Новые стратегии управления городом в эпоху глобализации на примере г. Москвы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проанализировать новые стратегии управления городом в эпоху глобализации на примере г. Москвы.
Предмет – новые стратегии управления городом в эпоху глобализации на примере г. Москвы.
Объект – новые разработки по управлению г. Москвы
Необходимо решить такие задачи:
- описать теоретические аспекты стратегического развития муниципалитета;
- проанализировать проблемы стратегического развития г. Москвы;
- разработать рекомендации по управлению городом в эпоху глобализации на примере г. Москвы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦЕПАЛИТЕТА ……………………………………………..……………….5
1.1. Теоретические аспекты стратегий управления городом …….………………5
1.2. Зарубежный опыт стратегического развития муниципалитета …………….8
2. ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ г. МОСКВЫ……………..18
2.1. Организационно-экономическая характеристика ……………………………18
2.2. Проблемы реализации стратегии развития г. Москвы………………………22
3. РАЗРАБОТКА ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА……………………………………………………………….25
3.1 Ключевые направления деятельности Правительства по реализации стратегии г. Москвы……………………………………………………………………………..25
3.2 Рекомендации по управлению городом в эпоху глобализации на примере г. Москвы ……………………………………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...33

Файлы: 1 файл

Strategia_sovershenstvovaniag_Moskva.doc

— 509.50 Кб (Скачать)

На сегодняшний день в Москве созданы и функционируют 250 органов местного самоуправления и 125 внутригородских муниципальных образований, которые решают вопросы местного значения и обеспечивают реализацию переданных им государственных полномочий.

Москва производит около 23% российского валового регионального продукта при доле в населении России 7,4 %, лидируя среди субъектов Российской Федерации. (На Санкт-Петербург, находящийся на втором месте, приходится 4,6 % ВРП при доле в населении 3,2 %). По объему экономики Москва в середине 2000-х годов занимала седьмое место в мире (следуя за Лондоном), отставая от лидирующих Токио и Нью-Йорка примерно в три раза, но заметно опережая замыкающих первую мировую десятку Мехико, Филадельфию и Вашингтон.

В сферу деятельности органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований входят вопросы местного значения, определенные законом города Москвы от 06.11.2002 г. № 56, а также переданные им дополнительными законами города Москвы отдельные государственные полномочия: в сфере опеки и попечительства (Закон города Москвы от 26.12.2007 г. № 51), досуга, спорта (Закон города Москвы от 25.10.2006 г. № 53) и организации комиссий по делам несовершеннолетних (Закон города Москвы от 28.09.2005 г. № 47).

Основным программным документом, определяющим направления развития местного самоуправления в столице на ближайшую перспективу, является Городская целевая программа государственной поддержки и развития местного самоуправления в городе Москве на 2014–2016 гг.

В настоящее время доходы бюджетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве формируются за счет:

– отчислений от налога на доходы физических лиц с доходов; доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности;

– поступлений от денежных взысканий (штрафов), налагаемых районными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

– прочих неналоговых доходов;

– дотаций из бюджета города Москвы на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских муниципальных образований;

– субвенций из бюджета города Москвы для осуществления передаваемых государственных полномочий;

– безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований.

Объем межбюджетных трансферов на 2015 год в городе Москве приведен в таблице 1.

Для выполнения полномочий по вопросам местного значения каждое внутригородское муниципальное образование получает бюджетные средства на обеспечение расходных обязательств в соответствии с нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц (по нормативу отчислений все внутригородские муниципальные образования Москвы разделены на 25 групп в зависимости от суммы НДФЛ в расчете на одного жителя).

Действующая структура организации местной власти во внутригородских муниципальных образованиях в городе Москве обеспечивает реализацию органами местного самоуправления переданных полномочий по вопросам местного значения в соответствии с законом города Москвы № 56 и государственные полномочия в сфере опеки и попечительства, досуговой и спортивно-массовой работы с населением, комиссий по делам несовершеннолетних.

