Организационная структура управления: назначение, оценка и проблемы построения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Организационная структура управления: сущность и назначение, Виды организационных структур: их достоинства и недостатки, область применения, Методика анализа организационной структуры, Анализ распределения функций управления между подразделениями, Анализ нормы управляемости, Оценка эффективности организационной структуры управления

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 562.00 Кб (Скачать)

1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ  СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ: НАЗНАЧЕНИЕ, ОЦЕНКА  И ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ 

1.1. Организационная  структура управления: сущность и назначение 

  Организационная  структура - один из основных  элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации. По сути, структура управления – это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.

     Таким образом, под организационной  структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.

     Организационная структура управления – это форма разделения и кооперирование управленческой деятельности.

     Внутренним выражением организационной  структуры управления является  состав, соотношение, расположение  и взаимосвязь отдельных подсистем   организации. Она направлена прежде  всего на установление чётких  взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности. [5, с. 151]

      Организационные структуры управления  отличаются большим разнообразием  форм, в основе которых лежат  отличительные признаки, в частности  размеры производственно-коммерческой деятельности организации, производственный профиль, степень финансово-экономический самостоятельности, централизация (децентрализация) управления и др. Организационная структура организации и её управление не являются чем-то застывшим, они постепенно изменяются, совершенствуются в соответствии с изменениями внешней среды.

     Основными элементами организационной  структуры организации являются  её подразделения (отделы), созданные  на различных уровнях управления, и связи между ними. Все эти элементы взаимосвязаны. Учитывая, что подразделения или отделы представляют функциональные области (функциональные зоны), структура организации может быть определена как совокупность функциональных областей и уровней управления, а также связей между ними.

     В процессе хозяйственной деятельности  организационные структуры организации  объединяют её трудовые (человеческие) и материальные ресурсы. При  этом структуры имеют общее  свойство: они формируются для  достижения целей, которые, в  свою очередь, всегда определяют структуру организации. В силу этого каждая управленческая структура индивидуальна и обладает своими специфическими особенностями, которые в значительной степени влияют на поведение и эффективность деятельности людей в организации. При изменении целей или появлении признаков нарушения функционирования организации первой подвергается реорганизации именно организационная структура. [5, c.156]

     В организационную структуру  включают такие понятия, как  уровни управления, разделение работ (по функциональным признакам и уровням управления), соотношение ответственности и полномочий, делегирование полномочий, централизация и децентрализация управления, нормы управляемости и другие понятия, определяющие её содержательную сторону. Содержание организационной структуры определяются целями, которым она служит, и какие управленческие процессы она призвана обеспечивать в конкретной организации.

     К звеньям управления относятся  структурные подразделения, а  также отдельные специалисты,  выполняющие соответствующие функции управления либо их часть. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений.

     В основе образования  звена  управления лежит выполнение  отделом определённой функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи носат горизонтальный характер.

     Отношения между звеньями управления  поддерживаются благодаря связям. Горизонтальные связи (связи кооперации и координации) - одноуровневые, носят характер согласования. Вертикальные связи (субординационные, иерархические) - связи руководства и подчинения, каналы передачи распорядительной и отчетной информации.

     Под уровнем управления понимают  совокупность звеньев управления, занимающих определённую ступень в системах управления организацией.

     Организации, в которых руководство  высшего звена оставляет за  собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших  решений, называются централизованными,  децентрализованные организации – это такие организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления. В сильно централизованных организациях управляющие среднего звена имеют очень большие полномочия в конкретных областях деятельности. [13, с 102]

     Содержательная сторона структуры рассматривается ниже применительно  к её конкретным видам. В то же время все виды организационных структур имеют общие характеристики, определяющие их назначение и отличительные свойства (признаки) по отношению к другим элементам (категориям, понятиям) менеджмента, связанным с эффективным управлением организацией.

