Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 04:00, курсовая работа
Предмет моего исследования - организационное проектирование системы управления персоналом.
В связи с целью работы я определила ряд задач:
- раскрыть понятие и сущность организационного проектирования;
- рассмотреть стадии и этапы организационного проектирования;
- рассмотреть различные методы (подходы) решения задачи организационного проектирования системы управления персоналом;
ВВЕДЕНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
1.1. Эволюция подходов к проектированию системы управления персоналом
1.2. Понятие и сущность организационного проектирования
1.3. Организационное проектирование структуры системы управления персоналом
2. СТАДИИ И ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
2.1. Технико-экономическое обоснование целесообразности и необходимости совершенствования системы управления
2.2. Организационный общий и рабочий проекты системы управления
2.3. Стадии внедрения проекта совершенствования системы управления
3.ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Подходы к проектированию организационных структур
3.2. Организационное проектирование системы вознаграждений и ее связь с внешней и внутренней средой
3.3. Факторы, влияющие на состав социального пакета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Стратегия вознаграждения - это намерения организации в области развития процессов и политики вознаграждения в целях удовлетворения потребностей бизнеса (акционеров).
Стратегия вознаграждения разрабатывается
в рамках общей стратегии управления
человеческими ресурсами и
Внешняя среда
-------------------------¬----
¦ Указы Президента, ¦¦ Конвенции и ¦¦ Генеральное, ¦
¦законы РФ, постановления¦¦ рекомендации МОТ ¦¦региональные, отраслевые¦
¦ Правительства РФ ¦¦ ¦¦ соглашения ¦
L-------------------------L---
------------------------------
¦ ----------------------¬ ¦
¦ ¦ Форма собственности ¦ ¦
¦ L---------------------- ¦
-+-------------------¬ -------
¦ Размер организации ¦ ¦ Стратегия бизнеса ¦ ¦Качество рабочей силы¦
LT-------------------- L---------------------- L--------------------T-
¦ ¦
Внутренняя среда организации
¦ ¦
¦---------------------------¬-
¦¦ Организационная структурদ Финансовое ¦¦Организационная культурদ
¦L---------------------------¦
¦ ---------------------+ +------------------¬ ¦
¦ ¦ L------------- ¦ ¦
¦ -+-----------¬ ---------------¬ --------+¬ ¦
¦ ¦ Субъект - ¦ ¦Функциональный¦ ¦Объект -¦ ¦
¦ ¦работодатель¦ ¦ аппарат ¦ ¦персонал¦ ¦
¦ LT------------ L--------------- L-------T- ¦
¦ ¦---------------¬ -------¬ ------------¬ ----------¬¦ ¦
¦ ¦¦ Стратегия ¦ ¦ Цели ¦ ¦ Методы ¦ ¦ Срок ¦¦ ¦
¦ ¦¦вознаграждения¦ ¦ ¦ ¦воздействия¦ ¦ действия¦¦ ¦
¦ ¦L--------------- L------- L------------ L----------¦ ¦
¦ ¦---------------¬ ---------------¬ ---------------¬¦ ¦
¦ ¦¦ Политика ¦ ¦ Формы ¦ ¦ Источники ¦¦ ¦
¦ ¦¦вознаграждения¦ ¦вознаграждения¦ ¦вознаграждения¦¦ ¦
¦ ¦L--------------- L--------------- L---------------¦ ¦
¦ -+---------------¬ -------------¬ ----------------+¬ ¦
¦ ¦Трудовой договор¦ ¦Коллективный¦ ¦ Локальные ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ договор ¦ ¦нормативные акты¦ ¦
¦ LT---------------- L------------- L---------------T- ¦
¦ ¦ ------------------------------
¦ ¦ ¦Оценка доходности инвестирования¦ ¦ ¦
¦ L---------+ в систему вознаграждения (ROI) +---------- ¦
¦ L-----------------------------
L-----------------------------
-------------------¬ ---------
¦Трудовой кодекс РФ¦ ---------------------------¬ ¦ Рынок труда ¦
L------------------- ¦ Министерство ¦ L----------------
--------------------¬ ¦
¦Налоговый кодекс РФ¦ ¦ и социального развития РФ¦ ¦Пенсионный фонд РФ¦
L-------------------- L--------------------------- L-------------------
-----------------------¬ -----
¦ Государственная ¦ ¦ Фонд социального¦ ¦ Фонд обязательного ¦
¦налоговая инспекция РФ¦ ¦ страхования ¦ ¦медицинского страхования¦
L----------------------- L------------------ L-------------------------
Рис. 4 Организационная система вознаграждений и ее связь с внешней и внутренней средой Бабынина Л.Системы и цели вознаграждения. Кадровик. Кадровый менеджмент ", 2007, N 10
Стратегия вознаграждения для
глобальных корпораций направлена обычно
на преодоление межкультурных
Политика вознаграждения - основные принципы или ориентиры для принятия управленческих решений, обеспечивающих вознаграждение тех типов поведения персонала, которые способствуют достижению организационных целей. Например, базовыми принципами политики вознаграждения могут быть: обеспечение конкурентоспособного уровня заработной платы, равная оплата за равный труд или внутренняя справедливость, создание равных возможностей для роста заработной платы у всех категорий персонала, дифференциация заработной платы в зависимости от напряженности и качества труда, повышение уровня знаний и компетентности, недопущение любых форм дискриминации в оплате труда.
