Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 12:37, курсовая работа
Анализ литературы показал, что в отечественной науке управления теме, выбранной мной для данного реферата, выделяется достаточно скромное место. В чем тут причина - не знаю. Возможно, виной тому то, что наша, российская, теория управления еще достаточно молода по сравнению со, скажем, американской. Но факт остается фактом: в работах российских авторов ( в частности, - Щекин Г.В. Основы кадрового менеджмента. - 1993, можно привести и другие примеры) внимание уделяется главным образом математическим расчетам необходимого числа служащих.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Стадии процесса кадрового планирования………………………..3
1.1. Определение влияния стратегических целей организации
на отдельные ее подразделения………………………………………………..3
1.2. Определение будущих потребностей……………………………………..5
1.3. Учет имеющихся кадров при определении числа необходимой
рабочей силы…………………………………………………………………….6
1.4. Методы прогнозирования кадровых потребностей……………………..8
1.5.Разработка конкретных планов……………………………………………..10
Глава 2. Основные виды кадрового планирования………………………….13
2.1. Планирование потребностей в персонале………………………………..13
2.2. Планирование использования кадров………………………………….....15
2.3. Планирование обучения персонала…………………………………..…...16
2.4. Планирование сокращения (высвобождения) персонала………..……16
Заключение………………………………………………………………………18
Список используемой литературы…………………………………………….19
Особое значение ресурсный блок приобретает в условиях инновационного процесса, поскольку кадры составляют важнейший элемент научно-технического потенциала фирмы, причем работающий в режиме активной обратной связи (генерирование нововведений). В данном блоке выявляются те, кто способен развиваться в неопределенных условиях (новаторов), оценивается их пригодность к творческой работе. Часто меняется и еденица оценки, ею становится группа работников.
Следующая
ступень – оценка соответствия требований
и ресурсов (в настоящее время
и в будущем). Выявление разрыва
окончательно корректирует количественную
и качественную потребность в
кадрах. Очень важно установить природу
несоответствия требуемого и имеющегося,
поскольку этим обуславливается
круг мероприятий по его ликвидации.
1.4. Методы прогнозирования кадровых потребностей.
Прогнозирование потребностей в персонале организации может быть выполнено при использовании ряда методов (по отдельности и в комплексе). Понятно, что, независимо от используемого метода, прогнозы представляют собой определенные приближения и не должны рассматриваться в качестве абсолютно верного результата, этакой “истины в последней инстанции”.
Методы для прогнозирования потребностей в персонале могут быть основаны либо на , скажем так, суждениях, либо наиспользовании математики. Суждения включают оценки управляющих и методику Дельфи.
1. При использовании
метода оценок управляющих менеджеры
2. При методике Дельфи каждый из экспертов делает независимую оценку того, каким будет следующий запрос, руководствуаясь всеми основными допущениями. Посредники, представляют прогноз и предположения каждого эксперта другим, и позволяет экспертам пересматривать их позиции, если это надо. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не появляется согласие.
Методы, основанные на использовании математики, включают различные статистические методы и методы моделирования. Статистические методы используют исторические данные для проектирования будущего состояния. Одним из них можно считать экстраполяцию – наиболее простой и часто употребляемый метод, который состоит в перенесении сегодняшней ситуации (пропорций) в будущее. Привлекательность этого метода состоит в его доступности. Ограниченность заключается в невозможности учесть изменения в развитии организации и внешней среды. Поэтому этот метод подходит для краткосрочного планирования и для организаций со стабильной структурой, действующих в относительно стабальных внешних условиях.
Методы моделирования обычно обеспечивают упрощенный просмотр кадровых потребностей в организации. При изменении входных данных кадровые разветвления могут проверяться для различных сценариевпотребностей в персонале.
Если брать
во внимание историю, то прогнозы, основанные
на суждениях, использовались
Отдельно выделяю методы определения необходимой численности кадров предприятия. При этом следует различать :
- общую потребность в персонале, представляющую собой всю численность персонала, которая необходима предприятию для выполнения запланированного объема работ (брутто-потребность в кадрах),
- дополнительную потребность, количество работников, которое необходимо в планируемом периоде дополнительно к имеющейся численности базового года, обусловленное текущими нуждами предприятия (нетто-потребность в кадрах).
|
Где БПП
– брутто-потребность в
Если из количественного значения брутто-величины вычесть фактический наличный состав персонала и учесть будущие изменения в нем (выход на пенсию, переводы, увольнения), то получим нетто-потребность в персонале.
Если это величина положительная, то возникают проблемы найма персонала, если отрицательная – его приспособления к потребностям.11
1.5. Разработка конкретных планов.
Как только требования к персоналу определились, должны разрабатываться планы действия для достижения желаемых результатов. Если требования сети указывают потребность для добавлений, планы должны делаться набирать, выбирать, ориентировать, и подготавливать определенные количества и типы необходимого персонала. Если уменьшение в трудовом составе необходимо, планы должны делаться так, чтобы реализовать необходимые корректировки. Если время не имеет значения, естественное изнашивание может использоваться, чтобы уменьшать трудовые издержки. Однако, если организация не может предоставлять роскошь естественного изнашивания, то число может сокращаться или при уменьшении общего числа служащих или при создании других корректировок, которые не приводят к отставке служащих.
Имеются четыре базисных пути, как сократить общее число служащих:
(1) Сокращения производства;
(2) Истечение срока, завершение;
(3) побуждения к раннему уходу в отставку;
(4) побуждения
к добровольному уходу с
Подходы, не приводящие к отставке служащих включают
(1) реклассификацию;
(2) пересылку;
(3) распределение работы.
