте
управления и внешней среде, выявления
прямых связей (по которым к объекту управления
передается входная командная информация
от управляющей системы) и обратных связей
(по которым к управляющей системе передается
информация о состоянии объекта управления),
изучения процессов управления, рассмотрения
элементов системы как неких «черных ящиков»
(систем, которые в силу своей чрезвычайной
сложности не могут получить конкретного
определения; их поведение изучается путем
выявления логических и статистических
связей, существующих между вводимой и
выводимой информацией, доступной исследователю,
а внутреннее устройство может быть и
неизвестно);
- ситуационный подход. Центральным
моментом ситуационного
- исследование операций – это
методология применения
- прогностика – наука о законах
и способах разработки
- теория принятия решений
- теория организации, которая
отвечает на вопросы: зачем
организации нужны, какими они
бывают и как создаются,
- психология, которая изучает закономерности,
механизмы и факты психической жизни человека:
обучение, тренировка, мотивация, реализация
личности, восприятие окружающего мира,
удовлетворенность работой, оценка действий,
отношение к труду, формы поведения;
- социология, которая изучает общество
как целостный социальный организм; социальные
общности и взаимоотношения между ними;
социальные процессы, социальные организации;
взаимодействие личности и общества; закономерности
социального поведения людей; групповую
динамику; нормы, роли, вопросы
статуса и власти, конфликты, бюрократию,
организационную культуру, социализацию
и др.;
- социальная психология – отрасль психологии,
изучающая закономерности: поведения
человека в социальной организации; взаимоотношений
людей в процессе совместной деятельности;
развития нравственно-психологического
климата в коллективе; возникновения и
развития коллективных и личностных установок,
мотивов, побуждений; возникновения и
разрешения межличностных конфликтов;
лидерства и индивидуального стиля деятельности;
поведения и социально-психологической
адаптации людей в стрессовых ситуациях
и т.д.;
- антропология, которая исследует:
происхождение и эволюцию
- юридическая наука, например, хозяйственное
и финансовое право;
- многие другие.
В
системе методологии
Основными
общими методами проведения исследований
в менеджменте являются: 1) эксперимент;
2) тестирование, анкетирование и
интервьюирование и другие методы получения
экспертной информации; 3) изучение документации
организации; 4) моделирование.
Научную базу менеджмента составляет широкий спектр конкретных методов, разработанных в рамках различных дисциплин, перечисленных выше.
Значение исторического опыта организации систем управления в развитии теории управления.
Эволюция управленческой мысли.
Эволюция
управленческой мысли наиболее ярко
отражается в управленческих моделях,
которые ученые и специалисты
разрабатывали, а затем и реализовывали
на практике, с целью решить назревшие
проблемы, выдвигаемые обществом
и реальными потребностями
Ответы
на вопросы, которые ставит жизнь, составляют
совокупность принципов, подходов, концептуальных
взглядов на то, как решать оперативные,
тактические и стратегические задачи.
Всё это и определяет "плоть"
и "душу" моделей управления, которые
на момент их формирования представляют,
как правило, вершину эволюции управленческой
мысли. При том сами модели не застывают,
а трансформируются и преобразуются
вместе и в соответствии с изменениями,
которые происходят в обществе и
производительном труде. Модель может
неадекватно отражать потребности
- и тогда, реализуясь на практике, она
сдерживает (а то и отбрасывает
назад) экономическое и социальное
развитие. Искусство, ответственность
и предназначение руководителя в
том и состоит, чтобы правильно
учесть, проинтегрировать все важнейшие
факторы и тенденции и принять
на вооружение наиболее эффективную
модель.
С
содержательной точки зрения эволюция
управленческой мысли представляет
собой процесс формирования и
трансформации совокупности взглядов
на систему управления в соответствии
с объективными условиями и потребностями
экономики в течение
Систему
управления можно рассматривать
и как производную (результат), и
как форму проявления общественных
отношений. Если общественные отношения
носят примитивный характер (например,
в доисторический, древний период),
то и управление выражается в зачаточном
или упрощенном виде. По мере того, как
развивались и усложнялись
В
своем развитии управленческая мысль
претерпевала существенные изменения,
что позволяет выделить определенные
этапы. По мнению А.И.Кравченко, на этих
этапах управление изменялось настолько
радикально, что можно говорить об управленческих
революциях. Первую из них он называет
религиозно-коммерческой и связывает
с шумерской и египетской цивилизацией
(примерно 3000 г. до н.э.), когда каста жрецов
превратилась в касту религиозных функционеров-менеджеров.
Этому предшествовала замена священного
обычая приносить человеческие жертвы
на ритуальные жертвы в виде даров - денег,
драгоценностей, продуктов сельскохозяйственного,
домашнего, ремесленного труда. Постепенно
церковь, которая по существу была неотделима
от государства, стала контролировать
огромное имущество и ценности, что потребовало
системного осуществления функций учета,
контроля, распределения и обмена. При
строительстве, например, сооружений Древнего
Египта во всем блеске было проявлено
управленческое искусство и умение планировать
и организовывать долгосрочные работы,
мобилизовывать и использовать материальные
и человеческие ресурсы. В результате
произошло известное обособление (качественное
превращение, скачок) управления и его
превращение в инструмент коммерческой
и религиозной деятельности. На этом же
этапе происходит отмирание присваивающего
типа жизнеобеспечения (охота, рыболовство,
сбор природных плодов) и переход к принципиально
новому типу обеспечения продуктами -
к организации их производства (земледелию,
животноводству), что явилось импульсом
в развитии хозяйственного управления.