Организация службы управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы – исследовать организацию службы управления персоналом. Для достижения цели в работе будут решены следующие задачи:
- теоретические аспекты организации службы управления персоналом;
- произвести анализ деятельности кадровой службы предприятия;
- рассмотреть направления совершенствования работы службы управления персоналом;
Объектом исследования является ОАО «Волжский дизель имени Маминых» (ОАО «ВДМ»).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ……..6
Роль службы управления персоналом…………………………..6
Структура службы управления персоналом………………….10
Кадровая политика, проводимая службой

управления персоналом……………………………... ……………….19
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ

ПЕРСОНАЛОМ…………………………………………………………..30
Организационно-экономическая характеристика

Предприятия……………………………………………………………30
Количественные и качественные характеристики кадров…..38
Анализ структуры службы управления персоналом и ее деятельности……………………………………………………………43
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОАО «ВДМ»……………………………………………50
Создание целостной системы управления персоналом………50
Внедрение современных информационных технологий, обучение и переподготовка персонала……………………………………………53
Экономическая эффективность предложенных мероприятий..57.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………65

Файлы: 1 файл

Диплом Челябинск.docx

— 239.45 Кб (Скачать)

Структура службы управления персоналом во многом определяется характером и размерами организаций, особенностями производства товаров или услуг. В мелких и средних организациях многие функции по управлению персоналом выполняют преимущественно линейные руководители, а в крупных формируются самостоятельные структурные подразделения по реализации функций. В ряде организаций создаются структуры управления персоналом, объединяющие все подразделения, имеющие отношение к работе с кадрами, под единым руководством заместителя директора по управлению персоналом. В зависимости от размеров организации состав подразделений изменяется: на мелких предприятиях одно подразделение может выполнять функции нескольких подсистем; на крупных функции каждой подсистемы, как правило, выполняет отдельное подразделение.

В состав службы управления персоналом многих организаций входят следующие подразделения: отдел кадров; отдел обучения и развития; отдел оценки персонала и оплаты труда; отдел социальной защиты и другие отделы социальной инфраструктуры; отдел охраны труда и техники безопасности; отдел охраны окружающей среды;  юридический отдел; отдел организации труда, производства и управления; отдел научно-технической информации; патентно-лицензионный отдел, бюро рационализации и изобретательства.

Исходя из целей стратегического управления, можно выделить функциональные подсистемы в системе управления персоналом, в которых решаются задачи стратегической важности.

1. Подсистема планирования и маркетинга персонала: разработка кадровой политики; разработка стратегии управления персоналом; анализ кадрового потенциала; анализ рынка труда; организация кадрового планирования; планирование и прогнозирование потребности в персонале;

организация рекламы; поддержание взаимосвязи с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами.

2. Подсистема найма и учета персонала: организация найма персонала; организация собеседований, оценки, отбора и приема персонала; учет приема, перемещений, поощрений и увольнений персонала; профессиональная ориентация персонала; организация рационального использования персонала; управление занятостью персонала; делопроизводственное обеспечение системы управления.

3. Подсистема трудовых отношений: анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений; анализ и регулирование отношений руководства; управление производственными конфликтами и стрессами; социально-психологическая диагностика; соблюдение этических норм взаимоотношений; управление взаимодействием с профсоюзами.

4. Подсистема условий труда: соблюдение требований психофизиологии труда; соблюдение требований экономики труда; соблюдение требований технической эстетики; охрана труда и техника безопасности; охрана окружающей среды; военизированная охрана организации и отдельных должностных лиц.

5. Подсистема развития персонала: обучение персонала; переподготовка и повышение квалификации персонала; введение в должность и адаптация новых работников; оценка кандидатов на вакантную должность; текущая периодическая оценка кадров; организация рационализации и изобретательства; реализация деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения; организация работы с кадровым резервом.

6. Подсистема мотивации поведения персонала: управление мотивацией трудового поведения; нормирование и тарификация трудового процесса; разработка систем оплаты труда; разработка форм участия персонала в прибыли и капитале; разработка форм морального поощрения персонала; организация нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом.

