Организационная структура управления гостиниц

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является разработка мероприятий по совершенствованию организационной структуры управления. Объектом исследования выступает гостиница «Версаль». Для достижения поставленной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
-рассмотреть теоретический аспект организационных структур,
-проанализировать организационную структуру гостиницы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..4
1. Современные подходы к организационной структуре управления
гостиниц
1.1 Понятие и принципы построения организационных структур…...…6
1.2Виды организационных структур предприятий гостиничного хозяйства Приморского края…………………………………………………....17
2. Анализ организационной структуры управления гостиницы «Версаль»
2.1 Характеристика гостиницы «Версаль»…………………………..… 23
2.2 Анализ организационной структуры управления гостиницы «Версаль»…………………………………………………………………...……32
3. Совершенствование организационной структуры гостиницы «Версаль»……………………………………………………………………...…43
Заключение ..48
Список использованных источников…………………………………………50

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 152.59 Кб (Скачать)

Организационная структура предусматривает распределение  функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками  фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.

Основные проблемы, возникающие  при разработке структур управления:

- установление правильных взаимоотношений между отдельными подразделениями, что связано с определением их целей, условий работы и стимулирования;

  • распределение ответственности между руководителями;
  • выбор конкретных схем управления и последовательности процедур при принятии решений;
  • организация информационных потоков:
  • выбор соответствующих технических средств.

Проблема  совершенствования организационной  структуры управления предполагает уточнение функций подразделений, определение прав и обязанностей каждого руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления.

Организационная структура направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределения между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах.

Организационная структура фирмы и её управление не являются чем-то застывшим, они постоянно  изменяются, совершенствуются в соответствии с изменяющимися условиями.

Современному  менеджменту известны, пять основных видов классических организационных  структур управления в зависимости  от способа их построения - линейная, функциональная, линейно-функциональная (штабная) и матричная. Рассмотрим особенности, способы и условия, а также преимущества и недостатки использования каждой из них на примере гостиничного менеджмента. [17]

Линейная  организационная структура управления. Линейные связи в гостинице отражают движение управленческих решений и  информации, исходящих от так называемого  линейного менеджера, то есть лица, полностью отвечающего за деятельность гостиницы (как правило, небольшой) или ее структурных подразделений (в крупной). Это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого

структурного  подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий все функции управления (рисунок 1).

Рисунок 1. Линейная структура управления организацией

Как видно из рисунка, при линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность" за результаты всей деятельности управляемых ими объектов. Речь идет о пообъектном выделении руководителей, каждый из которых выполняет все виды работ и принимает решения, связанные с управлением данным объектом. Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке "сверху вниз", а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого уровня, формируется своего рода иерархия руководителей конкретной организации. В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.

Линейная  структура управления является логически  более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения проблем, требующих узких, специальных знаний. Линейная организационная структура управления имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества линейной организационной системы управления:

1) единство  и четкость распоряжений;

2) согласованность  действий исполнителей;

3) простота  управления (один канал связи);

4) четко  выраженная ответственность;

5) оперативность  в принятии решений;

6) личная  ответственность руководителя за  конечные результаты деятельности своего подразделения.

Недостатки линейной организационной системы управления:

1) высокие  требования к руководителю, который  должен быть подготовлен всесторонне,  чтобы обеспечить эффективное  руководство по всем функциям управления;

2) отсутствие  звеньев по планированию и  подготовке решений;

3) перегрузка  информацией, множество контактов  с подчиненными, вышестоящими и сменными структурами;

4) концентрация  власти в управляющей верхушке.

Функциональная  организационная структура управления. Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления (рисунок 2).

Идея  состоит в том, что выполнение отдельных функций возлагается  на специалистов. В организации, как  правило, специалисты одного профиля объединяются в структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, отдел приема и размещения, плановый отдел и т.д. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня, по функциональному критерию. Отсюда и название — функциональная структура управления.

Рисунок 2. Функциональная структура управления организацией

Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает  двойное подчинение для исполнителей.

Как видно  из рисунка 2, вместо универсальных менеджеров (рис.1), которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление (например, планирование и прогнозирование). Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности гостиницы.

Как и  линейная, функциональная структура  имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества функциональной структуры:

1) высокая  компетентность специалистов, отвечающих  за осуществление конкретных  функций;

2) освобождение  линейных менеджеров от решения  некоторых специальных вопросов;

3) стандартизация, формализация и программирование  явлений и процессов;

4) исключение  дублирования и параллелизма  в выполнении управленческих  функций;

5) уменьшение  потребности в специалистах широкого  профиля. 

