Основные закономерности и принципы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 23:28, реферат

Краткое описание

Целью работы является систематизация знаний о законах и основных принципах менеджмента. Для достижения этой цели рассмотрим:
- предпосылки возникновения науки менеджмента
- краткую характеристику основных положений школы научного управления.
-практические аспекты применения основных положений школы ее последователями и их значение на современном этапе.

Оглавление

Введение--------------------------------------------------------------------------4
Глава 1. Понятия закономерностей и принципов менеджмента -----7
Законы и закономерности менеджмента.--------------------9
Принципы управления.----------------------------------------11
Глава 2. Характеристика основных принципов управления деятельности конкретной фирмы.------------------------------------------------------------13
2.1 История гостиницы «Метрополь»----------------------------13
2.2 Организационная структура управления и состав персонала гостиницы Метрополь.--------------------------------------------------------16
Глава 3. Принципы построения эффективного управления в гостиничном бизнесе.---------------------------------------------------------------------------20
3.1 Предложения по совершенствованию системы повышения мотивации персонала и их эффективность--------------------------------20
3.2 Эффективное управление в гостиничном бизнесе. -------23
Заключение-----------------------------------------------------------------------26
Список Литературы-------------------------------------------------------------28

Файлы: 1 файл

Osnovnye_zakonomernosti_i_printsipy_menedzhment.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА

 

КАФЕДРА АНТИКРИЗИСНОГО И СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

2 курс очного отделения                                                                    

специальность 080502

«Экономик а и управление на предприятии »

группа 21 РГБ

 

 

К У Р С О В  А Я          Р  А Б О Т А

по  дисциплине «Менеджмент»

 

 

на тему:  Основные закономерности и принципы менеджмента.

 

Исполнитель:

 

Научный руководитель: профессор  Москвитин  Г.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение--------------------------------------------------------------------------4

 

Глава 1. Понятия закономерностей  и принципов менеджмента -----7

    1. Законы и закономерности менеджмента.--------------------9
    2. Принципы управления.----------------------------------------11

Глава 2. Характеристика основных принципов управления    деятельности конкретной фирмы.------------------------------------------------------------13

           2.1 История гостиницы «Метрополь»----------------------------13

            2.2 Организационная структура управления и состав персонала гостиницы Метрополь.--------------------------------------------------------16

Глава 3. Принципы построения эффективного управления в гостиничном бизнесе.---------------------------------------------------------------------------20

          3.1 Предложения по совершенствованию системы повышения мотивации персонала и их эффективность--------------------------------20

         3.2  Эффективное управление в гостиничном бизнесе. -------23

 

Заключение-----------------------------------------------------------------------26

 

Список Литературы-------------------------------------------------------------28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

    Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления. Их суть сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управления на те или иные объекты управления в процессе некой целенаправленной деятельности.

  Обычно такая деятельность осуществляется в некоторых организациях (предприятиях, фирмах и т. д.), созданных с этой целью.

  Американское определение менеджмента - "делать что-либо руками других".   Любое управление происходит внутри некоторой организации. При этом управляют: созданием этой организации, взаимодействием ее частей, производственным процессом, развитием организации, ее взаимоотношениями с другими субъектами рыночной среды. Вне зависимости от уровня управления разделение труда неминуемо ведет к реализации принципа: "кто производит - не управляет, кто управляет - не производит ". Если у Вас нет подчиненных, и Вы организуете свою работу сами - Вы производственник. Если Вы управляете подчиненными, то Вы ставите им задачи, проводите инструктаж, передаете опыт, предоставляете средства, информацию, делегируете полномочия и контролируете (подводите итоги процесса). Таким образом, Вы не только управляете людьми, но и должны мотивировать их действия. Каждая ошибка - это не только потери в деньгах, но и разочарование, потеря потенциала Ваших сотрудников. Управление - это наука и искусство одновременно, и прежде всего потому, что Вы управляете людьми с их субъективными особенностями.

   При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином "управление" стал активно применяться термин "менеджмент", который используется как синоним управления предприятием.

   Любая деятельность требует управления. Менеджмент - это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий - функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: "Управлять - это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать".

  Менеджмент принято рассматривать, как науку, изучающую социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе управления, как особый вид деятельности, обеспечивающий концентрацию усилий людей для достижения заранее определённого результата и как искусство достижения целей управления через эффективную трудовую деятельность.

  Система менеджмента, сложившаяся за рубежом не может быть эффективно осуществлена путём неосмысленного копирования. Поэтому менеджмент не должен рассматриваться как набор готовых решений, годных на все случаи жизни. Менеджмент может научить лишь правильной постановке целей и задач и определений путей их оптимального решения на основе определённых постулатов, принципов и правил, выработанных практикой. Кроме того, сегодня для успешного управления коммерческой фирмой необходимы: творческий подход, значение отечественного опыта управления и учёт национального менталитета. Без этого все новации любого менеджмента не дадут ожидаемого результата.