7. Подсистема социального развития: организация общественного питания; управление жилищно-бытовым обслуживанием; развитие культуры и физического воспитания; обеспечение здравоохранения и отдыха; обеспечение детскими учреждениями; управление социальными конфликтами и стрессами; организация социального страхования; организация продажи продуктов питания и товаров народного потребления.

8. Подсистема развития организационных структур управления: анализ сложившейся орг.структуры управления; проектирование новой орг.структуры управления; разработка штатного расписания; формирование новой орг.структуры управления; разработка и реализация рекомендаций по развитию стиля и методов руководства.

9. Подсистема правового обеспечения: решение правовых вопросов трудовых отношений; согласование распорядительных документов по управлению персоналом; решение правовых вопросов хозяйственной деятельности; проведение консультаций по юридическим вопросам.

10. Подсистема информационного обеспечения: ведение учета статистики персонала; информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом; обеспечение персонала научно-технической информацией; организация патентно-лицензионной деятельности; организация работы органов массовой информации организации. 

    1. Кадровая политика проводимая службой управления персоналом.

 

На смену отделам кадров постепенно приходят службы управления персоналом.

         Функции отделов кадров сводились  в основном к кадровому делопроизводству, оформлению приказов по служебным  перемещениям, ведению личных дел  работников. Такие службы играли  вспомогательную роль, были идеологизированными  и несамостоятельными в вопросах  подбора и расстановки кадров. В 70-80-ые годы престиж отделов  кадров еще более упал, оклады  сотрудников понизились. Часто работали  в таких службах женщины без  высшего образования, чья деятельность  сводилась в основном к формальностям. 

      Постепенное осознание важности человеческого фактора для успеха компании приводит к появлению  служб  управления  персоналом. Деятельность таких служб также отличается от деятельности отделов кадров, как ассортимент в магазине в пору дефицита отличается от изобилия в сегодняшнем супермаркете.

До недавнего времени  понятие "управление   персоналом " в нашей управленческой практике отсутствовало. Деятельность в этой сфере была рассредоточена между различными подразделениями: отдел кадров оформлял приказы на зачисление работников и хранил кадровую информацию, отдел организации труда и зарплаты осуществлял расчет потребности в сотрудниках по профессиям и квалификации, решал вопросы тарификации работников и рабочих мест, помимо этого существовали отдел обучения и подготовки кадров, отдел социального развития, отдел охраны труда и техники безопасности. Это приводило к тому, что работа с кадрами не была персонализирована, была формальной, за каждого конкретного работника никто не отвечал.

Сегодня службы управления  персоналом  стали многофункциональными, их задачи гораздо шире и многограннее, чем функции отделов кадров. Управление  персоналом  из вспомогательной, обслуживающей становится одной из ведущих функций предприятия. Главная цель службы   персонала - повышение эффективности работы сотрудников, разработка и реализация программы развития  персонала. Важнейшие задачи такой службы:

- социально-психологическая  диагностика; 

- анализ и регулирование  групповых и личных взаимоотношений; 

- управление конфликтами; 

- подбор и оценка кандидатов  на вакантные должности; 

- анализ кадрового потенциала  и потребности в персонале; 

- планирование карьеры  сотрудников; 

- аттестация   персонала;

- управление мотивацией.

      Каждый работник должен чувствовать внимание к себе со стороны  службы управления персоналом, туда он должен идти со своими проблемами. Именно  служба управления персоналом выступает посредником между руководителями и рядовыми сотрудниками.

      Основными принципами управления  персоналом  в настоящий момент являются индивидуализация и демократизация.

Индивидуальный подход к  каждому сотруднику на всех стадиях  его жизни в организации (прием, мотивация, повышение квалификации, планирование карьеры) позволяет учесть потребности каждого работника  и сбалансировать их с потребностями  предприятия.