     Общие характеристики организационной  структуры, определяющие её назначение  и сущность, могут быть определены  следующим образом:

1) Организационная  структура обеспечивает координацию всех функций менеджмента при осуществлении любой деятельности организации, связанной с достижением её целей.

2) Структура  организации определяет должностных  лиц и их права на всех  управленческих уровнях посредством  делегирования полномочий и установления ответственности руководителей всех рангов.

3) Структура,  принятая в конкретной организации,  обуславливает поведение её сотрудников  (стиль менеджмента, организационную  культуру, и эффективность труда).

4) Организационная  структура нацелена на эффективность деятельности организации,  её выживание и процветание.

     Приведённые общие характеристики  отражают назначение и способность  организационных структур влиять  на достижение ожидаемых результатов  организации, обусловленных её  целями. Кроме того, существуют внутренние свойства структуры, которые определяют условия рационального использования её конкретных видов с учётом различных ситуационных факторов (внешних и внутренних), имеющих место в конкретной организации.

     Организационная структура организации и её управление не являются чем-то застывшим, они постепенно изменяются, совершенствуются в соответствии с изменениями внешней среды. 

1.2. Виды организационных  структур: их достоинства и недостатки, область применения 

  В зависимости от характера связей между подразделениями организации различают следующие виды организационных структур: линейную, функциональную, линейно-функциональную (штабную), матричную и дивизионную.

Линейная  организационная  структура управления (рис.1.1). Это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделённый всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчинёнными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

     При линейном управлении каждое звено и каждый подчинённый имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идёт о пообъектном выделении руководителей, каждый из которых выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом. Оценка результатов деятельности в линейной структуре управления имеет вид треугольника.

     Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке «сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления подчинён руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации (например, зав. секцией, начальник отдела, директор магазина; или мастер участка, инженер, начальник цеха, директор предприятия). В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчинённые выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника, поскольку тот другой – начальник «моего» начальника. [1, с.291]

     Как видно из рис.1.1, в линейной структуре управления каждый подчиненный имеет начальника, а каждый начальник имеет несколько подчинённых. Такая структура функционирует в небольших организациях на низшем уровне управления (секция, бригада и т.д.).

Рис.1.1. Схема линейной организационной  структуры. 

     В линейной структуре система  управления организацией компонуется  по производственному признаку  с учётом степени концентрации производства, технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции и т.п.

     Линейная структура управления  является логически более стройной  и формально определённой, но  вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает  всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний.

     Линейная организационная структура  управления имеет свои преимущества и недостатки (Приложение А)

     Серьёзные недостатки линейной структуры в определённой мере могут быть устранены функциональной структурой.

     Функциональная организационная  структура управления  организацией (рис.1.2). Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.

     Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т.е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности.

     В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, плановый отдел бухгалтерия и т.п. Таким образом, общая задача управления организацией делится начиная со среднего уровня по функциональному критерию. Отсюда и название – функциональная структура управления. [4, с. 312]

     Функциональное управление существует  наряду с линейным, что создаёт двойное подчинение для исполнителей.

                                 Исполнители 

Рис. 1.2. Схема функциональной организационной  структуры 

     Как видно из рис.1.2, вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определённое направление (например, планирование и прогнозирование). Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации. Как и линейная, функциональная структура имеет свои преимущества и недостатки (Приложение Б).

     Недостатки функциональной структуры в значительной степени устраняются линейно-функциональными структурами.

     Линейно-функциональная (штабная) структура управления (рис.1.3). При такой структуре управления всю полноту власти берёт на себя линейный руководитель, возглавляющий определённый коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.)

     В данном случае функциональные  структуры подразделения находятся  в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей. 

                      

Рис.1.3. Схема линейно-функциональная организационной структуры

Таким образом, линейно-функциональная структура  включает в себя специальные подразделения  при линейных руководителях, которые  помогают им выполнять задачи организации.

     Линейно-функциональная структура  также имеет свои положительные моменты и недостатки (Приложение В)

Информация о работе Организационная структура управления: назначение, оценка и проблемы построения