Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:45, реферат
Категория "модель менеджмента" является одной из ключевых в науке и практике управления. Это обусловлено тем, что любой руководитель стоит перед самыми животрепещущими вопросами: как управлять вверенным объектом, какой арсенал управленческих стратегий, рычагов и технологий использовать, чтобы эффективно решать стоящие перед ним задачи.
Вступление
1.Моделирование как научное и практическое средство исследования и анализа деятельности объектов управление.
2. Обзор существующих моделей управления персоналом. Основные модели менеджмента и их применение
2.1 Характеристика американской модели менеджмента
2.2 Особенности японской модели менеджмента
2.3 Новейшая модель менеджмента - Модель компетенций.
Заключение
Список использованной литературы
Реферат на тему: Основные модели менеджмента
Содержание Вступление 2.1 Характеристика
американской модели Заключение Вступление
Менеджеру известно,
что хорошо структурированные проблемы
имеют многовариантные решения,
элементы которых, а также связи
между ними, хорошо изучены и могут
быть выражены количественно. Категория "модель
менеджмента" является одной из ключевых
в науке и практике управления.
Это обусловлено тем, что любой
руководитель стоит перед самыми
животрепещущими вопросами: как
управлять вверенным объектом, какой
арсенал управленческих стратегий,
рычагов и технологий использовать,
чтобы эффективно решать стоящие
перед ним задачи. Под "моделью
менеджмента" следует понимать теоретически
выстроенную целостную В соответствии
со сложившейся практикой модель,
которая руководителю или управленческой
команде, представляется идеальной
или наиболее подходящей может быть,
во-первых, взята уже готовой, имея
в виду, что мировой и отечественный
опыт практического менеджмента
дал немалое количество моделей,
которые в свое время и при
определенных условиях дали положительный
результат; во-вторых, можно сконструировать
модель по "методу сборки" из готовых
деталей и блоков, которыми будут
являться наиболее эффективно работающие
элементы различных моделей управления;
в-третьих, можно выбрать базовую
модель управления, которая в максимальной
мере отвечает предъявляемым требованиям,
исключить из неё нежелательные
элементы, разработать и встроить
в нее новые элементы, которые
отвечают специфическим особенностям
управляемого объекта и условиям
его функционирования; в-четвертых,
можно создать и запустить
принципиально новую модель, опирающуюся
на совершенно новую парадигму, способную
уловить едва наметившиеся изменения
во внешней среде, которым суждено
стать доминантными в будущем. Чаще всего
при исследовании моделей менеджмента
берется во внимание достаточно ограниченный
ракурс. Именно точка зрения автора
- политическая, экономическая, социальная,
технократическая, организационная, территориальная,
дивизиональная, операциональная - и
связанные с ней критерии анализа
и оценки лежат в основе классификации
моделей управления. 1. Моделирование
как научное и практическое
средство исследования и Решения являются
одной из важнейших составных
частей процесса управления. Весь процесс
управления представляет собой непрерывную
цепь решений разной сложности и
важности, различающихся по своему
характеру, продолжительности влияния,
затрагиваемым уровням и Одним из характеристик
управленческого решения служит
определение системы средств
осуществления намеченной задачи, лиц,
ответственных за соответствующие
действия, и сроков исполнения решений.
И, наконец, необходимо упомянуть о
таком свойстве решений, как наличие
системы правил, определяющих порядок
разработки, обсуждения, принятия, вступления
в силу, внесения изменений и отмены.
Как уже говорилось,
решения весьма многообразны и многочисленны.
Поэтому необходима их классификация
с целью упорядочить |
автор
сам подчеркивал Представляется
более правильной классификация
по критериям, свойственным всем видам
управленческих решений, а не только
отдельным из них. В качестве таких
критериев можно назвать Субъектно-объектные
отношения выражают не только общие
черты, но и особенности различных
систем управления. Например, возможны
разные субъекты управленческих решений
и один объект управления. Допустимо
также воздействие на один объект
решений разного содержания и
с неодинаковыми методами регулирования
тех или иных явлений. Возможен такой
вариант, что иногда объект, по которому
принимается решение, может находиться
в пределах соответствующей системы
управления, либо быть шире ее и испытывать
поэтому воздействие различных
систем управления. Другая разновидность
решений, классифицируемых по субъектно-
объектному признаку - решения, изданные
субъектом, который одновременно выступает
и как объект. Имеется в виду
участие работников и его отдельных
групп в подготовке и принятии
тех или иных решений. Вторым признаком
классификации решений является
разграничение их по содержанию. Здесь
также есть несколько аспектов, один
из которых охватывает сферы отношений,
регулируемых этими отношениями. Можно
выделить решения экономические, социальные,
по организационным вопросам и др.