Принцип демократизации предполагает учет коллективного мнения при решении  всех вопросов, демократичный стиль  руководства и управления, участие  сотрудников организации в осуществлении  управленческих функций. Работник должен знать, что его мнение будет услышано. Только тогда цели организации будут  восприниматься работниками как  собственные цели.

Персонал компании — это  один из главнейших ресурсов, обеспечивающих успешное развитие бизнеса. Наряду с финансовыми и материальными ресурсами он также подлежит управлению, которое должно строиться таким образом, чтобы достижение стратегических и тактических целей компании было подкреплено адекватными и своевременными мерами по изменению организационной структуры, упорядочению обязанностей руководителей и сотрудников, своевременной профессиональной ориентации сотрудников и их надлежащей подготовке. Условием для успешного развития предприятия служит сбалансированность интересов его собственников, персонала и клиентов. Поэтому организационное совершенствование и управление персоналом становится одной из главнейших функций менеджмента организации, обеспечивающих его эффективность.

На каждом предприятии существуют базовые элементы управления персоналом:1

- оперативный учет кадров;

- организационное совершенствование;

- оценку компетенции персонала  и контроль за производительностью труда;

- контроль трудовой дисциплины.

Реализация целей и  задач управления персоналом осуществляется через кадровую политику. Кадровая политика – главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой организации.2 В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом. Кадровая политика – это целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов организации и ее сотрудников.

Основной целью  кадровой политики является своевременное  обеспечение организации персоналом требуемого качества и в необходимой  численности. Другими её целями можно  считать:

  1. Обеспечение условий реализации прав и обязанностей граждан, предусмотренных трудовым законодательством.
  2. Рациональное использование кадрового потенциала.
  3. Формирование и поддержание эффективной работы трудовых коллективов.

Целевая задача кадровой политики может быть решена по-разному, и выбор альтернативных вариантов достаточно широк:

- увольнять сотрудников или  сохранять; если сохранять, то  каким путем лучше:

а) переводить на сокращенные формы  занятости;

б) использовать на несвойственных работах, на других объектах;

в) направлять на длительную переподготовку и т.п.

- подготавливать сотрудников самим  или искать тех, кто уже имеет  необходимую подготовку;

- набирать со стороны или  переучивать сотрудников, подлежащих  высвобождению с предприятия;

- набирать дополнительно сотрудников  или обойтись имеющейся численностью  при условии более рационального  ее использования и т.п.

При выборе кадровой политики учитываются  факторы, свойственные внешней и  внутренней среде предприятия, такие  как:

- требования организации, стратегия  развития организации;

- финансовые возможности организации,  определяемый и допустимый уровень  расходов на управление персоналом;

- количественные и качественные  характеристики имеющегося персонала  и направленность их изменения  в перспективе и др.;

- ситуация на рынке труда  (количественные и качественные  характеристики предложения труда  по профессиям организации, условия  предложения);

- спрос на сотрудников со  стороны конкурентов (частные  адвокатские конторы, частные  детективные агентства), складывающийся  уровень заработной платы;

- требования трудового законодательства, принятая культура работы с  персоналом и др.

Общие требования к кадровой политике в современных условиях сводятся к следующему3:

  1. Кадровая политика должна быть тесно связана со стратегией развития организации. В этом отношении она представляет собой кадровое обеспечение реализации этой стратегии.
  2. Кадровая политика должно быть достаточно гибкой. Это значит, что она должна быть, с одной стороны, стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания сотрудника, с другой – динамичной, то есть корректироваться в соответствии с изменением тактики организации. Стабильными должны быть те ее стороны, которые ориентированны на учет интересов персонала и имеют отношение к организационной культуре организации.
  3. Поскольку формирование квалифицированных кадров силы связано с определенными расходами для организации, кадровая политика должна быть экономически обоснованной, то есть исходить из ее реальных финансовых возможностей.
  4. Кадровая политика должна обеспечить индивидуальный подход к своим сотрудникам.

Информация о работе Организация службы управления персоналом