Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 07:44, реферат
В соответствии с идеологией стандартов ИСО семейства 9000 системы менеджмента качества в контрактных ситуациях являются объективным доказательством того, что организация потенциально способна стабильно поставлять продукцию, отвечающую обязательным требованиям и требованиям потребителей, а также неуклонно повышать удовлетворенность потребителей.
Требование стандартов о представлении системы менеджмента качества в виде сети процессов является необходимым и достаточным условием («проекцией») обеспечения ее «прозрачности» для оценки первой, второй и третьей сторонами, доказательством потенциальных возможностей обеспечения результативности. Наличие актуализированного описания процессов (определение, идентификация и взаимодействие) является «объективным доказательством» того, что они находятся под контролем, т.е. в управляемых условиях.
Описание процессов в рамках систем менеджмента качества на основе методологии функционального моделирования IDEF0
Введение
Ключевым понятием в МС ИСО семейства 9000 версии 2000 года является новая для этой сферы концепция «процессного подхода» [1-5]. Вокруг этого началась поистине настоящая борьба за приоритеты в трактовке, идеологическое лидерство, первенство в средствах и методах реализации.
Между
тем «процессный подход» как
концепция известен уже давно
как в методологии
Процессный подход является основным элементом менеджмента в организации. При этом одним из ключевых аспектов этого подхода является обеспечение наглядности («прозрачности») объекта управления (организации или системы) посредством его точного, достаточного, лаконичного, удобного для восприятия и анализа описания.
Очевидно,
что для сложных систем, к которым
относится предприятия или
Рис. 1. Многообразие форм проявления объекта («фацетный» подход обеспечения «прозрачности»)
Например, одна и та же организация может быть представлена как:
· сеть процессов, из которых состоит деятельность организации;
· совокупность и структура информации, которая создается и
обрабатывается в процессе функционирования организации;
· организационная структура;
· инфраструктура (территории, здания, сооружения, коммуникации) и т.д...
Общепризнанно,
что ключевой для целей общего
руководства является представление
объекта в виде сети процессов, определяющих
его миссию [1-4, 6]. Действительно, каждая
организация или система
Прежде всего «...организации должны определить свои системы и входящие в них процессы для того, чтобы можно было четко понимать, управлять и улучшать эти системы и процессы. Руководство должно обеспечить эффективную работу и управление процессами, измерениями и данными, используемыми для установления удовлетворенности деятельностью» [3].
Описание
объекта управления для целей
общего руководства начинают с описания
процессов, определяющих миссию, и продолжают
до достижения необходимой степени
«прозрачности», достаточной для
корректного анализа и
Эффективный
менеджмент качества через призму процессного
подхода можно представить
· хорошо структурированная (описанная) сеть процессов, определяющая деловой процесс (процессы) организации;
· постоянно реализуемые процедуры планирования, обеспечения, управления, улучшения качества в рамках каждого процесса сети процессов.
В соответствии с идеологией стандартов ИСО семейства 9000 системы менеджмента качества в контрактных ситуациях являются объективным доказательством того, что организация потенциально способна стабильно поставлять продукцию, отвечающую обязательным требованиям и требованиям потребителей, а также неуклонно повышать удовлетворенность потребителей.
Требование стандартов о представлении системы менеджмента качества в виде сети процессов является необходимым и достаточным условием («проекцией») обеспечения ее «прозрачности» для оценки первой, второй и третьей сторонами, доказательством потенциальных возможностей обеспечения результативности. Наличие актуализированного описания процессов (определение, идентификация и взаимодействие) является «объективным доказательством» того, что они находятся под контролем, т.е. в управляемых условиях.
Описание процессов
Адекватное описание сети процессов возможно с помощью процедуры, называемой моделированием. Под термином «моделирование» следует понимать процесс создания точного, достаточного, лаконичного, удобного для восприятия и анализа описания системы, как совокупности взаимодействующих компонентов и взаимосвязей между ними.
Моделирование предполагает наличие в обязательном порядке установленного набора изобразительных (выразительных) средств и правил – языка описания объекта. Среди наиболее распространенных языков описания и соответствующих им моделей можно выделить:
· Вербальная модель – описание на естественном языке.