По степени
сложности различают простые, сложные
и уникальные. В зарубежной литературе
данная разновидность классификации
решений довольно тщательно разработана
Так, Г. Саймон выделяет два основных
вида решения - программированные и
непрограммированные. Первые отличаются
элементами известного шаблона и
повторяемости, что облегчает формализацию
приемов их разработки и принятия
и в меньшей степени требует
творческих элементов. Для второй разновидности
решений характерен выбор задач
оригинального свойства, стратегического
значения, основывающихся на оценке новых
явлений и постановке неизвестных
ранее задач. Здесь необходим
прежде всего творчески - аналитический
подход. Решения различаются
и по удельному весу содержащихся
в них элементов, и по самой
своей направленности, в зависимости
от того, на какой стадии управленческого
процесса они возникают и для
решения какой задачи они предназначены.
Здесь можно выделить решения
постановочные, регулятивные, контрольные,
организационные и т.д. В целом, классификация
решений по их содержанию помогает
правильно подходить к оценке
форм, методов и средств, необходимых
для выполнения той или иной задачи,
возникающей в процессе управления.
Третьим классификационным
признаком решения служит форма.
Различают письменную и устную форму
решений. Преобладающей формой решений
являются письменные решения. Эта форма
является наиболее существенной, поскольку
вносит элемент стабильности, упорядоченности
и фиксирования информации. Классификация
решений по форме позволяет их
разграничивать в зависимости от
порядка разработки и принятия. Отсюда
выделяют индивидуальные (единоначальные)
и групповые (коллегиальные). Первая охватывает
решения, принимаемые уполномоченными
должностными лицами в пределах своей
компетенции. Вторая включает решения,
вырабатываемые совместно, это расширяет
возможности углубленного анализа
проблем и сопоставления разных
мнений, увеличивает число обсуждаемых
вариантов, уменьшает риск ошибки. Следующий
признак классификации - отличие
решений по времени действия. Постановка
каждой задачи должна соизмеряться со
средствами их выполнения и с предвидением
реальных сроков осуществления. Поэтому
решения по длительности могут существенно
отличаться друг от друга. По времени
исполнения различают оперативные,
тактические, стратегические. Можно
также выделить непрерывно действующие
решения и решения с прерывным
сроком действия, которые возникают
лишь для осуществления определенных
задач в определенный отрезок
времени. И, наконец, можно
выделить кратковременные или разовые
решения, которые принимаются для
осуществления какой-то конкретной
задачи в пределах сравнительно большого
отрезка времени. Как правило, это
задача, решение которой влечет за
собой постановки близких или
аналогичных задач. Управление персоналом
является одной из важнейших функций
менеджмента, так как человек
был, и остается основной производительной,
творческой силой, несмотря на все достижения
в области механизации и В условиях современного
сложного производства роль человека
возрастает, и к его способностям,
уровню знаний и квалификации предъявляются
все более высокие требования.
Научно-технический прогресс приводит
к глубоким изменениям методов труда,
что, в свою очередь, требует новых
форм организации и управления персоналом,
направления на повышение эффективности
использования людских Поиски соответствующих
мотиваторов, которые бы стимулировали
целенаправленное поведение индивидов,
необходимые для успешного |
морально-этических
норм и стилей поведения людей, а
также их воспитания, традиций и
устоев. За всю историю
существования менеджмента Создание собственной
модели менеджмента требует, с одной
стороны, изучения всего ценного, что
содержится в зарубежной теории и
практике (но не бездумного его перенесения
на отечественную почву), а с другой
— использования его лучших достижений
в своей деятельности. Во всем многообразии
теорий и явлений живой практики
американский менеджмент был и остается
наиболее мощной «управленческой цивилизацией».
Американский менеджмент позволил США
занять лидирующее положение среди
стран западного мира и Японии.
Кроме того, надо иметь в виду,
что именно в США впервые сформировалась
наука и практика менеджмента. Его
ведущее значение в мире сегодня
неоспоримо, а влияние на развитие
теории, практики наиболее велико. Тем
не менее, нет нужды слепо следовать
выводам американских теоретиков и
рекомендациям их практиков, но знать
их идеи, безусловно, необходимо. Мировой
опыт формирования моделей менеджмента
свидетельствует о том, что механическое
перенесение моделей управления
из одной социокулыпурной среды
в другую практически невозможно.
