Организационная культура и ее роль в управлении персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 10:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить роль организациооной культуры в управлении персоналом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
раскрыть теоретические и методологические аспекты роли организационной культуры в системе управления персоналом;
дать характеристику видам и методам формирования корпоративной культуры;

Оглавление

Содержание
Введение…………………………………………………………………….....2
Глава 1 Основные понятия организационной культуры………………...….4
1.1 Особенности формирования и поддержания организационной культуры………………………………………………………….…………….6
1.2 Структура организационной культуры…………………………………..9
1.3 Функции организационной культуры…………………………………..12
1.4 Уровни организационной культуры…………………………………….14
1.5 Способы передачи организационной культуры…………………...…...16
Глава 2 Роль корпоративной культуры в управлении персоналом…….....17
2.1 Факторы, влияющие на корпоративную культуру…………….……….17
2.2 Стратегия персонала и организационная культура…………………....20
Глава 3 Особенности функционирования организационной культуры Сбербанка России……………………………………………………...…….27
Заключение………………………………………………………………...…34
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (2).doc

— 172.00 Кб (Скачать)
 

Содержание

    Введение…………………………………………………………………….....2

    Глава 1 Основные понятия организационной культуры………………...….4

    1.1 Особенности  формирования и поддержания организационной  культуры………………………………………………………….…………….6

    1.2 Структура  организационной культуры…………………………………..9

    1.3 Функции  организационной культуры…………………………………..12

    1.4 Уровни  организационной культуры…………………………………….14

    1.5 Способы  передачи организационной культуры…………………...…...16

    Глава 2 Роль корпоративной культуры в управлении персоналом…….....17

    2.1 Факторы, влияющие на корпоративную культуру…………….……….17

    2.2 Стратегия  персонала и организационная  культура…………………....20

    Глава 3 Особенности функционирования  организационной культуры Сбербанка России……………………………………………………...…….27

    Заключение………………………………………………………………...…34

    Список  литературы……………………………………………………….…36

Введение

      Еще несколько лет назад словосочетание корпоративная культура было малоизвестно, хотя на самом деле она, естественно, существовала давно. Элементы корпоративной культуры многих западных компаний с богатыми традициями имели свои аналоги в СССР: доски передовиков труда, значки, почетные грамоты и так далее являются классическим выражением корпоративной культуры. Формирование корпоративной культуры, как правило, идет от формальных лидеров (руководства компании) или, что бывает реже, неформальных. Поэтому важно, чтобы менеджер, желающий сформировать корпоративную культуру, сформулировал для себя (в первую очередь) основные ценности своей организации или своего подразделения.

Актуальность  темы исследования продиктована возросшим в настоящее время интересом к изучению социально-психологических аспектов управленческой деятельности, так как деятельность организации во многом обеспечивается благодаря корпоративной культуре: того, ради чего люди стали членами организации; того, как строятся отношения между ними, какие принципы и методы выполнения работ используются в деятельности организации. Это обуславливает не только различие между организациями, но и определяет успех ее функционирования и выживания в конкурентной борьбе. В любой организации существует диалог между людьми, носителями организационной культуры, с одной стороны, и культуры, оказывающей влияние на поведение человека, с другой.

Менеджмент  и корпоративная культура взаимосвязаны  и взаимообусловлены. При этом управление не только соответствует культуре организации, сильно зависит от нее, но и оказывает влияние на формирование и адаптацию культуры к новой стратегии. Поэтому менеджеры должны уметь управлять культурой своей организации.

Корпоративная культура - это новая область знаний, входящая в серию управленческих наук. Она выделилась из также сравнительно новой области знаний - корпоративного управления, которое изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в управлении большими и сложными организациями.

Основная  цель корпоративной культуры, как  явления, - помочь людям более продуктивно  исполнять свои обязанности в  организациях и получать от этого  большее удовлетворение. А это  в свою очередь приведет к улучшению  показателей экономической эффективности деятельности организации в целом.

Цель работы: определить роль организациооной культуры в управлении персоналом.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

  • раскрыть теоретические и методологические аспекты роли организационной культуры в системе управления персоналом;
  • дать характеристику видам и методам формирования корпоративной культуры;
  • определить роль организационной культуры в управлении персоналом
  • изучить особенности организационной культуры Сбербанка России.

В заключении содержатся основные выводы, подведены  итоги.

Глава 1. Основные понятия организационной культуры

      В современной литературе существует много определений, понятий корпоративной и организационной культуры. Большинство авторов сходятся во мнении, что культура организации составляет сложную композицию важных предположений (часто не поддающихся формулированию), бездоказательно принимаемых и разделяемых членами коллектива.

Часто организационная культура трактуется как принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания, расположения и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за её пределами.

Различие  в понимании истоков формирования и сущности организационной культуры нашло отражение в значительном количестве разнородных определений. В качестве примеров:

Д. Элдридж  и А. Кромби (1974 г.): "Под культурой  организации следует понимать уникальную совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения и т.п., которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достижения поставленных перед ней целей".

Э. Джакус (1952 г.): "Культура предприятия - это  вошедший в привычку, ставший традицией образ мышления и способ действия, который в большей или меньшей степени разделяют все работники предприятия и который должен быть усвоен и хотя бы частично принят новичками, чтобы новые члены коллектива стали "своими"".

Х. Шварц  и С. Дэвис (1981 г.): "Культура представляет собой комплекс убеждений и ожиданий, разделяемый членами организации. Эти убеждения и ожидания формируют нормы, которые в значительной степени определяют поведение в организации отдельных личностей и групп".

