Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 17:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ системы обучения персонала на предприятии ЗАО «Завод «Людиновокабель».
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1. Провести теоретико-аналитический обзор литературы по исследуемой тематике.
2. Выполнить анализ существующей системы обучения персонала на предприятии ЗАО «Завод «Людиновокабель».
3. Разработать рекомендации по совершенствованию системы обучения персонала.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА………………..………………………………………………………..……………...….6
1.1 Понятия и виды обучения персонала………………………………...6
1.2 Методы обучения персонала…………………………………………10
1.3 Зарубежный опыт в обучении персонала…………………………....15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО «ЗАВОД ЛЮДИНОВОКАБЕЛЬ»……………….……18
2.1 Общая характеристика и история ЗАО
«Завод «Людин6овокабель»................................................................................18
2.2 Анализ системы обучения персонала на предприятии ЗАО «Завод «Людиновокабель»…………………………………………… …………….…..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....30
Список использованных источников и литературы……………………….….31
Специалисты в области обучения давно поняли, что не существует одного универсального метода обучения - каждый имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому большинство современных программ профессионального обучения представляют собой сочетание различных приемов подачи материала - лекций, видеофильмов, деловых игр, моделирования и т.д.
Существует огромное количество методов развития профессиональных знаний и навыков. Все они могут быть разделены на две большие группы - обучение непосредственно на рабочем и обучение вне рабочего места (в учебном классе).
Основными методами обучения на рабочем месте являются: инструктаж, ротация, ученичество и наставничество.10
Инструктаж
представляет собой разъяснение
и демонстрацию приемов работы непосредственно
на рабочем месте и может
Инструктаж
на рабочем месте является недорогим
и эффективным средством
Ротация представляет собой метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков. Ротация широко применяется предприятиями, требующими от работников поливалентной квалификации, т.е. владения несколькими профессиями. Помимо чисто обучающего эффекта, ротация оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника, помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями, расширяет социальные контакты на рабочем месте.
Вместе с названными достоинствами ротация обладает одним серьезным недостатком, который необходимо учитывать при планировании профессионального обучения - высокими издержками, связанными с потерей производительности при перемещении работника с одной должности на другую.
Ученичество и наставничество (коачинг) являются традиционными методами профессионального обучения ремесленников - с древних времен, работая рядом с мастером, молодые рабочие изучали профессию. Этот метод широко распространен и сегодня, особенно там, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов - медицине, виноделии, управлении.11
Обучение на рабочем месте отличается своей практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями сотрудника, предоставляет, как правило, значительные возможности для повторения и закрепления вновь изученного. В этом смысле данный вид обучения является оптимальным для выработки навыков, требуемых для выполнения текущих производственных задач. В то же время такое обучение часто бывает слишком специальным для развития потенциала сотрудника, формирования принципиально новых поведенческих и профессиональных компетенций, поскольку не дает ему возможности абстрагироваться от сегодняшней ситуации на рабочем месте и выйти за рамки традиционного поведения. Для достижения таких целей более эффективны программы обучения вне рабочего места, а именно:
1.Лекции являются традиционным и одним из самых древних методов профессионального обучения. В ходе лекции инструктор работает с несколькими десятками, сотнями и даже тысячами учеников (если используется видео). Ограниченность лекций как средства профессионального обучения связана с тем, что слушатели являются пассивными участниками происходящего - лекция не предполагает практических действий со стороны обучающихся, их роль ограничивается восприятием и самостоятельным осмыслением материала. В результате практически отсутствует обратная связь, инструктор не контролирует степень усвоения материала и не может внести коррективы в ход обучения.
2.Рассмотрение
практических ситуаций (кейсов) позволяет
в определённой мере
3.Деловые
игры представляют собой метод
обучения, наиболее близкий к
реальной профессиональной
Самостоятельное обучение является наиболее простым видом обучения - для него не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время, - обучающийся учится там, тогда и так, как ему удобно. Организации могут извлечь значительную пользу из самообучения при условии разработки и предоставления сотрудникам эффективных вспомогательных средств - аудио - видеокассет, учебников, задачников обучающих программ. Основной чертой самостоятельного обучения является его индивидуальный характер. Обучающийся может определять темп обучения, число повторений, продолжительность занятия, т.е. контролировать важные параметры процесса обучения, являющиеся заданными при других методах. В то же время индивидуальный характер лишает самостоятельное обучение одного из важнейших условий эффективности - обратной связи.14
В
завершении данного пункта хотелось
бы отметить, что при обучении на
рабочем месте содержание курсов
и время их проведения могут быть
приспособлены к потребностям организации,
а при обучении вне его содержание
и время курсов редко соответствует потребностям
организации, однако участники во время
обучения в другом месте могут обмениваться
информацией, делиться проблемами и опытом
их решения с работниками других организаций,
что невозможно при обучении на рабочем
месте.
