Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 18:21, контрольная работа
Целью настоящей курсовой работы является комплексное исследование этических аспектов проведения исследований систем управления менеджерами исследовательского типа.
Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
рассмотреть основные профессиональные и этические требования, предъявляемые к менеджерам исследовательского типа;
охарактеризовать роли, выполняемые менеджерами-исследователями;
исследовать этические проблемы проведения исследований систем управления;
Содержание
Совершенствование управления - необходимый элемент развития любой организации. Но совершенствовать управление можно по-разному - используя опыт (эмпирический подход) или решая наиболее острые проблемы, которые явно тормозят развитие (прагматический подход). Однако наибольший эффект может дать только научный подход, который подразумевает исследование объективных тенденций развития, анализ причин и факторов возникновения проблем, предвидение последствий их разрешения, распознавание "слабых сигналов" изменения обстановки, успехов и кризиса.
Исследование систем управления - главный фактор научного подхода к совершенствованию управления. Современными приемами и методами исследования в определенной мере должен владеть каждый менеджер. А для этого необходимо изучать эти методы.
Большое значение имеет и понимание специфики управления как объекта исследования, как особого вида деятельности, связанного с искусством влияния на людей, мотивацией эффективной деятельности, понимания системы ценностей и видением "тайных пружин" поведения человека.
Сложилось мнение, что "каждый менеджер в современных условиях до 30% рабочего времени должен уделять исследовательским работам". [7, с.134]
Поскольку менеджер в своей деятельности должен широко использовать исследовательский подход, ему необходимо знать и уметь применять принципы, методы и инструментарий исследования систем управления, организуя и проведя эти работы и используя их результаты. Применение исследовательского подхода в деятельности менеджера соответствует тенденциям мышления современного управленца и является потребностью современного периода развития экономики в условиях рыночных отношений и конкуренции.
При этом, как и всякое исследование,
связанное с исследованием
Этические проблемы, возникающие в ходе проведения исследования, это всегда дилеммы и конфликты. И хотя жестких правил немного, общепринятые принципы все же существуют, что делает возможным их теоретическое исследование и применение на практике.
Целью настоящей курсовой работы является комплексное исследование этических аспектов проведения исследований систем управления менеджерами исследовательского типа.
Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
рассмотреть основные профессиональные и этические требования, предъявляемые к менеджерам исследовательского типа;
охарактеризовать роли, выполняемые менеджерами-исследователями;
исследовать этические проблемы проведения исследований систем управления;
проанализировать этические
Объектом исследования являются управленческие отношения в организации.
Предмет исследования - этические аспекты проведения исследований систем управления.
Теоретической основой курсовой работы послужили труды таких авторов как: Т. Акимова, В.Г. Белов, И.О. Вагин, В. Волкова, В.В. Глущенко, В. Долятовский, Ю. Егоров, В.Я. Захаров, Т.Л. Короткова, А. Малин, В. Мухин, Н.Н. Маликова, В.М. Мишин, В.И. Мухин, Л. Ползунова, Э. Смирнов и др.
Каждый менеджер-практик при выполнении своих обязанностей и функций зачастую вынужден принимать управленческие решения в условиях неопределенности. Для ее уменьшения требуется проводить исследования систем управления (СУ) и уже на основе новых полученных знаний формировать необходимое решение. Особенно это относится к решениям проблем и задач стратегического и тактического характера. Участие менеджеров и всего управленческого персонала в исследованиях СУ не только является исключительно эффективной формой повышения их профессиональной квалификации, но и существенно способствует научности, динамичности, перспективности и в итоге конструктивному выполнению ими функций управления с более высоким качеством.
Для большинства управленческого персонала проведение исследований, связанных с совершенствованием управления на вверенных им местах, - это необходимая часть работы, так как без улучшения деятельности в объектах и субъектах управления социально-экономической системы предприятий в условиях конкуренции невозможно стабильно работать на том или ином рынке. Исследование становится неотъемлемой функцией управления.
При этом самое важное - создание и реализация инновационного потенциала предприятия, что опять-таки невозможно осуществить без исследовательских работ в области менеджмента. Усложнение возникающих проблем и процессов управления требует творческого подхода, что невозможно без проведения и использования результатов исследований, без внедрения передовых достижений науки в различных отраслях знаний, в том числе в психологии, экономике, технике и др.
Поэтому, естественно, что от деятельности менеджеров зависит результативность работы предприятия, доверие потребителей и его собственный авторитет.
При этом, "главными свойствами успешного менеджера высшего звена управления является способность обосновать стратегию и ясное видение будущего компании, что возможно лишь на базе проводимых исследований и выявление тенденций развития фирмы с учетом изменяющейся внутренней и внешней среды". [8, с.64] Только при наличии в фирме таких менеджеров у потребителей может быть сформировано доверие к ней.
Менеджеру исследовательского типа, как лидеру, необходимо обладать соответствующими свойствами. Наличие этих свойств должно обеспечивать выполнение требований и ожиданий потребителей, достижение целей и эффективность управления. Для этого менеджеру приходится выполнять многие роли, включая:
информационную;
управленческую, куда входит и исследовательская, обеспечивающая постоянное совершенствование всех элементов управляемой и управляющей подсистем;
согласующую;
представительскую.
Для успешного выполнения менеджерами работ по исследованию систем управления (СУ) они должны пройти специальный отбор, в ходе которого должно быть установлено наличие у них знаний и умений в данной области.
