Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 22:39, контрольная работа
Наступившая после Средневековья и эпохи Ренессанса эпоха Нового времени, реагируя на потребности реальности, начало формировать иное отношение к природе и человеку.
Лицо эпохи постепенно начинает определять наука. XYI и XYII века – это время смены общественно-экономических формаций – на смену феодальной идет новая, основанная на наемном труде рабочего – капиталистическая. Нарождающаяся буржуазия Нидерландов, Англии, Франции ориентируется на действительное познание мира, которое не было бы основано только лишь на библейских сказаниях либо схоластической идее, но которое опиралось бы на практические знания и опыт.
Введение.
Разработка метода научного исследования в философии XVII века (эмпиризм и рационализм).
Френсис Бэкон – родоначальник эмпиризма в философии Нового времени. Индукция как доминирующий метод познания мира. Критика «идолов» познания.
Рационализм Рене Декарта. Основные правила дедуктивного метода. Учение об интеллектуальной интуиции.
ВАРИАНТ 6. Философия Нового времени.
Вопрос №1 ВВедение
Наступившая после
Средневековья и эпохи
Лицо эпохи
постепенно начинает определять наука.
XYI и XYII века – это время смены
общественно-экономических
Для формирования
науки Нового времени вообще и
естествознания, в частности, характерна
ориентация на познание реальности, опирающейся
на чувства и практичность. Как
эмпирическое, так и рациональное
познание ведут к развитию науки
как целостного явления, обусловленного
общественной потребностью. Основные
направления философского мышления
определяют Френсис Бэкон, Рене Декарт,
Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Беркли,
Давид Юм, Бенедикт Спиноза, Дени Дидро,
Жан-Жак Руссо и некоторые
Философия Нового времени поставила в центре своей системы ценностей мыслящего субъекта. Такой шаг не мог не привести к существенному пересмотру воззрений на роль личности, общества, государства, религии.
Для передовых
философов XYII века стала нормой опора
на понятие естественного права
каждого человека, дополняемого понятием
общественного договора. В отличие
от своих античных или средневековых
коллег мыслители Нового времени
стремились защитить права каждого
человека. В юридическом отношении
все люди признавались равноправными.
Вопрос № 2.
Разработка метода научного исследования в философии XVII века (эмпиризм и рационализм).
Величайшей заслугой философского мышления Нового времени была разработка общей методологии познания, в процессе решения которой образовалось два основных направления: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм.
Эмпиризм (от греч. empeiría — опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. В противоположность рационализму, в Эмпиризме рациональная познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания1.
В
качестве целостной гносеологической
концепции Эмпиризм . сформировался
в 17—18 вв.; он выступал как материалистический
Э., утверждавший, что чувственный
опыт отражает характеристики объективно
существующих вещей (Ф. Бэкон, Т. Гоббс,
Дж. Локк, Э. Кондильяк), и как субъективно-
Эмпиризм сталкивается с неразрешимыми трудностями выделения исходных компонентов опыта и реконструкции на этой основе всех видов и форм знания. Для объяснения реально совершающегося познавательного процесса Э. вынужден выходить за пределы чувственных данных и рассматривать их наряду с характеристиками сознания (память, активная спонтанная деятельность рассудка) и логическими операциями (индуктивное обобщение), обращаться к аппарату логики и математики для описания опытных данных и в качестве средств построения теоретического знания. Между тем функционирование памяти не сводится к пассивному сохранению ранее полученных впечатлений. Попытки сторонников Эмпиризма обосновать индукцию на чисто эмпирической основе и представить логику и математику как простое индуктивное обобщение чувственного опыта потерпели провал.
Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Научная революция XVI–XVII вв. Привела к систематическому применению в естествознании математических методов. И особенности рационализма XVII в. Связаны именно с ориентацией на математику как идеал научного знания. Рационалисты считали, что подобно тому, как математическое знание выводится и обосновывается рационально-дедуктивным путем, философское знание также должно выводиться из разума и обосновываться им, так как чувственный опыт ненадежен, неустойчив, переменчив.
В чем основное отличие эмпиризма от рационализма?
