Оценка эффективности устройства и планировки

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение устройства и планировки магазина. Достижение цели опирается на решение следующих задач: изучение теоретического материала устройства и планировки магазина; анализ эффективности устройства и планировки на примере магазина "Добрый" ООО "Сателлит"; разработка оптимальных путей устройства и планировки магазина "Добрый" ООО "Сателлит".

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы устройства и планировки магазина
Глава 2. Среда функционирования магазина
Глава 3. Оценка эффективности устройства и планировки
Глава 4. Пути оптимизации устройства и планировки магазина
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 57.64 Кб (Скачать)

Согласно классификации предприятий розничной торговли магазин "Добрый" является универсальным магазином с ассортиментом продовольственных и не продовольственных товаров, с преимуществом продовольственных (Приложение 11).

Форма обслуживания индивидуальная, продавцами - кассирами через прилавок. Состав работающих 7 человек, в том числе 2 человека обслуживающий персонал. Реализация продукции осуществляется только в зале, с соблюдением сроков реализации, определенных санитарными правилами, отвечающая требованиям безопасности и здоровья потребителей. Реализация продукции вне зала нет. Режим работы предусмотрен круглосуточный, без перерыва.

Магазин "Добрый" осуществляет следующие услуги розничной торговли:

реализация продовольственного сырья и пищевых продуктов, непродовольственных товаров с отпуском непосредственно на стационарном предприятии - розничная торговля продуктами питания и промышленными товарами;

оказание помощи покупателю в современной покупке и ее использованию и применению;

прием и выполнение заказов на товар, обслуживание по заказам;

упаковка купленных в магазине товаров;

информационно - консультационные услуги.

Другие сопутствующие услуги не оказываются.

Глава 3. Оценка эффективности устройства и планировки

В зависимости от особенностей объемно-планировочного решения магазин является отдельно стоящим одноэтажным зданием, высота помещений 3 метра. Фундамент ленточный из бетонных блоков, стены из керамического кирпича, кровля стропильная с покрытием металлочерепицей.

В здание предусмотрены два входа: для посетителей со стороны главного фасада и служебный вход с торца здания. Прилегающая к магазину территория благоустроена, озеленена. Подъездные пути и пешеходные дорожки доступны к входу, удобны, пешеходный тротуар и прилегающая территория асфальтирована, вход в магазин в вечернее время освещен, имеется вывеска с необходимыми реквизитами: тип предприятия; принадлежность; информация о режиме работы; информация об оказываемых услугах.

Помещение магазина оборудовано для оказания услуги розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами. Помещение торгового зала оптимальных размеров, с прилеганием к нему общих торговых площадей помещений (Приложение 9).

Общая площадь магазина 74,6 кв. м., из них торговый зал занимает 45,2 кв. м. с установочной площадью, занимаемой торговым оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации товара, проведения денежных расчетов с покупателями. Пол покрыт глазурованной напольной плиткой, стены - улучшенная клеевая побелка. Освещение совмещенное: три окна и потолочные люминационные лампы (9 шт.), зал оснащен вентиляцией (верхние зарешеченные воздуховоды).

Для ведения торговли магазин оснащен необходимым торгово-технологическим оборудованием. Для рекламы и показа товара, ведения процесса торговли, на установочной площади установлено следующее эксплутационное торгово-технологическое оборудование: горки пристенные 4-х секционные возле одной стены и 8-ми секционные у другой стены; среднетемпературная холодильная камера POLAIR для рыбы (готовой продукции); холодильный шкаф ШХ-08 низкотемпературный в верхних камерах (для замораживания мясной и рыбной продукции) и среднетемпературный в нижних камерах (для молочной и мясной готовой продукции); ларь морозильный "Снеж" низкотемпературный для полуфабрикатов; ларь морозильный низкотемпературный для мороженного; витрина демонстрационная среднетемпературная для кондитерских мучных изделий; угловая среднетемпературная демонстрационная витрина для пресервов, рыбной готовой продукции; низкотемпературная демонстрационная витрина "Купец" для замороженной продукции (мясных полуфабрикатов, рыбы); низкотемпературная демонстрационная витрина "Купец" для молочной и мясной продукции (разделенная перегородкой пополам); полка навесная для демонстрации кондитерских изделий сахаристых и мучных в промышленной упаковке; расчетный кассовый узел (2): стол рабочий, электронные весы, контрольно-кассовая машина, защищенная кабина у ККМ с витринной мелкоштучных изделий; уголок покупателя; навесная полка для покупателей у информационного уголка. (Приложение 10). Зная площадь торгового зала - 45,2 кв. м. и зная площадь, занятую торговым оборудованием для выкладки товаров, а также площадь занимаемую оборудованием для проведения денежных расчетов с покупателями, с помощью коэффициента установочной площади определим эффективность использования площади торгового зала,