"Отбор конкретных менеджеров исследовательского типа может проводится на основе анализа качества каждого из возможных кандидатов. Для этой цели используются разнообразные способы, в частности;
• оценка кандидатов на основе статистического анализа результатов прошлой деятельности в качестве исследователей СУ;
коллективная оценка кандидата как специалиста в данной области;
самооценка кандидата;
аналитическое определение компетентности кандидата;
анкетная оценка специалиста в области менеджмента и др." [7, с.134]
Очень часто применяют одновременно несколько способов. Например, способы самооценки и коллективной оценки качеств предлагаемого в кандидаты исследователя. Такой подход позволяет достаточно обоснованно подобрать исследователей с необходимыми качествами. Однако следует признать, что "…способ оценок прошлой деятельности представляется более объективным, чем самооценок и коллективной оценки". [7, с.134]
При этом всех потенциальных менеджеров-
Таблица 1 - Пример классификации менеджеров-исследователей в зависимости от их качества и компетентности
Класс |
Качество и компетентность |
1-й |
Очень высокое |
2-й |
Высокое |
3-й |
Выше среднего |
4-й |
Среднее |
5. - й |
Ниже среднего |
6-й |
Низкое |
7-й |
Очень низкое |
Выбор числа классов качества менеджеров-исследователей в данном случае обусловлен "правилом семерки", которым традиционно пользуются специалисты при решении проблем управления качеством во многих странах за рубежом.
Для получения достаточно объективных результатов исследования СУ отбор желательно осуществлять из числа менеджеров-исследователей, относящихся к первым четырем классам качества. Кандидатов в менеджеры исследовательского типа более низких, классов качества привлекать к работе, как правило, не целесообразно.
Следует отметить, что "…при отборе менеджеров исследователей для включения в исследовательские группы можно использовать такое техническое средство как полиграф (больше известное как "детектор лжи").
Применение полиграфов может обеспечить:
устранение радикальных конфлик
определение и изучение свойств сотрудников (в том числе выявление склонности к вредным привычкам, определение психических заболеваний);
изучение социально-
составление психологических портретов партнеров;
составление психологических портретов конкурентов
безопасность бизнеса". [20, с.104]
Все это в итоге будет
Таким образом, обобщая сказанное можно утверждать, что менеджеры исследовательского типа в подавляющем большинстве случаев, должны соответствовать следующим основным требованиям:
профессиональной
креативности (умение решать творческие задачи);
научной интуиции;
заинтересованности в объективных результатах исследовательской работы;
деловитости (оперативность, собранность, умение переключаться с одного вида деятельности на другой, коммуникативность, независимость суждений, мотивированность действий);
психологической устойчивости;
объективности;
нонконформизма.
В соответствии с этими требованиями, менеджер исследовательского типа должен обладать необходимыми свойствами: целеустремленность, профессиональная компетентность, объективность, настойчивость, рациональность, уверенность, любопытство, любознательность, аттрактивность, экономность, оперативность, простата, сопереживание, самооценка, предвидение и научная интуиция, доверие, законопослушность, добросовестность и др.
Характеристика этих свойств приведена в таблице (см. Приложение А).
К другим свойствам, также необходимым менеджеру исследовательского типа, можно отнести:
способность проблемно и системно мыслить;
авторитетность (соответствие ожидаемым результатам);
аналитичность;
антиномичность (умение воспринимать, принимать, понимать и использовать другие точки зрения отличные от собственных или даже противоположные им);
безинерционность мышления;
доброжелательность;
здравомыслие;
имитационность (умение имитировать);
инициативность (внутреннее стремление к новому);
инновационность мышления;
восприятие общечеловеческих ценностей;
общий кругозор и эрудиция;
оригинальность мышления и логичность;
научная корректность;
научный кругозор;
общий культурный уровень;
открытость;
интеллектуальный потенциал;
латентность руководства;
организованность;
ответственность;
терпимое и конструктивное отношение к критике;
самокритичность;
порядочность;
превентивность мышления;
проблемность;
пунктуальность и точность;
трудолюбие и работоспособность
саморегуляция;
сбалансированная компромиссность;
системное и панорамное восприятие реальности;
справедливость;
уважительность к окружающим;
уверенность в коллегах и своих людях;
чувство долга;
чуткость к людям;
экспрезентность (умение делать правильные выводы при дефиците времени);
этичность. [12, с.166]
В зависимости от целей исследования СУ отбор менеджеров для их активного участия в исследовательских работах следует проводить с учетом тех или иных свойств.
Несмотря на то, что индивидуальная научная работа нередко дает большой эффект, современные исследования сложных систем, к каким следует отнести СУ социально-экономическими процессами предприятий, требуют коллективных усилий, формирования и использования коллективного научного интеллекта и профессионализма. Это связано с тем, что не всегда можно индивидуально решить в рамках СУ все проблемы из-за их высокой трудоемкости, необходимости соединения в работе разнообразных научных потенциалов, знаний, образования и других составляющих интеллекта исследователей. Поэтому, естественно, "…более высокая результативность исследований достигается коллективной научной деятельностью. При этом в коллектив могут входить различные индивидуумы, объединение которых для достижения общей цели позволит дать больший синергетический результат исследования. В таком коллективе каждый дополняет и взаимоусиливает друг друга". [17, с.64]
Коллективная деятельность проведения исследований во многом может усиливать их эффективность, но при подборе членов коллектива спонтанно, без учета их способностей и индивидуальных особенностей целенаправленный результат исследовательских работ будет значительно снижен. В общем случае при формировании коллективного интеллекта (т.е. при формировании исследовательской группы) необходимо использовать определенные правила, основные из которых перечислены ниже.
Информация о работе Организация исследования систем управления в компании