Недостатки функциональной структуры:

1) чрезмерная  заинтересованность в реализации  целей и задач "своих" подразделений;

2) трудности  в поддержании постоянных взаимосвязей  между различными функциональными службами;

3) появление  тенденций чрезмерной централизации;

4) длительность  процедур принятия решений;

5) относительно  застывшая организационная форма,  с трудом реагирующая на изменения.

Недостатки  как линейной, так и функциональной структуры в значительной степени устраняются линейно-функциональными структурами.

Линейно-функциональная (штабная) структура управления гостиницей. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. При разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов ему помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.д.) (рисунок 3).

В данном случае функциональные структуры подразделения  находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения  они проводят в жизнь либо через  главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей.

 

Рисунок 3. Линейно-функциональная структура управления

Таким образом, линейно-функциональная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях.

Линейно-функциональная структура также имеет свои положительные моменты и недостатки.

Преимущества линейно-функциональной структуры:

1) лучшая  подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников;

2) освобождение  главного линейного менеджера  от детального анализа проблем;

3) возможность  привлечения консультантов и  экспертов. 

Недостатки линейно-функциональной структуры:

1) отсутствие  тесных взаимосвязей и взаимодействия  на горизонтальном уровне между производственными отделениями;

2) недостаточно  четкая ответственность, так как  готовящий решение, как правило,  в его реализации не участвует;

3) чрезмерно  развитая система связей по  вертикали, то есть тенденция  к чрезмерной централизации. [13]

Все представленные выше организационные структуры  управления используются для организации  управления современными отелями. На практике встречаются ситуации, когда руководство  отеля использует элементы нескольких систем управления при формировании собственной организационной структуры. Для удобства выбора гостиничным менеджментом варианта структуры управления предлагается сравнительный анализ их характеристик, условий и возможностей применения в современном гостиничном бизнесе.

Необходимо  отметить, что на формирование характеристик  организационной структуры менеджмента  гостиницы помимо особенностей самого отеля, а также системы взаимоотношений  его работников также влияют внешние факторы (экономические, политические, социально-культурные и т.п.). И чем динамичнее изменяются факторы внешней среды, тем адаптивнее должна быть структура менеджмента. Поэтому, являясь базой для эффективной организации работ в рамках отеля, структура управления, тем не менее, должна быть гибкой и подвергаться систематическому пересмотру на предмет соответствия стратегическим целям гостиничной компании. Также должны учитываться текущие вменения, связанные с ростом квалификации работников, появлением новых управленческих технологий, изменением состава функций управления и условий внешней среды. [17]

 

1.2 Виды организационных структур предприятий гостиничного хозяйства Приморского края

Рассмотрим на примере несколько гостиниц Приморского края и их организационную структуру.

Гостиница «Акфес-Сейо» располагается по адресу 100 Лет Владивостоку проспект, 103. Количество номеров 44. Имеет 7 этажей. Год постройки 1978, реконструкции - 1993.

На рисунке  4  представлена организационная структура гостиницы

«Акфес-Сейо».

 

 

 





 


 



 



 


 

 

 

 

Рисунок 4 - Организационная структура гостиницы «Акфес-Сейо»

 

Организационная структура управления гостиницы «Акфес-Сейо» валяется линейно-функциональной. Она характеризуется тем, что всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. При разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений ему помогает специализированный аппарат, состоящий из специализированных подразделений.

В непосредственном подчинении у Генерального директора находятся директор ресторана, главный бухгалтер, главный инженер, менеджер отеля, начальник охраны, служба маркетинга, начальник транспортного отдела. Директорам отделов подчиняются заместители.

При анализе  организационной структуры гостиницы  «Акфес-Сейо» можно выявить ряд  замечаний:

1) Для упрощения организационной структуры шеф-повар, который 
находится в подчинении у директора ресторана, должен подчиняться 
непосредственно администратору ресторана.

2) Главный инженер может включать в себя транспортный отдел, службу 
охраны.

3) У гостиницы, которой есть в подчинении 44 номера, служба 
маркетинга является не выгодным подразделением.

Таким образом, можно сделать вывод, что гостиница не эффективно использует персонал для достижения поставленных целей.

Гостиница «Рент» располагается по адресу г. Находка  улица Пограничная, 27. Гостиница имеет 36 номеров. Номерной фонд: 1-местный (кол-во 16), 2-местный (кол-во 4), люкс (кол-во 16). Завтрак входит в стоимость номера. Отдых и развлечения - сауна, ресторан, бар, салон красоты, парикмахерская. На рисунке 5 представлена организационная структура гостиницы «Рент».


 


 


 

 

 










 

Рисунок 5 - Организационная структура гостиницы «Рент»

Информация о работе Организационная структура управления гостиниц