  Законы и закономерности менеджмента носят объективный характер, т.е. не зависит от воли людей, а, напротив определяют их волю, сознание и намерения. Законы и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемым явлением.

  Актуальность работы объясняется тем, что именно менеджер выбирает оптимальный вариант управленческого решения. Развитие управляемой системы неотъемлемо связано с высоким уровнем компетенции руководителя, творческие способности которого позволят максимально использовать действия законов, закономерностей и принципов, а также расшифровать сферы их действия, поэтому руководитель должен чётко в них ориентироваться.

  Целью работы является систематизация знаний о законах и основных принципах менеджмента. Для достижения этой цели  рассмотрим:

- предпосылки возникновения науки  менеджмента

- краткую характеристику основных положений школы научного управления.

-практические аспекты применения основных положений школы ее последователями и их значение на современном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятия закономерностей  и принципов менеджмента.

    1. Законы и закономерности менеджмента.

   

   В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей и принципов управления в условиях рыночных отношений.

   Различают общие и специфические законы управления. К общим законам управления относятся: закон специализации управления; закон интеграции управления; закон экономии времени.

   Закон специализации управления. Современное производство основано на использовании новейших технологических процессов, технических средств, высокой степени организации производства и труда, информационных систем. Для управления таким производством необходимы узкоспециализированные знания и навыки в различных областях науки и техники, что приводит к расчленению общих функций, их проявлению в конкретных условиях, на различных уровнях. Менеджмент включает экономические, социально-психологические, правовые и организационно-технические аспекты, поэтому менеджеры должны обладать высоким профессионализмом в области каждого из этих направлений.  
  Закон интеграции управления. Интеграция, т. е. объединение, в менеджменте вытекает из потребности самого производства и управления им. Это объединение, с одной стороны, специализированных правленческих действий на различных этапах управления в единый управленческий процесс, а с другой — подразделений, производств в единый производственный организм - предприятие. Предприятия в свою очередь могут объединяться в различные организационные формы рыночной экономики. Пределы этого объединения регулируются точными отношениями производства и управления. Интеграционные процессы осуществляются до тех пор, пока они способствуют высоким темпам нововведений, мобильности технологической переориентации, внедрению изобретений, высокому уровню занятости в условиях острой конкурентной борьбы. 
Закон экономии времени. Закон экономии времени справедлив не только для сферы материального производства. Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени. Это положение характерно для менеджмента, где этот закон выступает как закон управления временем. 
Эффективность управления и, следовательно, достижение поставленной цели зависят от скорости реакции менеджера на потребности рынка и мобилизации внутренних и внешних переменных для удовлетворения этих потребностей. Решение любого вопроса в менеджменте в более короткое время, чем конкурирующей стороной, всегда оказывает положительное влияние на конечные результаты деятельности фирмы.

   Закон информативности и упорядоченности состоит в том, что любая социальная система управления может существовать только при условии информативного обеспечения. Информация внутри системы должна быть структурирована и упорядочена в виде прямых и обратных связей.

   Закон развития заключается в том, что социальная система управления способна к развитию, т.е. организация изменяется во времени. Она рождается, развивается и умирает. Другими словами, организация имеет своё прошлое. Настоящее и будущее. Развитие организации должно осуществляться целенаправленно. Цель – это идеальный мысленный результат деятельности.

 За более чем столетний период развития менеджмента как науки были выделены следующие закономерности его функционирования.

  Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй закономерности менеджмента.

