Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:37, курсовая работа
Организационная структура управления: сущность и назначение, Виды организационных структур: их достоинства и недостатки, область применения, Методика анализа организационной структуры, Анализ распределения функций управления между подразделениями, Анализ нормы управляемости, Оценка эффективности организационной структуры управления
1.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ:
НАЗНАЧЕНИЕ, ОЦЕНКА
И ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ
1.1.
Организационная
структура управления:
сущность и назначение
Организационная
структура - один из основных
элементов управления
Таким образом, под
Организационная структура управления – это форма разделения и кооперирование управленческой деятельности.
Внутренним выражением
Организационные структуры
Основными элементами
В процессе хозяйственной
В организационную структуру включают такие понятия, как уровни управления, разделение работ (по функциональным признакам и уровням управления), соотношение ответственности и полномочий, делегирование полномочий, централизация и децентрализация управления, нормы управляемости и другие понятия, определяющие её содержательную сторону. Содержание организационной структуры определяются целями, которым она служит, и какие управленческие процессы она призвана обеспечивать в конкретной организации.
К звеньям управления
В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определённой функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи носат горизонтальный характер.
Отношения между звеньями
Под уровнем управления
Организации, в которых
Содержательная сторона структуры рассматривается ниже применительно к её конкретным видам. В то же время все виды организационных структур имеют общие характеристики, определяющие их назначение и отличительные свойства (признаки) по отношению к другим элементам (категориям, понятиям) менеджмента, связанным с эффективным управлением организацией.
Общие характеристики
1) Организационная структура обеспечивает координацию всех функций менеджмента при осуществлении любой деятельности организации, связанной с достижением её целей.
2) Структура
организации определяет
3) Структура,
принятая в конкретной
4) Организационная
структура нацелена на
Приведённые общие
Организационная структура организации
и её управление не являются чем-то застывшим,
они постепенно изменяются, совершенствуются
в соответствии с изменениями внешней
среды.
1.2.
Виды организационных
структур: их достоинства
и недостатки, область
применения
В зависимости от характера связей между подразделениями организации различают следующие виды организационных структур: линейную, функциональную, линейно-функциональную (штабную), матричную и дивизионную.
Линейная организационная структура управления (рис.1.1). Это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделённый всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчинёнными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.
При линейном управлении каждое звено и каждый подчинённый имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идёт о пообъектном выделении руководителей, каждый из которых выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом. Оценка результатов деятельности в линейной структуре управления имеет вид треугольника.
Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке «сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления подчинён руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации (например, зав. секцией, начальник отдела, директор магазина; или мастер участка, инженер, начальник цеха, директор предприятия). В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчинённые выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника, поскольку тот другой – начальник «моего» начальника. [1, с.291]
Как видно из рис.1.1, в линейной структуре управления каждый подчиненный имеет начальника, а каждый начальник имеет несколько подчинённых. Такая структура функционирует в небольших организациях на низшем уровне управления (секция, бригада и т.д.).
Рис.1.1.
Схема линейной организационной
структуры.
В линейной структуре система
управления организацией
Линейная структура управления
является логически более
Линейная организационная
Серьёзные недостатки линейной структуры в определённой мере могут быть устранены функциональной структурой.
Функциональная
Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т.е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности.
В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, плановый отдел бухгалтерия и т.п. Таким образом, общая задача управления организацией делится начиная со среднего уровня по функциональному критерию. Отсюда и название – функциональная структура управления. [4, с. 312]
Функциональное управление
Рис. 1.2.
Схема функциональной организационной
структуры
Как видно из рис.1.2, вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определённое направление (например, планирование и прогнозирование). Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации. Как и линейная, функциональная структура имеет свои преимущества и недостатки (Приложение Б).
Недостатки функциональной структуры в значительной степени устраняются линейно-функциональными структурами.
Линейно-функциональная (штабная) структура управления (рис.1.3). При такой структуре управления всю полноту власти берёт на себя линейный руководитель, возглавляющий определённый коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.)
В данном случае
Рис.1.3. Схема линейно-функциональная организационной структуры
Таким образом, линейно-функциональная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации.
Линейно-функциональная
Информация о работе Организационная структура управления: назначение, оценка и проблемы построения