Анализ японского управления персоналом
представляет особый интерес по следующим
причинам. Во-первых, это та область
менеджмента, где наиболее разительно
проявляются отличия японского
стиля от достаточно хорошо изученного
и широко распространенного в
развитых капиталистических странах
западного (американского) стиля. Исходные
предпосылки кадровой политики, как
и конкретные методы ее проведения
на японских предприятиях, значительно
отличаются от американских. Во-вторых,
результаты, полученные на японских предприятиях
(например, темпы роста производительности
труда), свидетельствуют о том, что
используемые там методы управления
персоналом достаточно эффективны. Именно
эффективность привлекает все большее
внимание зарубежных исследователей,
которые, изучая японские методы управления
персоналом, рассматривают возможность
их использования в своих странах.
При создании собственной модели
менеджмента необходимо учитывать
влияние таких факторов, как тип
собственности, форма государственного
устройства и зрелость сложившихся
рыночных отношений. Цель курсовой работы
Целью настоящей работы является
выявление особенностей и характерных
черт в процессе анализа и сравнительной
характеристики японского и американского
стилей управления персоналом. Выявление
наиболее эффективных методов управления
позволит при необходимости в
дальнейшем рассмотреть их использование
в менеджменте Украины. 2. Обзор существующих
моделей менеджмента Можно выделить следующие основные критерии классификации и соответствующие им модели управления:
• капиталистическая
• рыночная либеральная
• макромодель
• авторитарная
• доиндустриальная
• российская
• школа "научного
менеджмента"
• модели на базе
"теории Х" Если говорить об управлении организацией, ... |
то
доминирующими являются следующие
три модели:
Удельный вес
элементов каждой модели может меняться
в зависимости от типа преобладающего
труда, менталитета наемной рабочей
силы и уровня управленческой культуры,
которые характерны для данной организации.
Жесткая модель
как историческая предшественница
мягкой модели наиболее известна и
наиболее распространена в мире. Правда,
по мере того, как усложняется производство,
растет менталитет наемной рабочей
силы, накапливается опыт управления
и упрочивается управленческая культура,
по мере того, как совокупный труд более
высокого порядка вытесняет совокупный
труд более низкого порядка, мягкая
модель постепенно вытесняет жесткую.
Рассмотрим несколько
основных моделей менеджмента более
подробно. 2.1 Характеристика
американской модели Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы. Впоследствии другие американские авторы внесли в систему принципов управления немало дополнений, уточнений и изменений. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:
Американский
экономист Роберт Хейлбронер указал
на три основных исторически сложившихся
подхода к распределению Современная американская
модель менеджмента ориентирована
на такую организационно-правовую форму
частного предпринимательства, как
корпорация (акционерное общество),
возникшую еще в начале XIX в. Большое
влияние на формирование теории корпорации
оказала книга «Современная корпорация
и частная собственность», опубликованная
А. Берли и М. Минз в 1932 г. Корпорации
получили статус юридического лица, а
их акционеры приобрели право
на часть прибыли, распределяющейся
пропорционально количеству принадлежащих
им акций. Корпорации пришли на смену
небольшим предприятиям, в которых
вся собственность принадлежала
владельцам капитала, и они полностью
контролировали деятельность рабочих.
По мнению теоретиков
менеджмента, создание корпораций повлекло
за собой отделение собственности
от контроля над распоряжением ею,
т. е. от власти. Американский профессор
отмечал возникновение «новой управленческой
элиты, чья мощь основывается уже
не на собственности, а скорее на контроле
за процессом в целом». Реальная
власть по управлению корпорацией перешла
к ее правлению и менеджерам (специалистам
в области организации и Слово «стратегия»
произошло от греческого strategos, «искусство
генерала». В общем виде стратегия
— это способ использования средств
и ресурсов, направленных на достижение
поставленных целей. Стратегию можно
определить как генеральную программу
действий, выявляющую приоритеты проблем
и ресурсов для достижения главной
цели корпорации. Стратегия формулирует
главные цели и основные пути их
достижения таким образом, что корпорация
получает единое направление действий.
Появление новых целей, как правило,
требует поиска и выработки новых
стратегий. Содержание стратегического
управления заключается, во-первых, в
разработке долгосрочной стратегии, необходимой
для победы в конкурентной борьбе,
и во-вторых, в осуществлении управления
в реальном масштабе времени. Разработанная
стратегия корпораций, впоследствии
превращается в текущие производственно- Концепция стратегического
управления основана на системном и
ситуационном подходах к управлению.