Например, для стандартизации это наиболее характерная и привычная форма описания объекта. Следует отметить, что этот язык не всегда обеспечивает необходимой «прозрачности» и точности описываемого объекта.
· Математическая модель – описание с помощью средств и правил определенного раздела (разделов) математики. Например, статистическая модель для анализа и прогнозирования технологического процесса, составленная на базе таких разделов математики, как теория вероятности, математическая и прикладная статистика.
· Графическая модель – описание объекта с помощью средств и правил графического изображения. Например, ЕСКД (единая система конструкторской документации) – набор средств и правил получения графического описания объекта, называемого чертеж.
Следует отметить, что нет четких границ между приведенными типами языков описания и соответствующими им моделями. Как правило, каждая модель использует средства и правила других моделей. Например, математическая модель может содержать как элементы вербальной модели (словесное сопровождение), так и элементы графической модели (поясняющие схемы, рисунки и т.п.).
Большинство
экспертов в сфере систем менеджмента
качества сходятся на том, что наиболее
приемлемым способом описания процессов
является их графическое представление.
В различных документах [4, 9], посвященных
толкованию процессного подхода, изложенного
в новой версии стандарта, предлагаются
различные варианты для графического
представления процессов.
Рис. 2 Варианты графического представления процессов.
Описание процессов должно отражать не только отдельные процессы, но также взаимосвязи и взаимодействия между процессами. Процессы вместе с взаимосвязями и взаимодействиями представляют собой сеть процессов организации.
Описание
сети процессов, составляющих деятельность
организации – это сложная
организационно-техническая
Впервые
это обстоятельство было осознано в
середине 70-х годов при реализации
комплексных проектов по заказам
ВВС США. В то же время была предложена
и реализована программа
В методологии функционального моделирования IDEF0 [7-9] для графического представления процесса используется следующая нотация (Рис. 3).
В соответствии с методологией IDEF0 процесс представляется в виде функционального блока, который преобразует входы в выходы при наличии необходимых ресурсов (механизмов) в управляемых условиях.
Взаимосвязи и взаимодействия процессов в IDEF0 представляются дугами, соединяющими выходы одних функциональных блоков с входами других.
Рис.3: Графическое представление процесса в IDEF0
Модель сети процессов в рамках СМК должна отвечать на следующие вопросы:
Для того чтобы функциональная модель сети процессов отвечала на эти и другие вопросы в рамках СК, она должна строиться в соответствии с дополнительными требованиями (помимо тех, которые сформулированы в методологии IDEF0).
Далеко не полный перечень требований, которым должна отвечать функциональная модель процессов, включает следующее:
Для того чтобы функциональная модель удовлетворяла перечисленным требованиям, она должна строиться как модель делового процесса [11].
Деловой процесс – это совокупность процессов (операций, действий) и взаимодействий между ними, результатом (выходом) которой является продукция и/или услуги, поставляемые потребителям, а входами – материальные, информационные и трудовые ресурсы, поставляемые внешними поставщиками.
Таким
образом, функциональная модель делового
процесса будет охватывать процессы
жизненного цикла, а также связанные
с ними вспомогательные процессы
и процессы менеджмента, входящие в
состав деятельности организации. Это
полностью согласуется с
Например,
швейное ателье производит (шьет) женские
пальто, заключая договора с потребителями.
Потребителями продукции
Рис.4: Деловой процесс в швейном ателье
В МС ИСО 9001:2000 к обязательным процессам относятся:
Реализация ответственности высшего руководства в рамках системы качества;
Менеджмент ресурсов (кадры, инфраструктура, рабочая среда);
Менеджмент производственных процессов (процессов жизненного цикла продукции приравненных к ним по степени важности вспомогательных процессов обеспечения);
Процессы измерения, контроля и улучшения СК.
К обязательным элементам процессов, составляющих деловой процесс, относятся в том числе [2]:
Соответственно, функциональная модель должна содержать все обязательные процессы и элементы в соответствии с требованиями МС ИСО9000:2000.
В нашем примере деловой процесс в швейном ателье будет иметь следующую структуру (Рис. 5).