Реклассификация включает или понижение в должности служащего, понижение возможностей работы, или комбинации этих двух. Обычно, реклассификация сопровождается уменьшением оплаты. Пересылка включает перемещение служащего в другую часть организации.
Распределение работы - установка, чтобы ограничить сокращение производства и завершения через пропорциональное уменьшение часов среди служащих.
Планы действия должны планироваться постепенно с выполнением
кадрового планирования.
На организационные
цели влияет большое количество исторических
и относящихся к окружению
факторов. Относящиеся к окружению
факторы будут включать переменные
типа экономики, конкуренции и технологии.
Когда организационные цели установились,
они транслируются в
Отдельные менеджеры определяют человеческие ресурсы, необходимые для достижения целей. Отдел кадрового планирования соединяет и определяет общий спрос в персонале для данной организации.
Подобно
этому, сеть кадровых требований основывается
на информации, представленной на рассмотрение
различными отделами организации в
свете доступного персонала и
ожидаемых изменений. Если требования
сети положительны, организационные
орудия - набор, выбор, обучение, и разработка.
Если требование отрицательно, соответствующие
корректировки должны делаться через
сокращения производства, истечение
срока, раннюю отставку или добровольный
уход.
Глава 2. Основные виды кадрового планирования.
С производственно-экономической точки зрения кадровое планирование представляет собой оцениваемое с помощью чисто экономических и организационных критериев соответствие между работником и его рабочим местом на определенном участке труда.
Разнообразие этих задач определяет тот факт, что все кадровое планирование можно поделить на следующие его виды:
-планирование потребностей в персонале,
-привлечения (набора) персонала,
-использование и сокращения персонала,
-обучения персонала,
-сохранения кадрового состава,
-расходов на содержание персонала,
-производительности.
Разумеется, все виды кадрового планирования тесно связаны друг с другом, взаимно дополняют и корректируют мероприятия, предусмотренные в том или ином плане.
2.1. Планирование потребности в персонале.
Включает:
Оценку наличного потенциала трудовых ресурсов;
Оценку будущих потребностей;
Разработку программ по развития персонала.
Конкретное определение потребности в персонале представляет собой расчет необходимого числа работников по их количеству, квалификации, времени, занятости и расстановке в соответствии с текущими и перспективными задачами развития предприятия. Расчет производится на основе сравнения расчетной потребности в рабочей силе и фактического состояния обеспеченности на определенную дату и представляет собой информационную основу для принятия управленческих решений в области привлечения персонала, его подготовки и переподготовки.
ТАБЛИЦА1.
Действующие взаимосвязи в
Факторы |
Их влияние |
Методы определения |
1.
Факторы, существующие вне | ||
1.1.Изменение конъюктуры | Сбытовые возможностипредприятия Себестоимость |
Анализ тенденций, оценка |
1.2.Изменение структуры рынка | Анализ рынка | |
1.3.Конкурентные отношения | Анализ положения на рынке | |
1.4.Данные,
определяемые экономической |
Анализ экономических данных и процессов | |
1.5.Тарифное соглашение | Прогноз последствий, анализ принятых соглашений | |
2.
Факторы, существующие на | ||
2.1.Запланированный объем сбыта | Количественные и качественные потребности в кадрах (новый спрос или пониженный спрос) | Принятие предпринимательских решений в соответствии с оценкой факторов, перечисленных в пункте 1. |
2.2.Техника, технология, организация производства и труда | Численность необходимого
персонала
Объем и качество готовой продукции |
Показатели на основе эмпирических данных организационного характера и науки о труде |
2.3.Текучесть кадров | Дополнительная потребность в работниках для замены выбывших | Учет убытков |
2.4.Простои | Нерациональное
использование персонала
Сокращение объема производства |
Определение доли текучести кадров и простоев |
2.5.Стратегия профсоюза | Кадровая политика |
Переговоры |
Поскольку этот вид планирования был достаточно подробно рассмотрен выше, не буду останавливаться на нем.
2.2. Планирование использования кадров.
Осуществляется посредством разработки плана замещения штатных должностей.
Цель – по возможности целесообразное, то есть экономичное и справедливое по отношению к человеку распределение потенциала рабочей силы между вакантными рабочими местами. Реализация планирования использования кадров должна обеспечить оптимальную степень удовлетворенности работополучателей своими рабочими местами в том случае, если были учтены их способности, умения, требования и мотивация.
При определении
места работы в процессе планирования
использования кадров наряду с учетом
квалификационных признаков следует
принимать во внимание также психические
и физические нагрузки на человека
на том или ином рабочем месте,
их соответствие возможностям человека,
принимаемого на работу. Посредством
такой конкретизации
Особые
проблемы в планировагнии использования
кадров возникают при обеспечении
занятости таких групп
2.3. Планирование обучения персонала.
Оно призвано использовать собственные производственные ресурсы рабртающих без поиска новых высококвалифицированных кадров на внешнем рынке труда .Кроме того, такое планирование создает условия для мобильности и саморегуляции работника, ускоряет процесс адаптации к изменяющимся условиям производства.
Планирование обучения должно учитывать:
-требуемое количество учеников;
-количество существующих работников, нуждающихся в обучении или переобучении;
-новые
курсы или расходы на
Это качественная составная часть кадрового планирования. Она включает в себя все усилия предприятий по сохранению соответствующего уровня знаний у трудового коллектива или же на повышение квалификационного уровня путем дополнительной подготовки.