Kу = Sу / Sт. з, = 17,32 кв. м: 45,2 кв. м = 0,38

полученное значение коэффициента свидетельствует о перенасыщении торговой площади зала оборудованием, что приводит к неудобствам как покупателей, так и продавцов, т.к остается недостаточная ширина проходов между оборудованием. С помощью коэффициента экспозиционной площади можно определить степень использования площади торгового зала под выкладку товаров:

Kэксп. = Sэксп / Sт. з. = 39,857 кв. м.: 45,2 кв. м. = 0,88

полученный нами коэффициент достаточно высок, т.к оптимальным считается соотношение, примерно, равное 0,7. данное значение свидетельствует о неудобствах при выкладке товаров, приводит к ухудшению обозреваемости товаров.

Согласно ГОСТ Р 51773-2001 "Розничная торговая классификация предприятий" ширина прохода между прилавком и торговым оборудованием должен быть не менее 0,9, а в данном магазине эта величина составляет 0,8 м (Приложение 10) что не соответствует ГОСТу.

Вычислив общую площадь у проходов между оборудованием, прибавив к ней общую площадь занимаемую оборудованием, можно определить площадь для организации рабочих мест обслуживающего персонала, она не должна превышать 40% площади торгового зала:

S орг. раб. мест. = Sу + Sшир. прох = 17,32 кв. м. + 16,58 кв. м.

= 33,9 кв. м.

Sт. з. (45,2 кв. м) - 100%

S орг. раб. мест. (33,9 кв. м) - х

х = 75%

Полученное нами значение свидетельствует о достаточной загруженности площади торгового зала.

Шкафы и прилавки в магазине "Добрый" размещены в одну линию, вплотную к стене, что соответствует линейной планировке торгового зала.

Технологическая линия движения товаров в магазине непосредственно связывает торговые помещения и помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.

Помещение временного хранения продовольственного сырья и продуктов питания - фасовочное помещение - имеют площадь 15,4 кв. м. (Приложение 9).

Оборудовано 300 кг весами, электронными весами для фасовки товара, столом, товарными стеллажами, деревянными подтоварниками, помещение вентилируется, пол покрыт глазурованной плиткой, стены улучшенная побелка, освещение искусственное осуществляется двумя люминесцентными лампами.

К подсобным помещениям относится помещение для мытья и дезинфекции инвентаря - 2,4 кв. м. (Приложение 9), оборудованное мойкой и двумя раковинами, настольными сушилками для инвентаря, губок, щеток и др., пол покрыт глазурованной плиткой, стены улучшенная клеевая побелка. В помещении установлен электрический водонагреватель с подсоединением к смесителю.

К служебно-бытовым помещениям в магазине "Добрый" относится служебно-бытовое помещение совмещенное с раздевалкой - 3,8 кв. м. (Приложение 9). В помещении установлен стол, шкаф для санитарной одежды, раковина для мытья рук, настенная вешалка для верхней одежды, пол покрыт глазурованной плиткой, стены улучшенная клеевая побелка, освещение совмещенное: одно окно и потолочная люминесцентная лампа.

Санузел служебный - 2,2 кв. м. (Приложение 9), также относится к служебно-бытовому помещению. Пол покрыт глазурованной плиткой, стены на ½ высоты облицованы кафелем, освещение искусственное лампой накаливания, защищенное плафоном. Санузел оборудован краном с потреблением воды для уборки помещения (50 см от пола).

Загрузка товара предусмотрена через отдельный вход, расположенный в торце здания. Тамбур: служебный вход-выход (загрузочная) имеет площадь 1,12 кв. м. (Приложение 9)., пол покрыт тротуарной плиткой, стены улучшенная клеевая побелка, освещение искусственное лампой накаливания, защищенное плафоном, загрузка товара предполагается в расфасованном виде, суточным запасом в торговое и холодильное оборудование. Загрузка промышленных товаров предполагается через центральный вход в торговую зону мелкими партиями, складское помещения для промышленных товаров не предусмотрено.

К техническим помещениям магазина относится газовая котельная площадью 5,17 кв. м. (Приложение 9) с входом со двора, работающая на газу.

Отопление помещения осуществляется только собственной котельной.

Предприятие оснащено инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта и санитарные требования:

централизованное водоснабжение холодной водой;

централизованная канализация;

локальное отопление местной котельной на газе;

снабжение горячей водой от водонагревателя;

вентиляция во всех помещениях;

централизованное электроснабжение;

освещение: естественное и искусственное, совмещенное.