Предприятие рассматривается |
кадры
и их потенциал, финансы, организационная
культура и пр.) среды. Стратегическое
управление требует создания организационной
стратегической структуры, в состав
которой входит отдел стратегического
развития на высшем уровне управления
и стратегические хозяйственные
центры (СХЦ). Каждый СХЦ объединяет
несколько производственных подразделений
фирмы, выпускающих однотипную продукцию,
требующую идентичных ресурсов и
технологий и имеющую общих конкурентов.
Количество СХЦ
в фирме, как правило, значительно
меньше количества производственных подразделений.
При создании СХЦ большое значение
имеет правильный выбор области
деятельности. СХЦ отвечают за своевременную
разработку конкурентоспособной продукции
и ее сбыт, формирование производственной
программы выпуска продукции
по номенклатуре. Важнейшей составной
частью плановой работы корпорации является
стратегическое планирование, возникшее
в условиях насыщения рынка и
замедления роста ряда корпораций.
Стратегическое планирование сдерживает
стремление руководителей к получению
максимальной текущей прибыли в
ущерб решению долгосрочных задач,
а также ориентирует Стратегическое
планирование позволяет руководству
корпорации установить обоснованные приоритеты
распределения, как правило, всегда
ограниченных ресурсов. Стратегическое
планирование создает базу для принятия
эффективных управленческих решений.
В 60-е гг. XX в.
все настойчивее стали Некоторые американские
авторы называют привлечение непрофессионалов
к управлению «третьей революцией»
в управлении. Первая революция, по
их мнению, связана с отделением
управления от производства и с выделением
его в особый вид управленческой
деятельности. Вторая революция характеризуется
появлением менеджеров, т.е. людей особой
профессии. «Производственная демократия»
(или партисипативное Авторами идеи
«производственной демократии»
принято считать социологов Дж. Коула
и А. Горца, которые предлагали управление
корпорациями осуществлять посредством
производственных советов, контролируемых
рабочими. Благодаря участию в
работе этих советов, рабочие постепенно
научились бы контролировать весь процесс
производства сначала в рамках одной
корпорации, а затем и в целом
по промышленности. Партисипативное
управление можно рассматривать
как один из общих подходов к управлению
человеком в организации. Целью
партисипативного управления является
совершенствование Партисипативное управление предполагает расширение привлечения работников к управлению по следующим направлениям:
В 60-е гг. в
США получили широкое распространение
бригадные методы организации труда
и кружки контроля качества, идея создания
которых принадлежит Привлечение рабочих
к участию в высших органах
управления корпорацией — советах
директоров — на Практике встречается
крайне редко. Для снижения сопротивления
рабочих организационным |
обсуждению
вопросов рационализации производства,
решению разнообразных внешних
и внутренних проблем. Американские
ученые продолжают ставить и разрабатывать
реальные проблемы менеджмента. Так, Э.
Петер-сон и Э. Плоумен. авторы известной
книги «Организация бизнеса и
менеджмент» выделяют шесть основных
видов менеджмента: Правительство (его деятельность соответствует общему понятию енеджмента, хотя слово «менеджмент» не применяется к деятельности правительства).
Развивая теорию
управления, Петерсон и Плоумен дают
определение понятию менеджмент
"как психологический процесс
осуществления руководства Видный представитель
американского менеджмента Содержание менеджмента
в целом аналогично в разных странах,
но методы его различны. Национальный
менеджмент должен учитывать свои собственные
традиции, культуру, историю. В центре внимания
менеджмента находится человек,
который должен направлять свои усилия
на повышение эффективности своей
деятельности с целью достижения
эффективности работы всего предприятия.
Задачей менеджмента
является направление действий всех
работников на выполнение общих целей
предприятия. Задачей менеджмента
является постоянное развитие способностей,
потребностей всех работников предприятии
и возможностей их удовлетворения. Каждый работник
должен нести ответственность за
порученную ему работу. Связь между
работниками осуществляется посредством
коммуникаций. В конечном счете
деятельность предприятия оценивается
большим количеством Оценка и результаты
деятельности предприятия находят
свое выражение не внутри предприятия,
а вне его. Друкер сформулировал ряд общих, обязательных функций, которые присущи труду любого менеджера:
Менеджер не
может быть «универсальным гением».
