Эпоха нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 22:39, контрольная работа

Краткое описание

Наступившая после Средневековья и эпохи Ренессанса эпоха Нового времени, реагируя на потребности реальности, начало формировать иное отношение к природе и человеку.

Лицо эпохи постепенно начинает определять наука. XYI и XYII века – это время смены общественно-экономических формаций – на смену феодальной идет новая, основанная на наемном труде рабочего – капиталистическая. Нарождающаяся буржуазия Нидерландов, Англии, Франции ориентируется на действительное познание мира, которое не было бы основано только лишь на библейских сказаниях либо схоластической идее, но которое опиралось бы на практические знания и опыт.

Оглавление

Введение.
Разработка метода научного исследования в философии XVII века (эмпиризм и рационализм).
Френсис Бэкон – родоначальник эмпиризма в философии Нового времени. Индукция как доминирующий метод познания мира. Критика «идолов» познания.
Рационализм Рене Декарта. Основные правила дедуктивного метода. Учение об интеллектуальной интуиции.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 37.56 Кб (Скачать)

  ВАРИАНТ 6. Философия Нового времени.

  1. Введение.
  2. Разработка метода научного исследования в философии XVII века (эмпиризм и рационализм).
  3. Френсис Бэкон – родоначальник эмпиризма в философии Нового времени. Индукция как доминирующий метод познания мира. Критика «идолов» познания.
    1. Рационализм Рене Декарта. Основные правила дедуктивного метода. Учение об интеллектуальной  интуиции. 
       
       

      Вопрос №1 ВВедение

Наступившая после  Средневековья и эпохи Ренессанса эпоха Нового времени, реагируя на потребности  реальности, начало формировать иное отношение к природе и человеку.

Лицо эпохи  постепенно начинает определять наука. XYI и XYII века – это время смены  общественно-экономических формаций – на смену феодальной идет новая, основанная на наемном труде рабочего – капиталистическая. Нарождающаяся  буржуазия Нидерландов, Англии, Франции  ориентируется на действительное познание мира, которое не было бы основано только лишь на библейских сказаниях либо схоластической идее, но которое опиралось  бы на практические знания и опыт.

Для формирования науки Нового времени вообще и  естествознания, в частности, характерна ориентация на познание реальности, опирающейся  на чувства и практичность. Как  эмпирическое, так и рациональное познание ведут к развитию науки  как целостного явления, обусловленного общественной потребностью. Основные направления философского мышления определяют Френсис Бэкон, Рене Декарт, Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Беркли, Давид Юм, Бенедикт Спиноза, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо и некоторые другие. 
 
 

 Философия Нового времени поставила в центре своей системы ценностей мыслящего субъекта. Такой шаг не мог не привести к существенному пересмотру воззрений на роль личности, общества, государства, религии.

Для передовых  философов XYII века стала нормой опора  на понятие естественного права  каждого человека, дополняемого понятием общественного договора. В отличие  от своих античных или средневековых  коллег мыслители Нового времени  стремились защитить права каждого  человека. В юридическом отношении  все люди признавались равноправными.  
 
 
 
 
 
 
 
 

 Вопрос  № 2.

Разработка  метода научного исследования в философии  XVII века (эмпиризм и рационализм).

Величайшей заслугой философского мышления Нового времени  была разработка общей методологии  познания, в процессе решения которой  образовалось два основных направления: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм.

     Эмпиризм (от греч. empeiría —  опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. В противоположность рационализму, в Эмпиризме рациональная познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания1.

     В качестве целостной гносеологической концепции Эмпиризм . сформировался  в 17—18 вв.; он выступал как материалистический Э., утверждавший, что чувственный  опыт отражает характеристики объективно существующих вещей (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Э. Кондильяк), и как субъективно-идеалистический  Э., признававший единственной реальностью  субъективный опыт (Дж. Беркли, Д. Юм). В  буржуазной философии 20 в. впервые появляется сочетание идеалистического Эмпиризма. с онтологизмом, т. е. с определенными  допущениями о реальности: фундаментальное  для Эмпиризма понятие элементарных данных чувственности истолковывается  как относящееся не к психическим  переживаниям субъекта, а к некоторым  объективно (т. е. независимо от индивидуального  сознания) существующим чувственным  сущностям ("нейтральные элементы" мира Э. Маха, "чувственные данные" неореалистов, "сенсибилии" Б. Рассела). Э. подобного типа сочетает в себе черты не только субъективного, но и  объективного идеализма. Логический Эмпиризм (логический позитивизм), разделяющий все осмысленные предложения на синтетические (эмпирические) и аналитические, утверждает, что первые могут быть редуцированы (сведены) посредством ряда логических процедур к регистрации показаний чувственного опыта, и считает вторые бессодержательными.

