Организация труда и рабочего места персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - теоретическое обобщение сущности организации труда, изучение организации рабочих мест и анализ зарубежного опыта в организации труда.

Для достижения цели курсовой работы необходимо выполнение следующих задач:

Исследовать литературные источники, публикации зарубежных и отечественных авторов, раскрывающих сущность, задачи и теоретические основы организации труда.

Изучить понятие рабочих мест и задачи их организации.

Исследовать публикации, посвященные классификации рабочих мест.

Предметом исследования является процесс организации труда.

Оглавление

Введение
Глава 1: Организация труда.
Сущность и содержание организации труда.
Задачи и направления организации туда.
Глава 2:Организация рабочих мест.
2.1 Понятие рабочих мест, задачи их организации
2.2 Планировка рабочих мест и его оценка.
2.3 Оснащение рабочих мест и его оценка
2.4 Обслуживание рабочих мест

Глава 3: Анализ состояния организации труда на рабочем месте.
3.1 Разделение труда и его обоснование.
3.2 Условия труда.
3.3 Нормирование труда
3.4 Организация заработной платы.
Заключение
Список используемой литературы и источников

Файлы: 1 файл

курсовая по управлению.docx

— 78.84 Кб (Скачать)

 

В любом случае, если в  силу характера труда от работника  требуется постоянное рабочее положение, вызывающее значительные статические  нагрузки, для него следует проектировать  возможность перемены положения. Для  человека, работающего стоя, должна быть предусмотрена возможность  часть работы выполнять сидя, и  наоборот. При установлении рабочей  позы необходимо учитывать высоту рабочей  поверхности, расстояние наблюдаемого объекта от глаз, угол зрения и зрительный фокус, высоту сидения. При проектировании размещения средств отображения  информации (контрольно-измерительных  приборов, экранов телевизоров, мнемосхем  и др.) учитываются оптимальные  углы обзора и зон наблюдения в  поле зрения работника. Большое значение имеет выбор размеров и компоновки знаков и их элементов на контрольно-измерительных приборах, выбор цвета знаков и фона, на которых они изображены.

 

Установка на рабочем месте  средств безопасности зависит от того, какую опасность представляют те или иные средства труда. В одном  случае достаточно установить предупреждающий  об опасности знак. В другом случае необходимо оградить или изолировать  источник опасности. В третьем случае необходимо изолировать или ограждать  непосредственно работника.

 

 

2.3  Оснащение  рабочих мест и его оценка

 

 

Оснащение рабочего места  представляет собой совокупность расположенных  в пределах рабочего места основного  технологического и вспомогательного оборудования, технологической и  организационной оснастки, инструмента, технической документации, средств  связи и сигнализации, средств  охраны труда. Набор этих средств  зависит от технологического назначения рабочего места, уровня его специализации, системы обслуживания рабочих мест.

 

Конкретные виды оснащения, которые могут быть самыми раз­нообразными, должны соответствовать особенностям каждого рабочего места и обеспечивать рациональное использование рабочего времени, экономию физиологических  усилий, безопасность труда, комфортность и эффективность работы.

 

Типичными основными видами оснащения являются следующие:

 

• основное технологическое  оборудование, которое предназначено  для выполнения основной работы на данном рабочем месте. Это могут  быть станки, механизмы, агрегаты, аппараты, конвейерные линии, счетная и  вычислительная техника, персональные компьютеры, печатно-множительная техника, пульты управления и т.п.;

 

• вспомогательное оборудование - индивидуальные подъемно-транспортные устройства, транспортеры, тележки, рольганги, склизы для перемещения материалов и др.:

 

• технологическая оснастка - рабочие и мерительные инструменты, приспособления, запасные части, канцелярские принадлежности для служащих, сменные  принадлежности типа картриджей и т.п. для печатно-множительной техники;

 

• рабочая   документация   и   специальная   литература - инструкции, технологические  карты,  правила техники  безопасности, картотеки, дела, справочники, пособия и др.;

 

• организационная оснастка, к которой относятся рабочая  мебель (столы, верстаки, стулья, кресла, шкафы, тумбочки, стеллажи, полки), часы, средства для размещения технологической  оснастки и рабочих документов (ложементы, пюпитры, картотеки), приспособления типа подставок, приставок к столам, подлокотников, подножных решеток, упоров;

 

• средства безопасности - ограждения, экраны, средства инди­видуальной  защиты   (очки,  респираторы,   перчатки,   специальные одежда и обувь), средства противопожарной  защиты, вытяжная вен­тиляция, предупреждающие  об опасности надписи и графика  др.;

