Основы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:28, курс лекций

Краткое описание

1. Социофакторы и этика менеджмента.
2.Понятие юридической и социальной ответственности организации. Аргументы в пользу социальной ответственности бизнеса и против нее. Социальная ответственность на практике. Смысл «железного закона» социальной ответственности.
3. Этика в современном управлении. Обучение этичному поведению.
4. Роль и место принятия решений в процессе управления. Сущность, свойства и классификация управленческих решений. Методы разработки, принятия и оптимизации управленческих решений. Модели принятия решений. Условия и факторы качества управленческих решений. Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска. Показатели риска и методы его оценки. Система управления риском и финансовыми отношениями - риск-менеджмент. Влияние индивидуальных особенностей и поведение руководителей в ситуациях риска. Особенности оценки эффективности управленческих решений. Контроль исполнения управленческих решений и система ответственности.
5. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации: теория ожидания, теория постановки целей, теория равенства, концепция партисипативного управления.

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 231.51 Кб (Скачать)

     2) рутинные функции обработки информации  охватывают учет, контроль, хранение, поиск, отображение, тиражирование,  преобразование формы информации  и т.д. Эта группа функций  преобразования информации не  изменяет ее смысл, т.е. это  рутинные функции, не связанные  с содержательной обработкой  информации; 

     3) функции обмена информацией связаны  с доведением выработанных воздействий  до ОУ и обменом информацией  между ЛПР (ограничение доступа,  получение (сбор), передача информации  по управлению в текстовой,  графической, табличной и иных  формах по телефону, системам  передачи данных и т.д.).

     Связь теорий управления и  менеджмента с  другими науками  и научными дисциплинами. 

     Методологические  основы менеджмента.

     Методология в буквальном значении (логос –  наука, знание, и метод – путь, направление познания) есть учение о методах познания. Методологию  можно определить как систему, реализующую  три функции:

      1)     получение, создание  нового знания;

      2)     структурирование этого  знания в виде новых понятий,  категорий, законов, гипотез, теоретических  идей, теорий;

      3)     организация использования  новых знаний в общественной  практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт). 

     Первая  функция реализуется на основе общефилософских  и общенаучных методов и принципов  познания; вторая – на основе использования  законов логического мышления; третья – на основе локальных методологий  конкретных наук применительно к  особым локальным предметным областям. 

     Общими  основами методологии менеджмента  являются диалектический подход, позволяющий  рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии; абстрагирование, принципы: единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма. 

     Конкретными основами методологии менеджмента  являются:

      - экономические науки: экономическая  теория, институциональная экономика,  финансы и кредит, бухгалтерский  учет, маркетинг, экономическая статистика, мировая экономика и многие  другие; 

      - системный подход, который является  методологией общей теории систем. Системный подход базируется  на понятии «система», под которой  понимается совокупность связанных  элементов, объединенных в одно  целое для достижения определенной  цели; 

       - кибернетический подход, являющийся методологией общей теории управления (кибернетики) и представляющий собой исследование системы на основе принципов кибернетики, в частности с помощью представления управления как процессов сбора, передачи и преобразования информации об объекте управления и внешней среде, выявления прямых связей (по которым к объекту управления передается входная командная информация от управляющей системы) и обратных связей (по которым к управляющей системе передается информация о состоянии объекта управления), изучения процессов управления, рассмотрения элементов системы как неких «черных ящиков» (систем, которые в силу своей чрезвычайной сложности не могут получить конкретного определения; их поведение изучается путем выявления логических и статистических связей, существующих между вводимой и выводимой информацией, доступной исследователю, а внутреннее устройство может быть и неизвестно); 

      - ситуационный подход. Центральным  моментом ситуационного подхода  является ситуация – конкретный  набор обстоятельств, существенно  влияющих на организацию. Результаты  одних и тех же управленческих  действий в различных ситуациях  могут очень сильно отличаться  друг от друга, поэтому  менеджеры  должны исходить из того, в  какой ситуации они действуют; 

      - исследование операций – это  методология применения математических  количественных методов для обоснования  решений задач во всех областях  целенаправленной человеческой  деятельности. Методы и модели  исследования операций позволяют  получить решения, наилучшим образом  отвечающие целям организации.  Оптимальным решением (управлением)  согласно исследованию операций  является такой набор значений переменных, при котором достигается оптимальное (максимальное или минимальное) значение критерия эффективности (целевой функции) операции и соблюдаются заданные ограничения; 

      - прогностика – наука о законах  и способах разработки прогнозов  динамических систем. К различным  типам прогнозов относятся: определение  будущих значений величин на  основе имеющихся данных, определение  различных сценариев развития  ситуации, определение тенденций  развития каких-либо сфер деятельности  человека, целеполагание, т.е. определение  желательных будущих состояний  организации, планирование деятельности  организации для достижения поставленных  целей и др.; 

      - теория принятия решений исследует  то, как человек или группа  людей принимают решения, и  разрабатывает методы принятия  решений, помогающих обосновать  выбор альтернативы из нескольких  возможных при различных ситуациях  неопределенности и риска; 

      - теория организации, которая  отвечает на вопросы: зачем  организации нужны, какими они  бывают и как создаются, функционируют,  изменяются; изучает влияние, которое  оказывают индивидуумы и группы  людей на функционирование организации,  на происходящие в ней изменения,  на обеспечение эффективной целенаправленной  деятельности и получение необходимых  результатов; 

       - психология, которая изучает закономерности, механизмы и факты психической жизни человека: обучение, тренировка, мотивация, реализация личности, восприятие окружающего мира, удовлетворенность работой, оценка действий, отношение к труду, формы поведения; 
 