Э. Шейн (1985 г.): "Организационная культура - это комплекс базовых предположений, изобретённый, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции. Необходимо, чтобы этот комплекс функционировал достаточно долго, подтвердил свою состоятельность, и потому он должен передаваться новым членам организации как правильный образ мышления и чувств в отношении упомянутых проблем".

Проблемы  корпоративной культуры остаются еще  мало изученными. В литературе, посвященной проблемам организационных культур, можно найти попытки построения схем ее анализа. В современной литературе можно найти довольно много определений организационной культуры и корпоративной культуры. Как и многие другие понятия, концепция организационной или корпоративной культуры не имеет единственного определения. Каждый из авторов стремится дать свое собственное определение, поэтому среди них имеются как очень узкие, так и очень широкие толкования того, что же представляет собой культура организации.

Одна  из главных причин существующего  многообразия взглядов на корпоративную  культуру состоит в том, что разные учёные, говоря о культуре, имеют  в виду её различные аспекты. Сложно спорить о том, какой из подходов единственно правильный, так как  у культуры нет какой-то универсальной формулы. Каждый взгляд имеет право на существование и зависит от того, что конкретно интересует того или иного исследователя.

Развитие  корпоративной культуры предполагает увеличение заботы организации об удовлетворении материальных и духовных потребностей ее членов, обеспечение им поддержки, защиты и безопасности. Одновременно данное развитие предполагает изменение отношения членов организации к ее потребностям и целям, рост преданности и разделение предпочтений, ценностей, норм поведения.

Корпоративная культура не только помогает организации  выжить, расти и развиваться, но и  определяет возможности оптимальной  интеграции, адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной среды. Корпоративная культура интегрируется  из недр общественной культуры и активно влияет на ее формирование.

1.1 Особенности формирования  и поддержания  организационной  культуры

      Формирование  организационной культуры - это попытка  конструктивного влияния на социально-психологическую  атмосферу, поведение сотрудников. Формируя в рамках организационной культуры определенные установки, систему ценностей или "модель мира" у персонала организации, можно прогнозировать, планировать и стимулировать желаемое поведение. Однако при этом всегда необходимо учитывать стихийно сложившуюся в данной организации корпоративную культуру. Часто в бизнес-среде руководители пытаются сформировать философию своего предприятия, где декларируют прогрессивные ценности, нормы, и получают не соответствующие своим желаниям и вложениям средств результаты. Происходит это отчасти и потому, что искусственно внедряемые организационные нормы и ценности вступают в конфликт с реально существующими, и поэтому активно отвергаются большинством членов организации. Формирование организационной культуры обычно осуществляется в процессе профессиональной адаптации персонала. Организационная культура может быть сформирована, и существуют методы ее поддержания и укрепления. По сути дела, следует говорить о том, какой должна быть философия и практика управления и на что следует руководству обратить внимание для поддержания желательной организационной культуры, то есть такой организационной культуры, которая будет поддерживать выработанную стратегию развития компании. Здесь можно выделить целый ряд методов:

  • Поведение руководителя

Безусловно, руководителю следует начать с себя. Давно доказано, что люди лучше  всего усваивают новые для  себя образцы поведения через  подражание. Руководитель должен стать  примером, ролевой моделью, показывая  пример такого отношения к делу, такого поведения, которые предполагается закрепить и развить у подчиненных.

  • Заявления, призывы, декларации руководства

Нельзя  забывать, что для закрепления  желательных трудовых ценностей  и образцов поведения большое  значение имеет обращение не только к разуму, но и к эмоциям, к лучшим чувствам работников: "Мы должны стать первыми!", "Высочайшее качество - это залог нашей победы над конкурентами", "В нашей организации работают лучшие специалисты!", "Этот год станет переломным для нашей компании".

  • Обучение персонала

Обучение  и повышение квалификации персонала  призвано не только передавать работникам необходимые знания и развивать  у них профессиональные навыки. Обучение - важнейший инструмент пропаганды и закрепления желательного отношения  к делу, к организации и разъяснения того, какое поведение организация ожидает от своих работников, какое поведение будет поощряться, подкрепляться, приветствоваться.

  • Система стимулирования

Принципы  построения системы стимулирования и ее основная направленность должны поддерживать именно то поведение, именно то отношение к делу, те нормы поведения и рабочие результаты, в которых находит наиболее полное выражение содержание и основная направленность культивируемой и поддерживаемой руководством оргкультуры. Непоследовательность и расхождение слова и дела здесь недопустимо, поскольку даже однократное нарушение установленных принципов стимулирования сразу вызовет резкое падение доверия к политике, проводимой руководством.

  • Критерии отбора в организацию

 Каких  работников мы хотим видеть в организации: профессионалов, обладающих необходимыми знаниями и опытом, или же для нас не меньшее значение имеет способность нового работника принять ценности и нормы поведения, уже сложившиеся в организации и составляющие ядро ее организационной культуры?

  • Организационные традиции и порядки

Известно, что организационная культура закрепляется и транслируется в традициях  и порядках, действующих в организации. При этом на организационную культуру могут повлиять даже разовые отступления  от установленного (или декларируемого) порядка. К примеру, если вдруг по каким-то причинам руководство один, другой раз не смогло провести ежемесячное подведение итогов работы с поздравлением и награждением лучших работников, то это не только нарушает установленные правила, но и показывает неготовность руководства разделять декларируемые ценности, что, естественно, снижает энтузиазм и желание персонала "выкладываться" на работе.

Информация о работе Организационная культура и ее роль в управлении персоналом