Американская практика подбора руководящих
работников делает главный акцент на
хорошие организаторские Американский
менеджмент внес значительный вклад
в разработку менеджмента как
учебной дисциплины. 2.2 Особенности
японской модели менеджмента За последние
два десятилетия Япония заняла лидирующее
положение на мировом рынке. На ее
долю приходится 44,5% общей стоимости
акций всех стран мира. И это
притом, что население Японии составляет
всего 2% от населения земного шара.
Одной из главных
причин стремительного успеха Японии
является применяемая ею модель менеджмента,
ориентированная на человеческий фактор.
За весь период исторического развития
в Японии сложились определенные
методы труда и поведения, соответствующие
специфическим чертам национального
характера. Основным богатством
страны японцы считают свои человеческие
ресурсы. Японская система хозяйствования
опирается на исторически сложившиеся
традиции групповой сплоченности и
прирожденную устремленность японцев
к созданию высококачественной продукции.
Традиция групповой сплоченности связана
с занятием японцев рисосеянием,
требующим огромных затрат труда
и обильного полива посевов, что
было не под силу одной семье. Для
создания искусственных водоемов людям
приходилось объединяться в группы,
артели. Отличительными
чертами японского характера
являются экономия и бережливость.
Лозунги об экономии можно встретить
на каждом японском предприятии. Требования
экономии и бережливости непосредственно
связаны с выпуском высококачественной
продукции. Сущностью японского
менеджмента является управление людьми.
При этом японцы рассматривают не
одного человека (личность), как американцы,
а группу людей. Кроме того, в Японии
сложилась традиция подчинения старшему
по возрасту, позиция которого одобряется
группой. Известно, что поведение человека определяется его потребностями. При этом японцы выше других ставят социальные потребности (принадлежность к социальной группе, место работника в группе, внимание и уважение окружающих). Поэтому и вознаграждение за труд (стимулы) они воспринимают через призму социальных потребностей, ... |
хотя
в последнее время японский менеджмент
впитал в себя отдельные мотивационные
концепции американского Японцы стали
в большом количестве приобретать
товары личного потребления. Японцы преклоняются
перед трудом. Их часто называют
«работоголиками». В иерархии ценностей
японского народа труд стоит на первом
месте. Японцы испытывают удовлетворение
от хорошо выполненной работы. Поэтому
они согласны терпеть жесткую
дисциплину, высокий ритм работы, большую
напряженность труда и Японская мод
ель менеджмента ориентирована
на «социального человека», концепция
которого была выдвинута возникшей
в США «школой человеческих отношений»,
пришедшей на смену тейлоризму, который
во главу угла ставил материальные
запросы и стимулы « «Социальный человек»
имеет специфическую систему
стимулов и мотивов. К стимулам относится
заработная плата, условия труда, стиль
руководства, межличностные отношения
между работниками. Мотивами к труду
являются трудовые успехи работника, признание
его заслуг, служебный рост, профессиональное
совершенство, степень делегируемой
ответственности, творческий подход. Однако
отношение японцев к понятию
«социальный человек» является более
гибким по сравнению с американцами.
Японцы учитывают
сложившуюся ситуацию и приспосабливаются
к ней. В отличие от работников
других стран, японцы не стремятся к
безусловному выполнению правил, инструкций
и обещаний. С их точки зрения,
поведение менеджера и принятие
им решений всецело зависит от
ситуации. Главное в управленческом
процессе — это изучение нюансов
обстановки, которые позволяют менеджеру
принять правильное решение. Отношения
со своими партнерами японцы строят на
основе доверия. о развития в Японии
капиталистического способа производства
ей было присуще уравнительное Сильнейшим средством
мотивации в Японии является «корпоративный
дух» фирмы, под которым понимается
слияние с фирмой и преданность
ее идеалам. В основе «корпоративного
духа» фирмы лежит психология
группы, ставящей интересы группы выше
личных интересов отдельных Каждая японская
фирма состоит из множества групп.
В каждой группе есть старшие и
младшие, ведущие и ведомые. Старшие
и младшие в группе различаются
по возрасту, стажу работы и опыту.
Младшие в группе безоговорочно
воспринимают авторитет старших, оказывают
им знаки внимания и уважения. Они
подчиняются старшим. Группы ориентированы
на цели и задачи фирмы. Работая на
цели фирмы, каждый японец понимает, что
он работает на группу и на себя. Каждый
работник ощущает себя частью фирмы.
