Организационное поведение в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение организационного поведения с теоретической и практической точки зрения. В соответствие с поставленной целью задачами данной работы являются:


- изучение основных теоретических аспектов: моделей организационного поведения, методов изучения, и т.п.;


- изучение опыта российских и зарубежных компаний;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3


Раздел 1. Теоретические аспекты организационного поведения…………...4


1.1 Понятие организационного поведения…………………………………...4


1.2 Роль и место организационного поведения в системе наук и практике управления……………………………………………………………………...7


Раздел 2. Исследование практики организационного поведения в зарубежных странах…………………………………………………………………………..11


2.1 Организационное поведение в различных национальных культурах…..11


2.2 Социальные условия в организационном поведении…………………….14


2.3. Юридические и этнические условия в организационном поведении…..16


2.4 Политические условия, влияющие на организационное поведение….....18


2.5 Экономические условия, оказывающие влияние на организационное поведение…………………………………………………………………...…...19


2.6 Индивидуальные особенности, влияющие на организационное поведение………………………………………………………………………...21



Заключение………………………………………………………………………26


Список используемой литературы ……………………………………………..27

Файлы: 1 файл

организационное поведение.doc

— 110.00 Кб (Скачать)
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………..3 

Раздел 1. Теоретические аспекты организационного поведения…………...4 

1.1 Понятие  организационного поведения…………………………………...4 

1.2 Роль  и место организационного поведения  в системе наук и практике  управления……………………………………………………………………...7 

Раздел 2. Исследование практики организационного поведения в зарубежных странах…………………………………………………………………………..11 

2.1 Организационное  поведение в различных национальных  культурах…..11 

2.2 Социальные  условия в организационном поведении…………………….14 

2.3. Юридические  и этнические условия в организационном  поведении…..16 

2.4 Политические  условия, влияющие на организационное  поведение….....18 

2.5 Экономические  условия, оказывающие влияние  на организационное поведение…………………………………………………………………...…...19 

2.6 Индивидуальные  особенности, влияющие на организационное  поведение………………………………………………………………………...21 
 

Заключение………………………………………………………………………26 

Список  используемой литературы ……………………………………………..27  
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

С раннего  детства человек имеет дело со многими организациями, и становиться членом некоторых из них. Организации разного рода - существеннейшая и определяющая часть внешней среды человека, форма, в которую облекаются разнообразные группы и сообщества людей (социальные, рабочие, профессиональные, национальные, культурные и другие). Это те сложные элементы, которые в значительной степени определяют сущность и специфику нации, государства, человечества. От поведения и отдельных поступков организации, а также отдельных людей, входящих в организации и олицетворяющих их, зависят благополучие и сама жизнь многих людей на земле и даже существование человечества.

Столь высокое значение организации в  жизни человечества определяет высокий  уровень интереса к ним самим  и к тому, что определяет их поведение. Эти вопросы волнуют и каждого человека, в силу необходимости или по доброй воле вступающего во взаимоотношения с организациями, и представителей интересов многочисленных групп и организаций, также вынужденных или желающих вступить во взаимодействие с другими организациями.  

Целью данной работы является изучение организационного поведения с теоретической и  практической точки зрения. В соответствие с поставленной целью задачами данной работы являются: 

- изучение основных  теоретических аспектов: моделей организационного поведения, методов изучения, и т.п.; 

- изучение опыта  российских и зарубежных компаний; 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ 
 

1.1 Понятие организационного  поведения 
 

В начале 60-х годов XX века возник термин организационное поведение. В то время объединились несколько направлений научных дисциплин, занимающихся объяснением поведения людей и групп в организации, а также организаций во внешней среде. Исторический обзор поля исследований достаточно ясно показывает, что организационное поведение появилось из таких дисциплин, как психология и социальная психология, социология труда, теория и социология организаций, исследование бизнеса, наука управления (администрирование), этика и право.  

Помимо этого существует определенный социокультурный фон проявления подлежащего изучению феномена. Например, по мнению Е.Г. Молл, в России особенности организационного поведения сейчас проявляются в процессе следующих постоянных изменений социально-экономической среды:  

- изменение  связей и отношений, ранее долгое  время сохранявших устойчивость;  

- изменение  старых организаций и возникновение  новых;  

- значительное  расширение международных связей  и появление на этой основе  сети иностранных предприятий  и филиалов транснациональных компаний на территории страны;  

- выдвижение  уровня неопределенности и риска  в деловой сфере;  

- криминализация  бизнеса.  

Организационное поведение - дисциплина, изучающая поведение  людей в организациях (как индивидов, так и групп).  

Предметом организационного поведения выступают  основные закономерности и детерминанты, определяющие поведение людей в  тех или иных ситуациях в условиях труда и общения.  

Знание  основ организационного поведения  помогает повысить эффективность трудовой деятельности, так как взаимоотношения людей в организации - немаловажный фактор, влияющий на конечный результат, преследуемой или организацией.  

Организационное поведение является научной дисциплиной, соответственно имеет свои теории, применяемые на практике.  

Сегодня в менеджменте отслеживается  тенденция к повышенному вниманию к человеческим ресурсам. Следовательно, современному руководителю необходимы такие навыки и знания, которые  помогут более эффектно использовать человеческие ресурсы, предотвращая конфликты, стрессы и различные организационные дисфункции.  

