Организационные формы и структура управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

В первой главе даются понятия и принципы построения организационных структур, рассматриваются современные тенденции в их использовании, а также будут описаны особенности управления малыми и крупными фирмами.
Во второй главе охарактеризованы виды организационных структур, их преимущества и недостатки

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………. .......3
Глава 1. Проектирование и использование организационных структур
1.1 Структура и формы организации……………………………………………………………....5
1.2 Проектирование организационных структур.....................................................................6
1.3 Процесс проектирования...................................................................................................................8
1.4 Управление в малых и крупных фирмах............................................................................12
1.5 Современные тенденции в использовании организационных структур.....13
Глава 2. Виды организационных структур
2.1 Дивизиональная организационная структура и ее разновидности.....................................................................................................................………………....15
2.2 Адаптивные структуры……………………………………………………………………………18
2.3 Линейная организационная структура управления………………………………….22
2.4 Функциональная организационная структура управления организацией..23
2.5 Линейно-функциональная (штабная) структура управления……………....…...24
2.6 Матричная организационная структура управления………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………………………………………..28
Список литературы …………………………………………………………………………….………30
Приложение………………………………………………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

Основными направлениями  деятельности комитетов считаются:

  • выработка рекомендаций по совершенствованию методов организации и управления
  • координация работы нескольких равноправных подразделений, если руководство ими по тем или иным причинам нецелесообразно сосредоточивать в одних руках;
  •  
    принятие решений по сложным и непопулярным вопросам, таким, как увольнения, снижение заработной платы, упразднение подразделений и др.;
  • привлечение к управлению высококлассных специалистов (в том числе и рядовых), работающих в различных подразделениях;  
  • объединение так называемых разделенных полномочий, что предполагает возможность принятия решения по определенным вопросам только совместно всеми причастными к ним лицами.

В целом работа комитетов  способствует повышению гибкости управления, улучшению координации деятельности подразделений, стабилизации внутренних отношений в коллективе, активизации  людей, развитию у них творчества, росту квалификации.  
В то же время она связана с рядом сложностей, свойственных любому коллективу: требует больших затрат времени и средств, приводит к компромиссным решениям.  
Помимо комитетов, на уровне организации действуют группы по совершенствованию технологических процессов и целевые группы.  
Группы по совершенствованию технологических процессов нацелены на поиск путей улучшения их взаимодействия на стыках между подразделениями, например путем разработки новых маршрутных схем) систем управления производственными запасами по принципу«точно вовремя» и др. Все это значительно повышает эффективность производственной деятельности.  
В состав таких групп включают ведущих специалистов заинтересованных подразделений на период разработки и освоения тех или иных усовершенствований, за успех которых ее участники несут ответственность.  
В итоге обеспечиваются повышение эффективности производства, сокращение потерь ресурсов, укрепляются связи между подразделениями, расширяются личные контакты, работники приобретают дополнительный опыт, кругозор, необходимые для дальнейшего служебного роста. В то же время деятельность групп связана с отвлечением людей от их основных обязанностей и не всегда встречает должное понимание у их непосредственного руководства.  
Целевые группы формируются на высшем уровне организации для решения серьезных и неотложных проблем, оказывающих существенное влияние на результаты ее деятельности (в связи с этим их часто называют «пожарными командами»). ствия, им предоставляется максимальная свобода, а менеджеры осуществляют лишь формальный контроль.  
Сегодня элементами гибкой организационной структурой считаются также менеджеры по связям с клиентурой.  
Следует обратить внимание, что в чистом виде не существует ни  
функциональных, ни проектных, ни матричных организаций. В любой организации встречаются все типы элементов, но в разных сочетаниях. Поэтому идеальная организационная структура — понятие весьма относительное. Она должна меняться по мере развития фирмы, ее стратегии, постоянно адаптируясь к новым условиям.

 

2.3  Линейная организационная структура управления

 Это одна из простейших  организационных структур управления. Она характеризуется тем, что  во главе каждого структурного  подразделения находится руководитель-единоначальник  наделенный всеми полномочиями  и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.  
При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идет о пообъектном выделении руководителей, каждый их которых выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом. Оценка результатов деятельности в линейной структуре управления имеет вид треугольника.  
Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке ‘сверху вниз”, а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации (например, зав. секцией, начальник отдела, директор магазина; или мастер участка, инженер, начальник цеха, директор предприятия). В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника, поскольку тот другой — начальник “моего” начальника. Схематически линейная структура управления может быть представлена в виде схеме №1 (приложение). Как видно из схемы №1, в линейной структуре управления каждый подчиненный имеет начальника, а каждый начальник имеет несколько подчиненных. Такая структура функционирует в небольших организациях на низшем уровне управления (секция, бригада и т.д.).  
В линейной структуре система управления организацией компонуется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции и т.п.  
Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний.