Знакомясь с кем-либо, японец представляется:
«Я из компании «Сони», «Хонда» и
др. Этим японцы отличаются от американцев,
которые такую форму Японцы, высоко
ценящие групповые отношения, особенно
внимательно отслеживают свое положение
в группе. Они чутко реагируют
на изменение места каждого Для крупных
японских фирм характерна система «пожизненного
найма», которая охватывает до 30% общего
числа наемных работников. Сущность
этой системы сводится к следующему:
каждый год в начале апреля (после
окончания учебного года) фирмы заполняют
имеющиеся вакансии выпускниками школ
и университетов, которые после
адаптации и обучения приступают
к непосредственному выполнению
своих обязанностей. Фирмы гарантируют
своим работникам занятость не только
до их выхода на пенсию в 55 лет (а в
некоторых фирмах в 60 лет), но и в
случае спада производства и возникновения
других непредвиденных обстоятельств.
Японские работники
стремятся попасть на фирмы, практикующие
у себя систему «пожизненного
найма». Работник, уволенный с такой
фирмы, воспринимает свое положение
как катастрофическое, унижающее
его в социальном плане. Сам факт
увольнения работник всячески скрывает
от своей семьи и родственников,
которые в силу сложившихся традиций
смотрят на него как на изгоя, у
которого недостаточно знаний, профессионализма,
способностей и старания. Система
«пожизненного найма» очень выгодна
как предпринимателям, так и работникам.
Предприниматели приобретают Работники, ... |
«пожизненно»
нанятые фирмой, испытывают чувство
глубокого удовлетворения от того,
что получили признание их способности,
образование и уровень /подготовки.
У работника появляются чувства
стабильности своего положения в
жизни, уверенности в завтрашнем
дне. К нанявшей их фирме работники
проникаются чувствами Сложившееся положение
заставляет руководителей фирм осуществлять
мероприятия, направленные на модернизацию
системы «пожизненного найма». Среди
этих мер — увольнение или предложение
ухода на пенсию работников, еще
не достигших пенсионного Система «пожизненного
найма» тесно переплетается с
системой оплаты за труд «по выслуге
лет». Сущность этой системы состоит
в том, что размер заработной платы
непосредственно зависит от непрерывного
стажа работы. Данная система оплаты
труда вытекает из характерного для
японского общества уважения к старшим:
«Старшего надо уважать». На величину
заработной платы в Японии влияет
большое число разнообразных
факторов. В укрупненном виде можно
сказать, что в состав заработной
платы входят три основные составляющие:
базовый оклад, надбавки и бонусы
(премии, выплачиваемые два раза
в год — в июне и декабре).
Базовый оклад
обеспечивает прожиточный минимум
работников. Если это условие нарушается,
то подтягивание заработной платы до
прожиточного минимума производится с
помощью надбавок (за групповое мастерство,
на семью — на неработающих жену
и детей, за руководство людьми, за
сверхурочную работу (выплачивается
только рядовым работникам и специалистам.
Руководители такой надбавки не получают).
Под оптимальной заработной платой
японцы понимают такую ее величину,
которая дает возможность японской
семье ежемесячно отложить в банк
не менее 20% своих доходов. Действующая
в Японии система оплаты труда
подчиняется требованиям Система оплаты
за труд «по выслуге лет» оказывает
значительное влияние на систему
«продвижения по старшинству» («систему
синьоризма»). При выдвижении работника
на руководящую должность Система «синьоризма»
отвечает требованиям принципа уравниловки.
«Каждый в свое время займет соответствующее
положение». Работая в фирме, младшие
постепенно поднимаются по служебной
лестнице. В первый год работы они
попадают под опеку и влияние
старших, которые тщательно отслеживают
каждый их шаг. Однако на следующий
год, когда в апреле на фирму придут
новые работники, вчерашние новички
становятся их опекунами. Так начинается
их движение вверх по служебной лестнице.
Для многих японских
фирм характерна ротация персонала,
которая заключается в том, что
примерно через каждые 3—5 лет производится
переучивание персонала новым Идея о необходимости
создания движения, направленного на
повышение качества продукции, принадлежит
американцу Демингу. Однако эта идея
получила свое развитие не в Америке,
а в Японии. Движение за качество
возникло в Японии в 50-х гг. Сначала
оно выражалось в виде борьбы за
бездефектность выпускаемой продукции,
а затем вылилось в мощную систему
управления качеством. На качество производимого
изделия оказывает влияние В основу японской системы управления качеством продукции заложена концепция «тотального» контроля за качеством в рамках фирмы, ... |
которая
приобрела статус религии. Контроль
за качеством охватывает все стадии
производства. В систему контроля
вовлечены все работники фирмы,
включая секретаря и Во всех сферах
японской экономики в настоящее
время действуют группы (кружки)
качества, в которые помимо рабочих
включаются мастера и инженеры. Группы
(кружки) качества решают все проблемы,
начиная от технологических и
заканчивая социально-психологическими.