Деятельность в области местного самоуправления осуществляют участники организационной структуры, представленной на рис. 2.

Анализ функционирования существующей системы местного самоуправления и организационной структуры показал, что, несмотря на ряд позитивных характеристик развития, данная система имеет недостатки:

– внутригородские муниципальные образования не имеют значимой сферы собственной ответственности и не решают многие важные вопросы жизнедеятельности населения;

– отсутствует возможность долгосрочного планирования развития внутригородского муниципального образования в городе Москве (в настоящее время планирование осуществляется на три года);

– отсутствуют критерии и показатели, по которым можно было бы оценить результативность(эффективность) деятельности внутригородских муниципальных образований в городе Москве;

– отсутствуют организационно-правовые и экономические возможности эффективно регулировать развитие сферы платных муниципальных услуг, в том числе оказываемых для социально-незащищенных слоев населения (детей, пенсионеров, инвалидов и т.д.);

– недостаточная координация деятельности и взаимодействия между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти.

Исходя из реального состояния дел по законодательному, нормативному и ресурсному обеспечению органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве и выполняемой ими миссии, можно предложить стратегическую цель развития и совершенствования местного самоуправления – создание совершенной и высокоэффективной системы, направленной на повышение качества жизни населения столичного мегаполиса.

Данная цель может быть успешно реализована на основе полномасштабного охвата проблем.

Комплекс проблем, требующих решения, и задачи по их реализации приведены на рис. 3, структуры организации местной власти во внутригородских муниципальных образованиях в городе Москве на рис. 4.

Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве связано с:

– совершенствованием финансирования на основе четкого выбора оценочных показателей;

– созданием системы измерений, мониторинга и оценки;

– оптимизацией организационной структуры управления городом в целом и органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований.

Наряду с совершенствованием внешней организации деятельности органов местного самоуправления важнейшим направлением работ становится улучшение внутренних процессов их работ. Это связано со стандартизацией (упорядочением) деятельности органов местного самоуправления, нормированием муниципальных услуг, созданием систем менеджмента качества муниципалитетов и др.

 

 

2.2. Проблемы реализации стратегии развития г. Москвы

Рассмотрим более подробно проблему стратегического планирования развития региона на примере развития г. Москвы. По определению г. Москва и Московская область является одной из традиционных старых индустриальных территорий в Европе с характерными вопросами социального, демографического и экологического характера.9

Глобализационные процессы обостряют необходимость реализации стратегии развития региона, которая бы обеспечила: качественное изменение структуры производства и экспорта в направлении роста веса более технологичных и конкурентоспособных продуктов; инновационно-инвестиционное развитие промышленности региона для обеспечения его конкурентоспособности; максимально эффективное и комплексное использование всех имеющихся ресурсов и потенциалов региона. Приоритетным также является направление развития здравоохранения, особенно в подтексте подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018 году. На данном этапе есть разработанная программа внедрения оздоровительных мероприятий на 2015-2018 годы, которые

необходимо постепенно реализовывать.

Наиболее обоснованной и доступной в реализации модели стратегического развития Московской области сегодня является развитие тех отраслей, в которых регион имеет определенные конкурентные преимущества, и инновационная активизация во всех сферах экономики. Таким образом, формирование системы инвестиционного обеспечение стратегического развития, которая заставила рыночные процессы действовать в направлении развития приоритетных отраслей и инновационной активизации всей экономической системы региона, является чрезвычайно актуальным, но сложным вопросом. Ведь региональные потребности в прямых капиталовложениях значительно превышают существующее на отечественном финансовом рынке инвестиционное предложение. Чтобы получить эти средства, Московской области придется конкурировать на достаточно узком сегменте рынка прямых капиталовложений с промышленными регионами страны, имеющие более благоприятный инвестиционный климат.

