Организационная структура управления в гостиничном бизнесе на примере гостиницы «Метрополь»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию управления на предприятиях гостиничного хозяйства.

Оглавление

Введение 3

1. Теоретические основы построения ОСУ 6

1.1 Основные характеристики ОСУ 6

1.2 Преимущества и недостатки типов ОСУ 14

1.3 Принципы построения ОСУ 16

2. Анализ ОСУ на примере гостиницы 20

2.1 Характеристика гостиницы «Метрополь» 20

2.2 Анализ ОСУ гостиницы «Метрополь» . 25

3. Рекомендации по совершенствованию ОСУ гостиницы «Метрополь» 45

Заключение 48

Список литературы 50

Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 242.00 Кб (Скачать)


5

 

 

                                           ПЛАН     РАБОТЫ:

 

          

Введение              3

1.    Теоретические основы построения ОСУ               6

1.1 Основные характеристики ОСУ              6

1.2  Преимущества и недостатки типов ОСУ               14

1.3  Принципы построения ОСУ               16

2. Анализ ОСУ на примере гостиницы               20

2.1  Характеристика гостиницы «Метрополь»              20

2.2  Анализ ОСУ гостиницы «Метрополь»              25

3. Рекомендации по совершенствованию ОСУ гостиницы «Метрополь»              45

Заключение               48

Список литературы               50

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

"Структура управления организацией", или "организационная структура управления" (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми. [Лит-ра 2, стр. 27]

Разновидности ОСУ:

1. Механистическая (жесткая, бюрократическая).

2. Органическая (адаптивная) - меняющаяся в зависимости от ситуации.

Создание сложных организационных структур называется департаментализация.

Основные виды ОСУ:

             иерархическая структура - характеризуется многоуровневым управлением и незначительным объемом управления на каждом уровне.

             квазииерархическая - наличие взаимно-выгодных стратегических целей

             продуктовая (дивизиональная) - основным элементом являются отделения, ответственные за выпуск основных типов продукции.

             функциональная - организационная структура, построенная в соответствии с видами работ, выполняемых отдельными подразделениями.

             региональная (дивизиональная) - тип дивизиональной структуры, в которой используется географический принцип построения.

             матричная структура управления - адаптивная орг. структура, в которой члены сформированной группы несут ответственность за свою деятельность и перед руководителем данного конкретного проекта, где они работают постоянно.

  Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов ОСУ: а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.; б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации. [Лит-ра 1, стр. 76-77]

Увеличение количества элементов и уровней в ОСУ неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.

Цель данной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию управления на предприятиях гостиничного хозяйства.

Объектом исследования является предприятие индустрии размещения - гостиница «Метрополь» (г. Москва).

Предметом исследования являются возможные механизмы и методы повышения эффективности управления гостиницей «Метрополь».

В рамках данного исследования решается ряд взаимосвязанных задач:

                   Рассмотрены понятия и сущность индустрии гостеприимства, выделены особенности функционирования рынка гостиничных услуг на современном этапе развития;

                   Проведено исследование состояния гостиничного рынка г. Москвы, и определяются основные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются гостиничные предприятия столицы.

                   Проведен анализ организационно-технологического обслуживания в гостинице «Метрополь» и выявлены основные проблемы повышения эффективности управления;

                   Разработаны мероприятия, направленные на повышение эффективности управления гостиницей «Метрополь».

     

 

 

1.        Теоретические основы построения ОСУ

1.1.      Основные характеристики ОСУ

 

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

         При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в ОСУ формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.

Между всеми названными выше составляющими ОСУ существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (скажем, числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных. Так, если руководством организации принято решение о введении в ОСУ нового органа, например, отдела маркетинга (функции которого ранее никто не выполнял), нужно одновременно дать ответ на следующие вопросы: какие задачи будет решать новый отдел? кому он будет непосредственно подчинен? какие органы и подразделения организации будут доводить до него необходимую информацию? на каких иерархических уровнях будет представлена новая служба? какими полномочиями наделяются работники нового отдела? какие формы связей должны быть установлены между новым отделом и другими отделами?

В современной теории менеджмента выделяются два типа управления организациями: бюрократический и органический. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития.

Исторически первым сформировался бюрократический тип. Соответствующую концепцию подхода к построению организационных структур разработал в начале XX столетия немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил нормативную модель рациональной бюрократии, кардинальным образом менявшую ранее действовавшие системы коммуникации, отчетности, оплаты труда, структуры работы, отношений на производстве. В основе этой модели - представление о предприятиях как об "организованных организациях", предъявляющих жесткие требования как к людям, так и структурам, в рамках которых они действуют. Ключевые концептуальные положения нормативной модели рациональной бюрократии таковы: 1) четкое разделение труда, использование на каждой должности квалифицированных специалистов; 2) иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим; 3) наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей; 4) дух формальной обезличенности, характерной для выполнения официальными лицами своих обязанностей; 5) осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности, а не с субъективными оценками.

Главные понятия бюрократического типа структуры управления - рациональность, ответственность и иерархичность. Сам Вебер считал центральным пунктом концепции исключение смещения "человека" и "должности", ибо состав и содержание управленческих работ должны определяться исходя из потребностей организации, а не людей в ней работающих. Четко сформулированные предписания по каждой работе (что необходимо делать и какими приемами) не оставляет места для проявления субъективизма и индивидуального подхода. В этом принципиальное отличие бюрократической структуры от исторически предшествовавшей ей общинной, где главная роль отводилась партнерству и мастерству.

Бюрократический тип структур управления имеет много разновидностей, но наиболее распространенной является линейно-функциональная организация, до сих пор широко используемая компаниями всего мира.

Основу линейно-функциональной структуры составляет "шахтный" принцип построения и специализация управленческого персонала по функциональным подсистемам организации.

 

 

              Совет директоров

 

  Президент

Функциональные отделы

 

   Кадры (персонал)

 

  Финансы

Производство

Маркетинг

НИОКР

 

По каждой подсистеме формируются "иерархия" служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы любой службы аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими реализацию ими своих целей и задач. Например, работа служб, управляющих производством, - показателями выполнения графика выпуска продукции, затрат ресурсов, производительности труда, качества, использования производственных мощностей. Для оценки служб, осуществляющих управление персоналам, используются такие параметры, как текучесть кадров, дисциплина труда и другие. Соответственно строится и система материального поощрения, ориентированная прежде всего на достижение высоких показателей каждой службой. При этом конечный результат работы организации в целом становится как бы второстепенным, ибо считается, что все службы в той или иной мере работают на его достижение.

Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур управления показал, что они наиболее эффективны там, где аппарату управления приходится выполнять множество рутинных, часто повторяющихся процедур и операций при сравнительной стабильности управленческих задач и функций: посредством жесткой системы связей обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом. В то же время выявились и существенные недостатки, среди которых в первую очередь отмечают следующие: невосприимчивость к изменениям, особенно под воздействием научно-технического и технологического прогресса; закостенелость системы отношений между звеньями и работниками аппарата управления, обязанными строго следовать правилам и процедурам; медленную передачу и переработку информации из-за множества согласований (как по вертикали, так и по горизонтали); замедление прогресса управленческих решений.

Информация о работе Организационная структура управления в гостиничном бизнесе на примере гостиницы «Метрополь»