Цели вознаграждения - это
модель действий, описывающая возможность
достижения желаемого производственного
поведения персонала в рамках
стратегии или тактики
Формы вознаграждения - базовая заработная плата (оклады, тарифные ставки), стимулирующие выплаты (премиальные системы, надбавки, доплаты, вознаграждения за выслугу лет, денежное довольствие), социальные выплаты и льготы (социальный пакет), нефинансовые вознаграждения.
Источники вознаграждения - средства государственного бюджета, внебюджетные фонды (ПФ, ФСС, ФОМС), средства организаций (фонды заработной платы, прибыль), средства общественных организаций.
Методы вознаграждения - способы достижения цели:
- административные (решение руководителя о единовременном поощрении, решение комиссии о присвоении звания "Лицо фирмы");
- экономические (премирование
по результатам достижения
- социально-психологические
(работа в проектных командах,
использование дополнительных
3.3. Факторы, влияющие на состав социального пакета
При переходе к рыночной экономике произошла деформация заработной платы с утратой ею воспроизводственной, стимулирующей и социальной функций. Испытывая финансовые трудности, предприятия и организации были вынуждены "сбросить" социальную инфраструктуру, что лишило работников привычных социальных услуг и значительно ухудшило их материальное положение.
Вместе с тем рыночный механизм регулирования заработной платы в развитых странах обеспечивает возмещение (компенсацию) затрат работника на ее воспроизводство, поэтому при организации заработной платы, оценке количества и качества потребляемого труда нужно исходить из социальных целей и функций заработной платы с тем, чтобы возмещать в полном объеме необходимые затраты на поддержание жизнедеятельности работника. Социальные функции защитного характера должны быть учтены в зарплате в виде компенсационных доплат за низкое качество производственных условий на рабочем месте, высокие темпы и напряженность труда, разного рода риски. Кроме того, нужно предусмотреть возмещение затрат на поддержание и повышение профессионального уровня работника, на содержание неработающих членов семьи.
Компенсировать стоимость социальных услуг можно с помощью социального пакета, который представляет собой дополнительные социальные доплаты, выплачиваемые работникам сверх установленных законодательством. Размер доплат должен оцениваться с учетом рыночных условий возмещения затрат потребляемого труда. Социальный пакет должен фиксироваться в трудовых договорах, в соглашениях отраслевых профсоюзов, рабочих ассоциаций, в коллективных договорах.
В настоящее время социальные
пакеты широко применяются в различных
организациях. Размер дополнительных
социальных выплат зависит от дохода
компании, который позволяет
Факторы, влияющие на состав социального пакета
Отраслевая специфика организации |
Социальный пакет |
Руководители высшего уровня |
|||
Стратегия и политика |
Руководители среднего уровня |
||||
Линейные руководители |
|||||
Мотивы различных |
|||||
Рабочие и служащие |
|||||
Возраст |
Стаж работы в компании |
Семейное положение |
Национальные и культурные
различия (для организаций с |
Региональная специфика рынка труда |
|
Социальный пакет в некоторых отраслях - это часть социальных инвестиций - ресурсов, а также финансовых средств компаний, направляемых по решению руководства на реализацию конкретных социальных программ, как собственных, так и внешних. По сути, это практическая форма реализации корпоративной социальной ответственности, степень которой во многом зависит от представлений руководителей о роли бизнеса в решении социальных вопросов, взаимоотношениях бизнеса и государства.
По мнению российских и международных экспертов, организации, реализующие социальные программы, можно объединить в следующие группы.
Нефинансовые формы
В зависимости от сферы деятельности тип организационной культуры в соответствии с классификацией Камерона К., Куинна Р. может быть рыночным, клановым, адхократическим, иерархическим, что оказывает влияние на проектирование системы вознаграждения. В первом случае это стимулирование активности наемных работников с преобладанием материальных форм вознаграждения, зависящих от объемов производства или продаж. Во втором случае вознаграждение может быть ориентировано на командные результаты и межличностные отношения. В третьем случае поощряться будут новаторство, расширение альтернатив, творческий рост, непрерывное совершенствование персонала в производственной деятельности, гибкость и продуктивное изменение самой личности. В последнем случае формы вознаграждения могут включать все перечисленные, но с более формализованными процедурами прямых и косвенных компенсаций, с усилением роли наемных работников при принятии решений в сочетании с их ответственностью.
Таблица 4
Классификация организаций, реализующих социальные программы "Экономика и жизнь", 2005, N 1. С. 2.
Большие и дальновидные |
Осмотрительные |
Социально перегруженные |
|
Организации крупного бизнеса
и |
Организации, получавшие государственные
активы в процессе приватизации в 90-е |
Организации, которым досталась в нагрузку огромная социальная инфраструктура. Они решают задачи ее сокращения и оптимизации, установления партнерских отношений с местными властями в вопросах социальной политики. |
|
Пиарщики |
Политики |
Конъюнктурщики |
|
Организации, которые пытаются |
Организации, которые хотят
внести свою лепту в улучшение
миропорядка и |
Организации, извлекающие коммерческую выгоду из популярной темы социальной ответственности. |
|