  1. Обусловленность теории и практики менеджмента трансформацией форм и методов организации экономики (способа производства). Анализ эволюции управленческой мысли показывает, что способу экономического развития соответствует свой способ управления. Управление в первобытнообщинном строе, основанном на простейших трудовых операциях, общинной собственности, отличалось от управления в рабовладельческом и феодальном строе, основанных на насилии, эксплуатации человека. В условиях капитализма, когда экономические отношения стали основываться на других, рыночных, отношениях, экономической свободе, сложной технологии организации труда в мануфактуре (предприятии), стал необходим соответствующий способ управления. Возникла потребность в менеджменте.
  2. Определяющее влияние состояния факторов внешней среды на выбор и формирование системы управления организацией. Организация в рыночной экономике является открытой системой. Это значит, что она получает из внешней среды необходимые ресурсы (люди, сырье, материалы и т.п.), перерабатывает их и в виде своей продукции поставляет во внешнюю среду, которая может принять или не принять эту продукцию. Управление организацией (его организационная структура) должно соответствовать состоянию внешней среды и обеспечивать тесное взаимодействие с ней. От этого зависит не только успешность организации, но и ее выживаемость.
  3. Соответствие содержания управления формам собственности на имущество организации. Менеджмент будет различным в зависимости от форм собственности организации. В организациях, где приоритетной (или основной) формой собственности является частная, менеджмент будет иметь деловой (рыночный) характер. Его главной целью будет обеспечение высокой прибыльности хозяйственной деятельности. В организациях, где приоритет имеет государственная собственность, менеджмент будет иметь административный характер (административный менеджмент). Формы общественной (коллективной) собственности требуют комбинированного подхода к управлению.
  4. Оптимизация соотношения управляющей и управляемой подсистем (т.е. субъекта и объекта управления). Менеджмент представляет собой систему из двух основных элементов: субъекта и объекта управления. Их взаимосвязь и взаимодействие должны быть оптимальными как в количественном, так и в качественном отношении. Так, количественное соотношение между персоналом менеджмента (управленцами) и исполнителями в организации должно соответствовать характеру труда, его сложности и другим условиям.
  5. Преимущество сознательного и полномерного управления. Предполагает осознанное формулирование целей организации и управления, осуществления исследований внешней и внутренней среды организации, прогнозирование развития и на этой основа разработку системы планирования ее деятельности в обозримой перспективе. Данная закономерность свидетельствует, что задача управления состоит не только в том, чтобы исследовать факторы внешней и внутренней среды, но и в сознательном воздействии на них в интересах организации, обеспечения благоприятных условий ее развития. А это может быть достигнуто путем реализации комплекса мероприятий, рассчитанных на ближайшую и длительную перспективу, т.е. разработки системы планирования.
  6. Концентрация и дипломатичное изменение функций управления в организации. Управление организацией реализуется через систему его функций, т.е. видов управленческих работ. Концентрация управленческой деятельности осуществляется, как правило, посредством основных функций менеджмента, раскрывающих ее содержание, планирование, организацию, мотивацию, контроль, принятие управленческих решений. Вместе с тем организации различаются между собой по видам, формам, содержанию и условиям деятельности. Поэтому следует учитывать динамику изменений функций управления, специфику их реализации.
  7. Оптимизация уровней управления. Разделение управленческого труда осуществляется не только по горизонтали, но и по вертикали. В результате появляется иерархия уровней управления. Чем больше звеньев (ступеней) управления, тем больше требуется времени для прохождения управленческой информации сверху вниз, и наоборот. Вместе с тем сокращение звеньев иерархии органов управления может привести к увеличению количества объектов в расчете на одного субъекта управления, потере управляемости. Таким образом, иерархия уровней управления должна быть оптимальной и по вертикали и по горизонтали.
  8. Оптимальное использование в процессах управления функций контроля, учета и анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Принципы управления.

 

   Принципы управления - руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления. Так же как и закономерности, принципы управление подразделяются на общие и частные.

Общие принципы характеризуются тем, что имеют универсальный характер и воздействуют на все сферы управления и все отрасли народного хозяйства. К ним можно отнести целенаправленность, дисциплину, ответственность, стимулирование.

   Принцип целенаправленности  предполагает чёткую постановку целей перед каждым предприятием и каждым его подразделением. Цель должна быть реальной. Достижимой. Определённой и предельно конкретной. Что придаёт работе здравый смысл и мобилизует усилия персонала на её выполнение.

   Принцип ответственности предусматривает наказание членов организации за невыполнение возложенных на них функций или задач. При этом ответственность должна быть ровна полномочиям.

   Принцип компетентности означает знание менеджером объекта управления или. По крайней мере, его способность воспринимать компетентную консультацию специалистов при принятии решений. Принцип компетентности связан с горизонтальным  разделением труда по функциям.

   Принцип дисциплины является неотъемлемым для управления, поскольку дисциплина должна присутствовать в любой системе управления на любом уровне. Дисциплина предполагает безусловное выполнение указаний руководителя, должностных обязанностей, инструкций, приказов и других директивных документов. Уровень дисциплины в значительной мере определяет культуру управления.

   Принцип стимулирования предполагает, прежде всего, мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и моральных стимулов. Материальное стимулирование базируется на личной экономической заинтересованности работников в результатах труда, моральное - в основном на психологическом воздействии на работников. В качестве побудительных мотивов здесь могут выступать различные духовные потребности работников: в принадлежности, причастности, успехе и т.п.

   Принцип иерархичности предусматривает вертикальное разделение управленческого труда, т.е. выделение уровней управления и подчинение низших уровней высшим.

Наряду с  общими существуют также частные  принципы управления, которые имеют  локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы и стороны управления.

Информация о работе Основные закономерности и принципы менеджмента