Существует  много определений организационного поведения, в том числе следующее: это комплексная прикладная наука  об управлении поведением человека в  организации на основе теории и систематического научного анализа действий отдельных людей, групп и организаций в целом в сложной динамичной среде.  

В любой  области, которая имеет дело с  развивающимся человеческим феноменом, нельзя исключать подходы, требующие  рассмотрение разногласий и конфликтов. Организационное поведение, несомненно, находится под воздействием сил, которые тянут его в разных направлениях.  

Организационное поведение - это предмет, который  разветвился на множество разных направлений. С одной стороны, с  точки зрения своих психологических социологических основ он стремится объяснить организационные явления, как это делает любая другая фундаментальная дисциплина.  

Организационное поведение - развивающаяся наука, в  которой не только имеется множество  подходов и школ, дающих ответы на запросы практики управления, но и остается много открытых вопросов, предполагающих дальнейшее совершенствование. Это комплексная прикладная наука о поведении субъектов организации - людей, групп, коллектива в целом - в изменяющейся внешней среде. Эти субъекты организаций являются объектами исследования, но в силу присущей им активности, в силу их живой природы воспринимать их в качестве просто "объектов" методологически неверно, так же как неверно говорить, что процесс управления их поведением сводится к воздействию на них: более адекватным понятием представляется слово "взаимодействие". Сами же объекты исследования правильнее воспринимать как объект-субъект. Предметом исследования в организационном поведении являются закономерности поведения и социальные, социально-экономические и психологические факторы, определяющие поведение людей в организациях и организаций во внешней среде.  
 

1.2 Роль и место  организационного  поведения в системе  наук и практике  управления 
 

Организационное поведение как наука и как  область для изучения состоит из двух составляющих:  

- поведение  организаций как таковых, проявляющееся  по отношению к людям и группам  внутри организации и к субъектам  внешней среды организации;  

- поведение  людей в этих организациях, проявляющееся  по отношению друг к другу и к организации в целом.  

Несмотря  на то что представление о поведении  чаще всего относится к живым  организмам, его правомерно использовать и в отношении организаций.  

В большинстве  отечественных исследований человеческое поведение понимается как совокупность совершаемых человеком поступков. Поступок как единица поведения выражает отношение человека к другим людям и моральным нормам общества. Психологический словарь трактует поступок как социально оцениваемый акт поведения, совершение которого подчинено мотивам и целям человека. В нем проявляется личность: ее направленность, ведущие потребности, отношение к окружающей действительности, характер, темперамент. В соответствии с социальными требованиями, этическими и правовыми нормами поступок может быть оценен как нравственный или безнравственный.  

Организационное поведение проявляет себя в следующих  формах, аспектах, явлениях:  

- поведение  индивидуумов как членов организации;  

- поведение  групп, команд и других организационных  группировок, характеризующихся общением "лицом к лицу", таких как клики или кружки друзей;  

- поведение  организационных единиц, таких как  клики или кружки друзей;  

- поведение  взаимосвязанных группы организаций;  

- поведение  организации во внешней среде  и т.д.  

Под организацией традиционно понимается объединение людей, совместно реализующих определенные цели и действующих на основе принятых правил и норм. Есть и другие определения, о них речь пойдет в соответствующем разделе книги. По мнению В.Н. Глумакова, несмотря на многообразие организаций, все они имеют общие параметры, каждый на многообразие организаций, все они имеют общие параметры, каждый из которых в той или иной мере определяет организационное поведение:  

- цели  организации;  

- организационная  структура;  

- внутренняя  и внешняя среда;  

- совокупность  ресурсов;  

- нормативная  и правовая основа;  

- организационная  культура.  

Эффективное достижение поставленных в организации  целей предполагает диагностику  и управление организационным поведением, что и является практической стороной соответствующей науки.  

Современный западный менеджмент как наука занимается в значительной степени организационным  поведением. Это происходит ввиду  относительной исчерпанности потенциала материальных ресурсов в качестве решающего фактора в конкурентной борьбе. Действительно, средства производства любого организации, новинки науки и техники становятся продукцией массового производства буквально через считанные дни после их изобретения, в то время как изощренность человеческой мысли, потенциал персонала не имеет границ. Кроме того, в странах с развитым рынком затраты на персонал являются наиболее весомой частью издержек на производство (до 40% и более).  

Этим  можно объяснить тот факт, что  современный менеджмент, призванный обеспечить достижение целей организации (конкурентоспособность, рентабельность, прибыль, развитие и т.п.) путем управления всеми видами ресурсов, основное внимание уделяет человеческим ресурсам, т.е. людям.  

Одно  из распространенных определений менеджмента  в странах с развитым рынком - это "процесс планирования, организации, мотивации и контроля для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации через других людей". Но "в общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, - это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация". Это означает, что объектом управления являются все виды используемых ресурсов.  

Однако  если на Западе менеджмент ориентирован в основном на людей ввиду доступности там всех иных ресурсов, то положение отечественной экономики, науки, техники, т.е. положение с другими, кроме людей, ресурсами, науки, техники, т.е. положение с другими, кроме людей, ресурсами не такое радужное более того, мы еще не научились использовать эти ресурсы по рыночному.  

Информация о работе Организационное поведение в зарубежных странах