 
Линейная организационная структура  управления имеет свои преимущества и недостатки:

Преимущества:                                                                                                                                      1) единство и четкость распорядительства  
2) согласованность действий исполнителей  
3) простота управления (один канал связи)  
4) четко выраженная ответственность  
5) оперативность в принятии решений  
б) личная ответственность руководителя за конечные результаты                                                                         деятельности своего подразделения

Недостатки:                                                                                                                                         1) высокие требования к руководителю, который должен быть подготовлен всесторонне, чтобы обеспечивать эффективное руководство по всем функциям управления  
2) отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений  
З) перегрузка информацией, множество контактов с подчиненными, вышестоящими и сменными структурами  
4) затруднительные связи между инстанциями  
5) концентрация власти в управляющей верхушке

Серьезные недостатки линейной структуры в определенной мере могут  быть устранены функциональной структурой.

 

2.4  Функциональная организационная структура управления

Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.                                                                           Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, те. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности.  
В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п. Таким образом, общая задача управления организацией делится начиная со среднего уровня по функциональному критерию. Отсюда и название — функциональная структура управления.                                  Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей.  
Как видно из схемы №2 (приложение), вместо универсальных менеджеров (см. рис. 1(приложение)), которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление (например, планирование и прогнозирование). Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.

Как и линейная, функциональная структура имеет свои преимущества и недостатки:

Преимущества:                                                                                                                                       1) высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций  
2) освобождение линейных менеджеров от решения некоторых  
специальных вопросов  
З) стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов  
4) исключение дублирования параллелизма в выполнении  
управленческих функций  
5) уменьшение потребности в специалистах широкого профиля

Недостатки:                                                                                                                                          1) чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач “своих” подразделений  
2) трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами  
З) появление тенденций чрезмерной централизации  
4) длительная процедура принятия решения  
5) относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения                                                                                                           Недостатки как линейной, так и функциональной структур управления в значительной степени устраняются линейно-функциональными структурами.

 

 

2.5  Линейно-функциональная (штабная) структура управления

При такой структуре (схема №3 (приложение)) управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.).                                                                                                                      В данном случае функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителе.  Таким образом, линейно-функциональная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации.  
Линейно-функциональная структура также имеет свои положительные моменты и недостатки:

Преимущества:                                                                                                                                     1) более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников

2) освобождение главного  линейного менеджера от глубокого анализа проболеем

3) возможность привлечения  консультантов и экспертов

Недостатки:                                                                                                                                             1) отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействие на горизонтальном уровне между производственными отделениями

2) недостаточно четкая  ответственность, так как готовящий  решение как правило не участвует  в его реализации

3) чрезмерно развитая  система взаимодействия по вертикали,  а именно: подчинение по иерархии управления, т.е. тенденция к чрезмерной централизации

 

2.6  Матричная организационная структура управления

Матричная структура  управления (схема № 4(приложение))создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. При функционировании программно-целевой структуры управляющее воздействие направлено на выполнение определенной целевой задачи, в решении которой участвуют все звенья организации.  
Вся совокупность работ по реализации заданной конечной цели рассматривается не с позиций существующей иерархии подчинения, а с позиций достижения цели, предусмотренной программой. Основное внимание при этом концентрируется не столько на совершенствовании отдельных подразделений, сколько на интеграции всех видов деятельности, создании условий, благоприятствующих эффективному выполнению целевой программы. При этом руководители программы несут ответственность как за ее реализацию в целом, так и за координацию и качественное выполнение функций управления.                                                                                                                                      В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производство, сбыт, снабжение и т.д.  
В рамках программно-целевой структуры (по горизонтали) организуется управление программами (проектами, темами).

 В установившуюся линейно-функциональную структуру вводятся (временно или постоянно) особые штабные органы (лица или группа лиц), которые координируют существующие горизонтальные связи по выполнению конкретной программы (проекта), сохраняя при этом вертикальные отношения свойственные данной структуре. Основная часть работников, занятых реализацией программы, оказывается в подчинении не  менее как двух руководителей, но по разным вопросам.  
Управление программами осуществляется специально назначенными руководителями, которые несут ответственность  за координацию всех связей по программе и своевременное достижении ее целей. При этом руководители высшего уровня освобождаются от необходимости принимать решения по текущим вопросам. В результате этого на среднем и нижнем уровнях повышается оперативность управления и ответственность за качество исполнения конкретных операций и процедур, т.е. заметно повышается роль руководителей специализированных подразделений в организации работ по четко определенной программе.  При матричной структуре управления руководитель программы (проекта) работает не со специалистами которые подчинены  непосредственно ему, а линейным руководителям, и в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретно программе. Линейные же руководители решают, кто и как будет выполнять ту или иную работу. Матричная структура также имеет свои преимущества и  
недостатки:

Информация о работе Организационные формы и структура управления организацией