 

• средства освещения (общего для всего помещения и местного для рабочей поверхности или  пространства);

 

• средства связи с другими  рабочими местами и с местом руко­водителя;

 

• средства сигнализации (звуковые, световые, знаковые) о неисправностях, аварийных ситуациях;

 

• рабочая тара для сырья, материалов, полуфабрикатов, готовых  изделий, отходов производства (контейнеры, поддоны,  коробки, ящики);

 

• средства для поддержания  на рабочем месте нормального  микроклимата;

 

• хозяйственные средства для ухода за оборудованием и  рабочим местом (щетки, ветошь, совки, веники, масленки, урны для мусора и  др.)

 

Могут быть и другие виды оснащения. Главное требование к  перечисленному оборудованию и оснастке — качество и обеспечение высокой  производительности.

 

Средства оснащения подразделяются на постоянные и временные. К предметам  постоянного пользования относится  все, что должно находиться на рабочем  месте, независимо от характера выполняемой  работы:

 

•   оборудование;

 

•   постоянно используемые приспособления и инструменты;

 

•   подъемно-транспортные устройства;

 

•  вспомогательные материалы  и инструменты по уходу за оборудованием;

 

•   инвентарь постоянного  пользования и др.

 

 Переменные, в отличие  от постоянных, придаются рабочему  месту для проведения разовых,  или случайных работ: 

 

•   приспособления для  данной операции;

 

•   рабочие и мерительные  инструменты;

 

•  тара для обработки, хранения и передачи данной конкретной продукции.

 

К каждой разновидности элементов  оснащения рабочих мест предъявляются  определенные требования.

 

Основное и вспомогательное  оборудование должно обеспечивать: удобство его обслуживания, наладки и ремонта; рациональную рабочую позу (лучше  переменную) исполнителя; безопасность экс­плуатации и ремонта; возможность  применения прогрессивных приемов  и методов труда; удобство и легкость управления; экономию физиологических  усилий работников и снижение нервно-психической  нагрузки на них.

 

Размещение организационной  оснастки должно соответствовать последовательности выполняемых работ и быть подчинено  удобству пользования ею. Необходимо предусматривать раздельное хранение документации, режущих, мерительных  и вспомогательных инстру­ментов, запасных частей и приспособлений.

 

Столы и стеллажи, на которых  хранятся предметы труда, должны располагаться  так, чтобы соответствовать по высоте или быть несколько выше уровня обработки  деталей, а высота столов или стеллажей  для готовой продукции - соответствовать  уровню ее обработки или быть несколько  ниже его.

 

При выборе рабочей мебели необходимо считаться с антропометрическими  данными и полом работников, иметь  регулируемые по высоте сидения и  регулируемые по углу наклона спинки сидений. Высота рабочей поверхности  столов выбирается с учетом характера  работы и пола работников. Например, для женщин, выполняющих очень  тонкие зрительные работы, высота поверхности  стола рекомендуется в размере 930 мм, а при  сборке крупных деталей - 630 мм. Для мужчин эта высота будет  равна соответственно 1020 и 680 мм.

 

Мебель по своим габаритам  не должна загромождать рабочее место, а ее количество нуждается в обосновании, при этом следует руководствоваться  необходимостью рационального использования  производственной площади.

 

Количество полок в  шкафах и стеллажах, ящиков в тумбочках  и столах должно быть достаточным  для размещения технологической  оснастки, рабочей документации, предметов  хозяйственного обихода. Если полы в  помещении не имеют деревянного  или линолеумного покрытия, то в  местах, где непосредственно выполняют  свои производственные функции работники, следует устанавливать деревянные подставки для ног.

 

Большое значение имеет выбор  средств освещения. При освещении  рабочих мест необходимо обеспечить достаточный уровень общего освещения, специальное освещение рабочей  поверхности или пространства, одинаковость освещения разных приборов, контраст между рабочими элементами и фоном, отсутствие слепящего действия света.

 

 

2.4 Обслуживание  рабочих мест 

 

 

Обслуживание рабочих  мест является важной частью производ­ственного процесса и имеет своей целью  обеспечение их средствами и предметами труда, необходимыми для осуществления  производства. Такое обслуживание включает:

 

• своевременное доведение  до рабочих производственного задания  с соответствующей документацией;

 

• бесперебойное снабжение  рабочих мест материалами, заготовками,  полуфабрикатами,  комплектующими  изделиями,  инструментом и приспособлениями;

 

• ремонтное обслуживание, наладочные и транспортные работы, контроль качества продукции, поддержание  чистоты на рабочих местах.