       - социология, которая изучает общество как целостный социальный организм; социальные общности и взаимоотношения между ними; социальные процессы, социальные организации; взаимодействие личности и общества; закономерности социального поведения людей; групповую динамику; нормы, роли, вопросы статуса и власти, конфликты, бюрократию, организационную культуру, социализацию и др.; 

       - социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности: поведения человека в социальной организации; взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности; развития нравственно-психологического климата в коллективе; возникновения и развития коллективных и личностных установок, мотивов, побуждений; возникновения и разрешения межличностных конфликтов; лидерства и индивидуального стиля деятельности; поведения и социально-психологической адаптации людей в стрессовых ситуациях и т.д.; 

      - антропология, которая исследует:  происхождение и эволюцию человека  как особого социобиологического  вида; образование человеческих  рас; нормальные вариации физического  строения человека внутри этих  рас, в том числе в связи  с особенностями окружающей людей  среды; этнические особенности,  сравнительные ценности, нормы и  др.,  

      - юридическая наука, например, хозяйственное  и финансовое право; 

      - многие другие. 

     В системе методологии центральное  место занимает подсистема методов  исследования. Методы – это способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний. Методы менеджмента  – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента  позволяют снизить интуитивный  характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию  в построение и функционирование систем управления на предприятии.  

     Основными общими методами проведения исследований в менеджменте являются: 1) эксперимент; 2) тестирование, анкетирование и  интервьюирование и другие методы получения экспертной информации; 3) изучение документации организации; 4) моделирование. 

     Научную базу менеджмента составляет широкий  спектр конкретных методов, разработанных  в рамках различных дисциплин, перечисленных  выше.

           Значение  исторического опыта  организации систем управления в развитии теории управления.

       Эволюция управленческой  мысли. 

     Эволюция  управленческой мысли наиболее ярко отражается в управленческих моделях, которые ученые и специалисты  разрабатывали, а затем и реализовывали  на практике, с целью решить назревшие  проблемы, выдвигаемые обществом  и реальными потребностями развития. При управлении экономическими процессами эти потребности (точнее новый уровень потребностей) обусловливаются закономерностями и тенденциями развития: материально-технологической базы производства; совокупного работника как носителя творческого, созидательного потенциала; экономической и социальной среды; управленческой науки как таковой.  

     Ответы  на вопросы, которые ставит жизнь, составляют совокупность принципов, подходов, концептуальных взглядов на то, как решать оперативные, тактические и стратегические задачи. Всё это и определяет "плоть" и "душу" моделей управления, которые  на момент их формирования представляют, как правило, вершину эволюции управленческой мысли. При том сами модели не застывают, а трансформируются и преобразуются  вместе и в соответствии с изменениями, которые происходят в обществе и  производительном труде. Модель может  неадекватно отражать потребности - и тогда, реализуясь на практике, она  сдерживает (а то и отбрасывает  назад) экономическое и социальное развитие. Искусство, ответственность  и предназначение руководителя в  том и состоит, чтобы правильно  учесть, проинтегрировать все важнейшие  факторы и тенденции и принять  на вооружение наиболее эффективную  модель.  

     С содержательной точки зрения эволюция управленческой мысли представляет собой процесс формирования и  трансформации совокупности взглядов на систему управления в соответствии с объективными условиями и потребностями  экономики в течение исторически  длительного периода времени. Управление как практическая деятельность зародилось сразу же как только далёкий предок нынешнего человека стал осознавать себя социальным существом, что было естественной реакцией на потребность в координировании совместных действий людей для достижения общих целей, связанных, прежде всего, с жизнеобеспечением.  

     Систему управления можно рассматривать  и как производную (результат), и  как форму проявления общественных отношений. Если общественные отношения  носят примитивный характер (например, в доисторический, древний период), то и управление выражается в зачаточном или упрощенном виде. По мере того, как  развивались и усложнялись общественные отношения, по мере становления и  развития хозяйственной, производственной деятельности, усложнялось, структурировалось  и содержательно обогащалось  само управление. Образно выражаясь, управление и по форме, и по содержанию, прошло в своем историческом развитии примерно такой же путь, какой прошли за все эпохи орудия труда человека - от палки и каменного топора до гибких автоматизированных самонастраивающихся производств и суперсовременной электронной техники с искусственным интеллектом.  

     В своем развитии управленческая мысль  претерпевала существенные изменения, что позволяет выделить определенные этапы. По мнению А.И.Кравченко, на этих этапах управление изменялось настолько радикально, что можно говорить об управленческих революциях. Первую из них он называет религиозно-коммерческой и связывает с шумерской и египетской цивилизацией (примерно 3000 г. до н.э.), когда каста жрецов превратилась в касту религиозных функционеров-менеджеров. Этому предшествовала замена священного обычая приносить человеческие жертвы на ритуальные жертвы в виде даров - денег, драгоценностей, продуктов сельскохозяйственного, домашнего, ремесленного труда. Постепенно церковь, которая по существу была неотделима от государства, стала контролировать огромное имущество и ценности, что потребовало системного осуществления функций учета, контроля, распределения и обмена. При строительстве, например, сооружений Древнего Египта во всем блеске было проявлено управленческое искусство и умение планировать и организовывать долгосрочные работы, мобилизовывать и использовать материальные и человеческие ресурсы. В результате произошло известное обособление (качественное превращение, скачок) управления и его превращение в инструмент коммерческой и религиозной деятельности. На этом же этапе происходит отмирание присваивающего типа жизнеобеспечения (охота, рыболовство, сбор природных плодов) и переход к принципиально новому типу обеспечения продуктами - к организации их производства (земледелию, животноводству), что явилось импульсом в развитии хозяйственного управления.  

Информация о работе Основы менеджмента