Помещения магазина оформлены в единстве стиля. с нежными тонами стен и окраской отопительных приборов, с созданием уюта и комфорта, как работникам так и покупателям. Торгово-технологическое оборудование также установлено в единстве стиля, холодильное демонстрационное оборудование единообразно по размерам и цвету. Необходимый состав помещений для оказания услуги розничной торговли имеется. Размещение и целевое назначение помещений и оборудования обеспечивает последовательность ведения технологического процесса, а также соблюдение технологических, санитарных ном и правил, хотя имеются некоторые замечания по использованию площади торгового зала, рекомендации по улучшению будут даны в следующей главе. В целом согласно отчета о проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизе ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии Республики Марий Эл" (Приложение 11) магазин и состав помещений для оказания услуг розничной торговли продуктами питания и непродовольственными товарами соответствует строительным нормам и правилам, санитарным правилам и нормам (требованиям), что удостоверяется санитарно-эпидемиологическим заключением. (Приложение 12).

 

Глава 4. Пути оптимизации устройства и планировки магазина

Для достижения рационального использования площади торгового зала, но при этом не перегружая её торговым оборудованием, что характерно для данного магазина. Предлагаю следующий способ расстановки торгового оборудования (Приложение 13): исключить из схемы стеклянные стеллажи, расположенные по левой стене торгового зала, на освобождённое место поместить витрину среднетемпературную Купец-1,8 (обозначенную под № 10 на схеме приложения 13); освобожденную от витрины площадь занять витриной низкотемпературной Купец Н-1,6 (№11) и стеллажом стеклянным (№ 9). По правой стене торгового зала были произведены следующие изменения: ларь низкотемпературный (№ 14) заменён на шкаф холодильный (ШХ - 1,4) (№12).

Данные изменения привели к увеличению проходов между прилавком и торговым оборудованием, уменьшению установочной площади с 17,32кв. м до 15,68кв. м. В полученном случае коэффициент установочной площади будет равен:

Ку = Sу / Sт. з. = 15,68 кв. м / 45,2 кв. м = 0,34

данное значение свидетельствует о рациональном использовании торговой площади магазина.

Помимо коэффициента установочной площади произошло и изменение коэффициента экспозиционной площади. Экспозиционная площадь уменьшилась с 39,857 кв. м до 29,56 кв. м.

Кэксп. = Sэксп. / Sт. з. = 29,56 кв. м / 45,2 кв. м = 0,65

полученное значение считается оптимальным.

Уменьшив количество стеклянных стеллажей до одного, я тем самым получила оптимальное значение коэффициентов установочной и экспозиционной площади, но уменьшилась и площадь выкладки необходимая для непродовольственных товаров, которые располагались в тех самых стеллажах. В этом случае я рекомендую проанализировать ассортимент групп непродовольственных товаров и остановить выбор на табачных изделиях и других сопутствующих товарах, пакетах, предметах личной гигиены, мыле туалетном и хозяйственном, синтетических моющих средствах.

 

Заключение

Любой магазин должен располагать комплексом помещений, необходимый для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади.

Взаимное расположение основных групп помещений магазина должно быть таким, чтобы между ними обеспечивалась технологическая связь, способствующая перемещению товаров кротчайшими путями, исключались пересечения движения встречных потоков сырых и готовых продуктов, промышленных и продовольственных товаров.

Не смотря на прогрессивное развитие новых форматов розничной торговли, во многих регионах по-прежнему основную часть объектов розничной торговли составляют магазины с торговлей через прилавок.

В потребительской кооперации основу розничной торговли составляют магазины с торговлей через прилавок. Среди районных потребительских обществ республики Марий Эл первое место по обороту розничной торговли в потребительской кооперации занимает Оршанское районное потребительское общество, тем самым являясь монополистом в своем районе.

Розничная торговля Оршанского районного потребительского общества выделена в отдельное Общество с ограниченной ответственностью "Сателлит", которое имеет в своём составе 41 действующее предприятие розничной торговли.

Тема курсовой работы "Устройство и планировка магазина" была рассмотрена на примере магазина "Добрый" ООО "Сателлит". Необходимый состав помещений для оказания услуг розничной торговли в магазине "Добрый" имеется. Размещение и целевое назначение помещений и оборудования обеспечивает последовательность ведения технологического процесса, а также соблюдения технологических, санитарных норм и правил, что удостоверяет санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное ФГУЗ "Центром гигиены и эпидемиологии Республики Марий Эл".

Информация о работе Оценка эффективности устройства и планировки