 

Эффективность труда вспомогательных  рабочих, выполняющих пе­речисленные функции, во многом зависит от того, какая система об­служивания  основных рабочих принята на предприятии. Система обслуживания представляет собой комплекс регламентированных по объему, периодичности, срокам и  методам мер, определяющих сферу  деятельности отдельных групп вспомогательных  рабочих по обеспечению основных рабочих материалами, инструментом, доку­ментацией и комплексом услуг  и работ, необходимых для беспере­бойного  высокопроизводительного труда. Она  должна соответствовать типу производства и характеру труда на рабочих  местах основного производства, быть увязана со структурой производства и управления, обеспечивать комплексность  обслуживания.

 

Система обслуживания рабочих  мест базируется на функциональном разделении труда на предприятии, в результате которого основные рабочие максимально  высвобождаются от выполнения вспомогательных  работ, а каждая функция обслуживания осущес­твляется определенными  профессионально-квалификационными  группами вспомогательных рабочих.

 

Различают следующие функции  обслуживания рабочих мест:

 

•  производственно-подготовительная — комплектование предметов труда, выдача производственного задания  и технической документации, проведение производственного инструктажа;

 

• инструментальная — обеспечение  инструментом и приспо­соблениями;

 

• наладочная — наладка, переналадка и подналадка оборудования и технологической оснастки. Первоначальная наладка заключается в установке, оснащении и регулировке нового оборудования; переналадка — в  смене оснастки и регулировки  оборудования при переходе к производству нового изделия; подналадка — в устранении появившихся в ходе выполнения производственного  задания нарушений в работе оборудования и оснастки;

 

• контрольная — контроль качества продукции и соблюдение технологического режима, предупреждение брака, обслуживание и ремонт мерительного инструмента и контрольно-измерительной  аппаратуры;

 

• транспортно-складская  — приемка, учет, хранение и выдача материалов, деталей, доставка к рабочим  местам предметов и средств труда;

 

• поддержания в рабочем  состоянии основного и вспомогательного оборудования, включающая его профилактическое обслуживание и  ремонт;

 

•   энергетическая —  обеспечение рабочего места всеми  видами энергии;

 

• ремонтно-строительная —  текущий ремонт производственных помещений, строительство мелких вспомогательных  помещений, ремонт дорог и подъездных путей;

 

• хозяйственно-бытовая  — систематическая уборка производственных помещений и территорий, санитарно-гигиеническое  и культурно-бытовое обслуживание.

 

Все эти функции могут  выполняться по различным системам — централизованной, децентрализованной и смешанной.

 

При централизованной системе  обслуживание осуществляется едиными  функциональными службами предприятия.

 

Децентрализованная система  предусматривает, что функции обслуживания выполняются либо производственными, либо об­служивающими рабочими, находящимися в данных подразделениях (цех, участок, линия).

 

При смешанной (комбинированной) системе одни функции об­служивания  выполняются централизованно, другие — децентра­лизовано.

 

Значительными организационными и экономическими преи­муществами  обладает централизованное обслуживание. Оно позволяет более рационально  использовать работников обслуживающих  служб, концентрировать их усилия в  необходимый период на определенных участках обслуживания, механизировать труд и т.д. При этом улучшаются возможности  для организации внутрипроизводственного  планирования работ по обслуживанию, что повышает их качество, надежность, своевременность, экономичность. При  децентрализованной системе каждый руководитель цеха имеет в своем  подчинении вспомогательных рабочих, которые выполняют весь комплекс необходимых работ. Это обеспечивает своевременность и оперативность  их выполнения. Однако, при этой системе  сложно обеспечить нормальную и стабильную занятость вспомогательного персонала, рациональное его использование  в соответствии с квалификацией. Наибольшее распространение на предприятиях получила смешанная (комбинированная) система обслуживания, при которой  часть функций обслуживания осуществляется централизованно, а другая часть- децентрализовано.

 

На выбор системы обслуживания влияют масштаб и тип производства, производственная структура предприятия, качественный уровень имеющегося оборудования, сложность выпускаемой продукции, требования к ее качеству, планировка производственных площадей и др. Однако, во всех случаях, критерием выбора оптимальной  системы обслуживания является минимум  затрат рабочего времени и материальных ресурсов на обслуживание при высоком  качестве последнего.

 

С этой точки зрения в  основу построения любой из перечисленных  систем должны быть заложены следующие  принципы:

 

•   планово-предупредительный, профилактический характер;

Информация о работе Организация труда и рабочего места персонала