1. Основные черты эмпиризма, которые заключаются в следующем:
-
исключительная значимость и
необходимость наблюдений и
- путем, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение, эксперимент;
-
исключительно все знания
2. Характерные черты рационализма:
-
через достоверность мысли
- рационализм требует ясности и непротиворечивости мышления;
-
на начальной стадии развития
неприятие чувственного метода
постижения истины как
3. Эмпирический и теоретический уровни знания отличаются по предмету, средствам и методам исследования. Однако выделение и самостоятельное рассмотрение каждого из них представляет собой абстракцию. Эти два пласта знаний всегда взаимодействуют между собой.
В процесс познания включена вся психическая деятельность человека. Однако основную роль выполняют чувственное и рациональное познание. Чувственное, или сенситивное, познание — это познание с помощью органов чувств, оно дает непосредственное знание о предметах и их свойствах и протекает в трех основных формах: ощущении, восприятии, представлении2.
Ощущение
— это чувственный образ
Эмпирическое познание никогда не может быть сведено только к чистой чувственности. Даже первичный слой эмпирических знаний — данные наблюдений — всегда фиксируется в определенном языке: причем это язык, использующий не только обыденные понятия, но и специфические научные термины. Данные наблюдения нельзя свести только к формам чувственности — ощущениям, восприятиям, представлениям. Уже здесь возникает сложное переплетение чувственного и рационального.
Таким образом, чувственное познание дает знание об отдельных свойствах и предметах действительности. Можно ли считать, что эти знания достоверны?
Что
касается достоверности чувственных
образов, их соответствия вещам и
их свойствам, отметим следующее. Одни
и те же предметы вызывают у разных
людей неодинаковые ощущения, на что
обратили внимание скептики. Субъективность
ощущений обусловлена физиологическими
различиями органов чувств отдельных
людей, их эмоциональным состоянием
и другими факторами. Но было бы ошибочным
абсолютизировать субъективную сторону
познания, считая, что в ощущениях
и восприятиях нет
Необходимо подчеркнуть, что познавательная деятельность людей не сводится к одному лишь чувственному восприятию. Оно включает в себя и рациональное познание, о котором также нельзя сказать, что оно представляет собой чистую рациональность.
Здесь
мы сталкиваемся с переплетением
чувственного и рационального. Формы
рационального познания (понятия, суждения,
умозаключения) доминируют в процессе
теоретического освоения действительности.
Но при построении теории используются
также и наглядные модельные
представления, которые являются формами
чувственного познания, ибо представления,
как и восприятие, относятся к
формам живого созерцания. Даже сложные
и высокоматематизированные теории
включают в свой состав представления
типа идеального маятника, абсолютно
твердого тела, идеального обмена товаров,
когда товар обменивается на товар
строго в соответствии с законом
стоимости, и т. д. Все эти идеализированные
объекты являются наглядными модельными
образами (обобщенными чувствованиями),
с которыми производятся мысленные
эксперименты. Результатом же этих
экспериментов является выяснение
тех сущностных связей и отношений,
которые затем фиксируются в
понятиях. Таким образом, теория всегда
содержит чувственно-наглядные
Различение эмпирического и теоретического уровней следует осуществлять с учетом специфики познавательной деятельности на каждом из этих уровней. Основные критерии, по которым различаются эти уровни, следующие: 1) характер предмета исследования, 2) тип применяемых средств исследования, 3) особенности метода.
Существуют различия между предметом теоретического и эмпирического исследования. Эмпирическое и теоретическое исследования могут познавать одну и ту же объективную реальность, но ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по-разному. Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. На уровне эмпирического познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях, проступают через их конкретную оболочку.
На уровне же теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теории как раз и заключается в том, чтобы воссоздать все эти отношения между законами и таким образом раскрыть сущность объекта.
Выделив эмпирическое и теоретическое познание как два особых типа исследовательской деятельности, мы можем сказать, что предмет их разный, то есть теория и эмпирическое исследование имеют дело с разными срезами одной и той же действительности. Эмпирическое исследование изучает явления, в отношениях между явлениями оно может уловить проявление закона. Но в чистом виде он дается только в результате теоретического исследования.
Перейдем теперь от различения эмпирического и теоретического уровней по предмету к их различению по средствам. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования необходимо включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента.
В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном.
Итак,
таким образом, эмпирический и теоретический
уровни знания отличаются по предмету,
средствам и методам