     Эмпиризм  сталкивается с неразрешимыми трудностями  выделения исходных компонентов  опыта и реконструкции на этой основе всех видов и форм знания. Для объяснения реально совершающегося познавательного процесса Э. вынужден выходить за пределы чувственных  данных и рассматривать их наряду с характеристиками сознания (память, активная спонтанная деятельность рассудка) и логическими операциями (индуктивное  обобщение), обращаться к аппарату логики и математики для описания опытных данных и в качестве средств построения теоретического знания. Между тем функционирование памяти не сводится к пассивному сохранению ранее полученных впечатлений. Попытки сторонников Эмпиризма обосновать индукцию на чисто эмпирической основе и представить логику и математику как простое индуктивное обобщение чувственного опыта потерпели провал.

     Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

     Научная революция XVI–XVII вв. Привела к систематическому применению в естествознании математических методов. И особенности рационализма XVII в. Связаны именно с ориентацией на математику как идеал научного знания. Рационалисты считали, что подобно тому, как математическое знание выводится и обосновывается рационально-дедуктивным путем, философское знание также должно выводиться из разума и обосновываться им, так как чувственный опыт ненадежен, неустойчив, переменчив.

     В чем основное отличие  эмпиризма от рационализма?

1. Основные черты эмпиризма, которые заключаются в следующем:

     - исключительная значимость и  необходимость наблюдений и опыта  в обнаружении истины;

     - путем, ведущим к знанию, является  наблюдение, анализ, сравнение, эксперимент;

     - исключительно все знания черпаются  из опыта, ощущений

     2. Характерные черты рационализма:

     - через достоверность мысли мыслящее  существо идет к познанию окружающего  мира;

     - рационализм требует ясности  и непротиворечивости мышления;

     - на начальной стадии развития  неприятие чувственного метода  постижения истины как такового, с последующим признанием, что  он необходим как низшая ступень  познания.

     3. Эмпирический и теоретический уровни знания отличаются по предмету, средствам и методам исследования. Однако выделение и самостоятельное рассмотрение каждого из них представляет собой абстракцию. Эти два пласта знаний всегда взаимодействуют между собой.

     В процесс познания включена вся психическая  деятельность человека. Однако основную роль выполняют чувственное и  рациональное познание. Чувственное, или  сенситивное, познание — это познание с помощью органов чувств, оно  дает непосредственное знание о предметах  и их свойствах и протекает  в трех основных формах: ощущении, восприятии, представлении2.

     Ощущение  — это чувственный образ отдельного свойства предмета — его цвета, формы, вкуса и т.д. Целостный образ  предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия  на органы чувств, называются восприятием. Восприятия образуются на основе ощущений, представляя собой их комбинацию. Яблоко, например, воспринимается как  комбинация ощущения его формы, цвета, вкуса. Более сложной формой чувственного познания является представление —  сохранившийся в сознании образ  отдельного предмета, воспринимавшийся человеком раньше. Представление  — результат прошлых воздействий  предмета на органы чувств, воспроизведение  и сохранение образа предмета при  его отсутствии в данный момент.

     Эмпирическое  познание никогда не может быть сведено  только к чистой чувственности. Даже первичный слой эмпирических знаний — данные наблюдений — всегда фиксируется  в определенном языке: причем это  язык, использующий не только обыденные  понятия, но и специфические научные  термины. Данные наблюдения нельзя свести только к формам чувственности —  ощущениям, восприятиям, представлениям. Уже здесь возникает сложное  переплетение чувственного и рационального.

     Таким образом, чувственное познание дает знание об отдельных свойствах и  предметах действительности. Можно  ли считать, что эти знания достоверны?