1.3 Зарубежный опыт в обучении
персонала
Для зарубежных концернов характерна организация специальных центров, ведущих профильную подготовку кадров. В частности, во Франции существуют отраслевые, а в Германии межзаводские центры, которые обычно являются мощными подразделениями корпорации. Программы обучения строятся исходя, из запросов предприятий и связаны с процессом структурной перестройки и технического перевооружения производства.
Иногда «кустовые» формирования объединяются в так называемый пул. Считается, что это дешевле и результативнее, чем обращаться к услугам рекрутерских агентств. К примеру, автомобильная корпорация «Форд» и французская «Рено» своими силами полностью обеспечивают себя квалифицированными кадрами.15
Что
касается содержания обучения, то обычно
выбираются наиболее приоритетные направления.
Например, на «Сименс» подготовка ведется
по 50 дефицитным профессиям, у концерна
«Крупп» персонал проходит 4 ступени
в зависимости от квалификационной
и базовой профессионально-
Профильная подготовка кадров обычно контролируется профессиональными ассоциациями, которые тесно сотрудничают с консультативными фирмами, благотворительными фондами, бесприбыльными организациями. Они формируют банк данных об учебных программах и проводят их аккредитацию, устанавливая степень соответствия последних требованиям производств.
В
зарубежных странах есть центры оценки
для аттестации управленческого
персонала. Задача центров выявление
с помощью экспертов и на основе
специальных тестов и упражнений
потенциальные способности
Широко распространена в США и в Японии ротация - планомерно организованная смена должностей руководителей всех рангов. Руководителя, проявившего на том или ином участке работы организаторские способности, направляют на другую работу - с теми же уровнем ответственности, но с другими функциями или другой обстановке, или с более высоким уровнем ответственности. Ротация может применяться и к молодым специалистам в качестве введения их в курс дела, ознакомления с различными сторонами деятельности и подразделениями предприятия, повышения уровня их информативности. Рассматривая кадры как важнейший ресурс производства, фирмы ставят задачу оптимального его использования, прежде всего, за счет повышения качества, в том числе с помощью программ привлечения рабочей силы, кадрового планирования, отбора, мотивации, подготовки и повышения квалификации. Единая кадровая политика строится на базе тщательно разработанных стандартов устанавливающих требования к персоналу, подробной регламентации порядка работы с ними, введения типовых процедур работы с кадрами. Переход к новым технологиям требует значительных затрат, связанных с обновлением знаний, переподготовкой работников. Большим недостатком программ обучения является отсутствие в них экономических знаний.
Систему переподготовки и повышения деловой квалификации можно рассмотреть на примере США. Она может быть представлена в следующем виде:
-
краткосрочные курсы при
-
вечерние курсы, рассчитанные
на обучение высшего и
-
американская ассоциация
-
внутрифирменные курсы
-
центры повышения квалификации
при колледжах, университетах,
учебных центрах, где
-
переподготовка на основе
- вечерняя школа Американского института мировой торговли.17
Рост экономики в США за счет повышения обучения составил 2,1%, за счет роста населения - 0,4%, за счет увеличения капитала - 0,5%.
В
итоге можно сказать, что за рубежом
система обучения персонала направлена
на универсальное образование в
быстро меняющихся условиях, а непрерывное
образование, кроме того, является фактором
стабилизации рабочей силы на предприятии.
И следует отметить, что здесь считается
переподготовить работника дешевле, чем
заменить его, нежели у нас в России.
2.
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
2.1.
Общая характеристика и
Закрытое акционерное общество «Завод «Людиновокабель» — это современное, инновационное, динамично развивающееся, клиентоориентированное предприятие по производству энергетических проводов и кабелей. Завод является производственным подразделением группы компаний «Людиновокабель». Предприятие расположено в живописном месте центральной полосы России — в городе Людиново Калужской области в 330 км в юго-западном направлении от Москвы. В настоящее время численность работников составляет более 1200 чел., а номенклатура производства превышает 3000 наименований. Продукция, выпускаемая предприятием, находит применение практически во всех отраслях промышленности России.18
Постоянными потребителями продукции ЗАО «Завод «Людиновокабель» являются представители нефтегазовой отрасли — ОАО «Роснефть», ОАО «АК Транснефть», ОАО «Татнефть», ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром»; предприятия энергетики — ФСК, МРСК, МОЭСК; машиностроения, металлургии — ОАО «ММК», ОАО «НЛМК», ОАО «КМЗ», ОАО «Тулачермет», ЗАО «ГОК5»; химической промышленности — ОАО «Щекиноазот»; электромонтажные организации, торговые компании — ЗАО «ЭТМ», ООО «Элком-Электро», ООО «Русский свет», ЗАО «Форум-Электро», обеспечивающие комплексные поставки электромонтажного оборудования на объекты строительства и реконструкции.
Информация о работе Обучение персонала на предприятии ЗАО «Завод «Людиновокабель»