Японская система управления качеством
не дает сбоев. Это является результатом
ее продуманности и простоты. Ставка
на выпуск высококачественной продукции
объясняется, во-первых, национальными
чертами и традициями японцев, и
во-вторых, тем, что Япония практически
не имеет сырьевых ресурсов. Она
полностью импортирует В начале 70-х
гг. вице-президент автомобильной
компании «Тоета» Т. Оно предложил
систему организации труда « Система «Канбан»
получила свое название от металлического
знака треугольной формы («канбан»
в переводе означает «табличка», «знак»),
который сопровождает детали в процессе
производства и перемещения. На этом
знаке размещается вся Система «Канбан»
следит за производством продукции
на участках по часам и даже минутам
и отправляет готовые детали на последующие
операции только в, тот самый момент,
когда там появится в них потребность,
а не тогда, когда они будут
изготовлены. Это требование относится
как к самому производственному
процессу, так и к деталям (узлам),
хранящимся на складах, а также к
деталям (узлам), поступающим от поставщиков
в процессе производственной кооперации.
Поставщики вынуждены подстраиваться
под ритм работы предприятия-потребителя
их продукции и вводить у себя
аналогичную систему. Система «Канбан»,
распространяясь, охватывает целые
отрасли. Система «Канбан»
оказывает непосредственное влияние
на размер складских запасов, сокращая
их до оптимальных размеров. Так, количество
деталей на складах фирмы «Тоета»
рассчитано на один час, а поставщики
поставляют детали (узлы) — три—четыре
раза в день в нужное время и
высокого качества. США и некоторые
страны Западной Европы применяли у
себя систему «Канбан» для повышения
эффективности производства. Однако
следует отметить, что в полном
объеме эта система не была внедрена
нигде. Это объясняется прежде всего
тем, что система, созданная в
Японии, ориентирована на национальные
ценности. Вызов, брошенный
Японией в конце 70-х — начале
80-х гг. всему западному миру, свидетельствует
о наличии целого ряда преимуществ
японской модели менеджмента по сравнению
с американской. 2.3 Модель компетенций.
Надо отметить
одну из новейших моделей систем управления
персоналом - это модель концентраций.
Вопросы, связанные
с созданием модели компетенций,
сейчас представляют для HR-менеджеров
огромный интерес т.к. опыт практического
применения модели компетенций и
профилирования должностей в украинских
компаниях едва ли не единичный. В
настоящее время разработка моделей
компетенции ведется во многих московских
компаниях, но все они сейчас сделали
лишь первые шаги, и естественно, что
все хотят знать, куда идти дальше
и где почерпнуть соответствующую
информацию. Еще, как мне
кажется, эта тема привлекает такое
внимание, поскольку модель компетенций
является самой оптимальной методикой
оценки персонала в процессе его
подбора, аттестации и выявления
потребности в обучении. Таким
образом, можно говорить о том, что
модель компетенций - это краеугольный
камень системы управления персоналом
вообще, на который могут быть положены
все наши подсистемы и процессы. К примеру, разработка модели компетенций в ТрансТелеКоме проходила следующим образом: в ТрансТелеКоме с самого начала понимали, что без систематизации всех накопленных знаний в этой области и без их внедрения компания не сможет идти дальше. Ведь вопрос подбора персонала всегда актуален, а особенно сейчас, когда компания растет чрезвычайно быстрыми темпами, и при таком динамичном росте отбор ведется серьезно, а его критерии достаточно высоки. Уже очевидно, что в следующем году потребуется серьезнейшая оценка персонала, ... |
что связано
с переориентацией компании от строительства
к продаже услуг связи. Естественно,
что на этом этапе будут востребованы
другие качества персонала, поэтому
в целях его развития в соответствии
с новыми стратегическими задачами
компании существует насущная необходимость
определения потребности в Если в результате
кто-то не соответствовал этой модели,
то по отклонениям определялась лишь
потребность в обучении, потому что
оценка ни в коем случае не преследовала
никаких карательных целей. Была
поставлена совершенно четкая задача
– обучение и развитие. Была выявлена
потребность в обучении, которое
провели очень эффективно, и это
притом, что оно включало в себя
три тренинга, что абсолютно недостаточно.