     Что касается достоверности чувственных  образов, их соответствия вещам и  их свойствам, отметим следующее. Одни и те же предметы вызывают у разных людей неодинаковые ощущения, на что  обратили внимание скептики. Субъективность ощущений обусловлена физиологическими различиями органов чувств отдельных  людей, их эмоциональным состоянием и другими факторами. Но было бы ошибочным  абсолютизировать субъективную сторону  познания, считая, что в ощущениях  и восприятиях нет объективного, не зависящего от человека содержания, отражающего действительность. Если бы это было так, то человек вообще не смог бы ориентироваться в окружающем его мире. Он не смог бы различать  предметы по их размерам, цвету, вкусу  и т.п., не зная реальных свойств дерева, камня, железа, он не сумел бы изготовить и применить орудия труда, добывать средства существования. Поэтому чувственное  познание, включая момент субъективного, имеют объективное, не зависимое  от человека содержание, благодаря  которому органы чувств дают в основном верное знание о действительности. Ощущения, восприятия, представления  — это субъективные образы объективного мира3.

     Необходимо  подчеркнуть, что познавательная деятельность людей не сводится к одному лишь чувственному восприятию. Оно включает в себя и рациональное познание, о котором также нельзя сказать, что оно представляет собой чистую рациональность.

     Здесь мы сталкиваемся с переплетением  чувственного и рационального. Формы  рационального познания (понятия, суждения, умозаключения) доминируют в процессе теоретического освоения действительности. Но при построении теории используются также и наглядные модельные  представления, которые являются формами  чувственного познания, ибо представления, как и восприятие, относятся к  формам живого созерцания. Даже сложные  и высокоматематизированные теории включают в свой состав представления  типа идеального маятника, абсолютно  твердого тела, идеального обмена товаров, когда товар обменивается на товар  строго в соответствии с законом  стоимости, и т. д. Все эти идеализированные объекты являются наглядными модельными образами (обобщенными чувствованиями), с которыми производятся мысленные  эксперименты. Результатом же этих экспериментов является выяснение  тех сущностных связей и отношений, которые затем фиксируются в  понятиях. Таким образом, теория всегда содержит чувственно-наглядные компоненты. Можно говорить лишь о том, что  на низших уровнях эмпирического  познания доминирует чувственное, а  на теоретическом уровне — рациональное4.

     Различение  эмпирического и теоретического уровней следует осуществлять с  учетом специфики познавательной деятельности на каждом из этих уровней. Основные критерии, по которым различаются эти уровни, следующие: 1) характер предмета исследования, 2) тип применяемых средств исследования, 3) особенности метода.

     Существуют  различия между предметом теоретического и эмпирического исследования. Эмпирическое и теоретическое исследования могут  познавать одну и ту же объективную  реальность, но ее видение, ее представление  в знаниях будут даваться по-разному. Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между  ними. На уровне эмпирического познания сущностные связи не выделяются еще  в чистом виде, но они как бы высвечиваются  в явлениях, проступают через их конкретную оболочку.

     На  уровне же теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теории как раз и заключается  в том, чтобы воссоздать все эти  отношения между законами и таким  образом раскрыть сущность объекта.

     Выделив эмпирическое и теоретическое познание как два особых типа исследовательской  деятельности, мы можем сказать, что  предмет их разный, то есть теория и  эмпирическое исследование имеют дело с разными срезами одной и  той же действительности. Эмпирическое исследование изучает явления, в  отношениях между явлениями оно  может уловить проявление закона. Но в чистом виде он дается только в  результате теоретического исследования.

     Перейдем  теперь от различения эмпирического  и теоретического уровней по предмету к их различению по средствам. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя  с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования необходимо включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента.

     В теоретическом же исследовании отсутствует  непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном.

     Итак, таким образом, эмпирический и теоретический  уровни знания отличаются по предмету, средствам и методам исследования. Однако выделение и самостоятельное  рассмотрение каждого из них представляет собой абстракцию. В реальной действительности эти два пласта знания всегда взаимодействуют. Выделение же категорий «эмпирическое» и «теоретическое» в качестве средств методологического анализа  позволяет выяснить, как устроено и как развивается научное  знание. То есть спор, родившейся в Философии  Нового времени на тот момент имел под собой все фактические  и логические основания, а поэтому  и имел место быть, мы же решаем данный спор для себя, как указано выше: в единстве и борьбе данных явлений.

Информация о работе Эпоха нового времени