Для того, чтобы стратегическое планирование Московской области было

эффективным и адекватным сложившимся условиям, необходимо помнить, что

отличительной особенностью Донецкого региона является то, что он играет важную роль в хозяйстве, экономике и внешним связям РФ. Благодаря значительному хозяйственному потенциалу и богатым природным ресурсам, он является базисом для развития российской экономики и одним из важнейших звеньев комплексного развития регионов РФ. И для стремительного развития

необходимо, чтобы в результате внедрения разработанного стратегического плана

решились такие проблемы как: отраслевые диспропорции и проблемы экологии.

Основной проблемой развития экономического потенциала остается высокая концентрация промышленного производства, что обусловило наибольшую в стране урбанизации территорий и одну из самых сложных экологических ситуаций, хотя и способствовало высокому развитию производительных сил региона в пределах РФ.

Обострение этой проблемы проходило под влиянием природно-экономических и исторических причин, а также в результате структурной политики, которая проводилась некоторое время, а именно: вложения капитала в основном ориентировались на «специализированные» отрасли региона, то есть в первую очередь, в тяжелую промышленность.

Процессы глобализации мирового хозяйства усиливают конкуренцию между государствами и их территориями. Сегодня стратегическое управления состоит в формировании и реализации стратегии развития региона на основе непрерывного контроля и оценки изменений, происходящих в его деятельности, с целью поддержки способности территории к выживанию и обеспечение ее эффективного функционирования в условиях меняющейся внешней среды.

Все более актуальным становится поиск новых путей стабилизации регионального развития и повышения конкурентоспособности территориального

производства. Соблюдение указанных требований к степенному планированию обеспечат и эффективность реализации составленного плана и в свою очередь интенсивное развитие региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. РАЗРАБОТКА ПРИОРИТЕТНЫХ  НАПРАВЛЕНИЙ  СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  ГОРОДА

3.1 Ключевые направления  деятельности Правительства по  реализации стратегии г. Москвы

Выполнение (реализация) стратегической цели совершенствования и развития местного самоуправления может происходить до 2025 г. в условиях различных внешних факторов по различным сценариям: инерционному, реалистическому и целевому.

Инерционный вариант до 2025 г. предполагает сохранение существующих позиций местного самоуправления. При этом сохраняется действующая структура управления городом и территориальное деление на муниципальные образования

Реалистический вариант до 2025 г. связан с тем, что в условиях приближающегося кризиса органы местного самоуправления должны быть более полно вовлечены в процессы формирования качества жизни на конкретной территории муниципального образования. При этом сценарии отдельные полномочия, связанные с повышением качества жизни всех слоев населения, могут быть переданы внутригородским муниципальным образованиям.

Данный подход решит множество проблем, связанных с пешеходной и ценовой доступностью государственных, муниципальных и платных услуг. Целевой вариант развития деятельности органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований предполагает до 2025 г. передачу им всех полномочий и функций, осуществляемых управами районов и находящихся в их ведении, и соответственно формирование единой структуры на территории района. В городе должно оптимально сочетаться вертикальное управление мегаполисом: мэр, правительство Москвы, префектуры административных округов, управы районов и управление на уровне конкретной территории, осуществляемое органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований.

Перспективная структура организации местной власти во внутригородских муниципальных образованиях направлена на решение вопросов местного значения и переданных государственных полномочий по всем проблемам, связанным с обеспечением качества жизни населения столичного мегаполиса. Одной из первоочередных задач по развитию управления городом должно стать совершенствование координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Безусловным направлением работ по решению этой задачи является расширение функций и полномочий органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований и развитие межмуниципального взаимодействия, а также взаимодействия с государственными и негосударственными структурами.

Взаимодополняющие действия по управлению территорий усилят возможности обеих структур и позволят добиться более эффективного результата при достижении стратегической цели. В идеальном варианте функции и полномочия управы района и органов местного самоуправления могут быть осуществлены одной структурой, скорее всего, это будут органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в Москве (рис. 3)

Комплекс предложений по совершенствованию и развитию местного самоуправления в Москве следует реализовать в два этапа. На первом этапе реализации стратегии (до 2015 г.) целесообразно:

Информация о работе Новые стратегии управления городом в эпоху глобализации на примере г. Москвы