Тем не менее, качественный, очевидный
для всех рывок произошел, и сейчас
продолжается поддерживающее обучение,
которое проводится один раз в
месяц, а в конце года будет
проведена очередная оценка. К
этим изменениям сами сотрудники отнеслись
к этому с увлечением, несмотря
на то, что приходится это делать
и в субботу, и после работы.
И это не только нравится, но и
оказывается полезным в работе. После
обучения начали создавать вместе с
секретарями стандарты деловой
корреспонденции, пишем корпоративный
глоссарий, и секретари очень
заинтересовались этим, потому что
в своей рутинной работе они смогли
найти новую творческую сторону.
Серьезные улучшения
в работе секретарей после ввода
этой новой модели совершенно очевидно,
что они четко стали понимать,
где находятся точки На данный момент
модель компетенций была разработана
пока только для секретарей. Недостаток этой
модели заключается в том, что
модель компетенций наиболее оптимальна
именно в крупных компаниях, потому
что именно они обладают серьезными
ресурсами. Поэтому именно в крупных
компаниях сейчас активно стараются
внедрять модель компетенций. Но и в любой,
сравнительно небольшой компании может
существовать стратегия, и модель компетенций
будет зависеть именно от нее, потому
что стратегия влечет за собой
прописанную или даже не прописанную,
но существующую как система норм
кадровую политику. Определить то, какой
персонал может потребоваться компании
в следующем году, могут только
они, потому что подбирать персонал
под сиюминутную задачу не имеет
никакого смысла. И каждый следующий
шаг в развитии компании работает
на определение того, каким должен
быть персонал, какими компетенциями
должен обладать и, соответственно, каких
людей нужно набирать в компанию
и как их развивать. А преимущество
этой модели в том, что в скором
будущем помимо обучения модель компетенций
понадобиться на всех этапах.Она будет
необходима в процессе подбора персонала.
Сейчас нам остро необходимы тесты
для первичного отсева кандидатов,
потому что поток их велик! Предполагается
“вложить” в эту модель компетенций
еще и компьютерную психодиагностику.
При отборе специалистов
данное предприятие обращаемся к
рекрутерам только, когда занимается
подбором на высокие позиции или
когда ищут редких специалистов, например,
в области информационных технологий.
Что же касается специалистов среднего
звена, то наш рынок достаточно невелик,
то есть все друг друга знают, и
обращаться в рекрутинговое агентство
зачастую нет никакой необходимости.
Специалисты просто переходят из
компании в компанию. Заключение Итак, моделирование позволяет заранее предвидеть ход событий и тенденции развития, присущие управляемой системе, выяснить условия ее существования и установить режим деятельности с учетом влияния разных факторов. При этом, ... |
на
первый взгляд, может показаться, что
чем большее количество факторов
учтено в модели, тем лучше сама
модель. На самом деле детализированная
модель не всегда целесообразна, так
как это излишне усложняет
модель и труднее ее анализировать.
Может оказаться,
что решение, оптимальное для
системы в целом, является неоптимальным
для отдельных частей этой системы
- ее подразделений. Поэтому вместе
с оптимальными решениями должен
быть продуман механизм, позволяющий
сделать его оптимальным для
всех участников. Существует проблема
адекватности критерия оптимальности
целям функционирования моделируемой
системы. Например, точная формулировка
цели не всегда дает возможность сформулировать
критерий оптимальности. Другая проблема
связана с неоднозначностью определения
самой цели. При использовании
экономико-математических методов
обычно принято считать, что существует
единственный критерий оптимизации. Однако
организация может иметь В работе был
проведен анализ различных систем управления,
в частности американской и особенно
японской. Изучение передового опыта
является очень существенной и актуальной
задачей. Однако при сравнительном
анализе любых систем управления
необходимо иметь ввиду, что чисто
механическое применение той или
иной системы управления еще не гарантирует
высокой эффективности. Эффективность
производственной организации обусловлена
не столько использованием той или
иной системы управления, сколько
тем, как приспособлены ее элементы
к производственно-рыночным условиям,
в которых функционирует Изучение эффективных
приемов в управлении персоналом
дает нам широкую возможность
их применения, при условии их адаптации
к специфическим условиям работы
организации, способствуя тем самым
наиболее передовому и эффективному
развитию системы менеджмента. Сопоставление
японской и американской моделей
менеджмента показывает, что нельзя
переносить одну модель менеджмента
в экономику другой страны без
учета ее специфических условий
и, прежде всего, психологических и
социально-культурных факторов. Однако сравнение
этих двух моделей представляет значительный
интерес для нас, так как формирование
отечественной модели менеджмента
требует изучения опыта других стран.
Список использованной литературы.
|